Психологический климат как одна из систем управления предприятием

NovaInfo 43, с.109-113
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются роль руководителя в организации, построении и развитии стабильного коллектива. Эффективность работы трудового коллектива в значительной степени зависит от сложившегося в нем морально-психологического климата.

Ключевые слова

ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ, УПРАВЛЕНИЕ, СПЛОЧЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВА, МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Текст научной работы

Управление как наука представляет собой совокупность знаний об объективных закономерностях руководящей, организаторской и административной деятельности людей для осуществления заранее поставленных задач. Управление – это особого рода деятельность по согласованию и упорядоченности, регулированию, координации и контролю, в которых нуждается всякий непосредственно общественный труд в боле менее крупных масштабах. К. Маркс по этому поводу указывал: «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» [11].

Понятие «климат» имеет корни в социальной психологии. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы структуры психологического климата [9].

Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования [8].

Сама наука об управлении находятся на стыке экономических, социологических, юридических, технологических, математических наук и кибернетики. В силу того что в конечном счете решающим среди проблем управления являются экономические закономерности, управление относится к экономической науке.

Эта наука дает ответы на вопросы о способах и методах использования экономических законом, политических и правовых функциях современного производственного процесса в форме социалистической кооперации труда. Основы науки об управлении социалистическим производством заложены В.И. Лениным.

Под принципами хозяйствования, управления производством следует понимать руководящие правила управления народным хозяйством и его предприятиями, правила основанные на учете, прежде всего объективных экономических законов социализма. Принципы управления охватывают весь процесс производства, включая выработку программы, принятие решения, организацию исполнения и контроль за производством и распределением.

Производственная деятельность в каждой отрасли требует непрерывного творческого поиска, напряжения физических, интеллектуальных и эмоциональных сил работников. В этой связи большое значение приобретает изучение и оценка морально-психологической обстановки в коллективе, способствующей, или не способствующей самореализации личности, занимающейся сложным трудом [2; 4].

Сплоченность трудового коллектива зависит от социально-психологического климата, характеризующего социальное лицо коллектива, его производственный потенциал [3].

Психологический климат коллектива объективно складывается на основе всех многочисленных отношений и связей между отдельными его членами, отражающихся как в сознании каждого из них, так и в совокупном сознании всего коллектива. Он оказывает воздействие на течение производственного процесса, уровень его организованности и сплоченности, индивидуальной и коллективной инициативы и творческого поиска, а значит, и на конечные результаты производственной деятельности. Одновременно психологический климат влияет и на эмоциональное состояние работников, удовлетворенность трудом, взаимоотношениями с другими членами коллектива [8].

Качество социально-психологического климата в коллективе определяет отношение руководителя к обществу в целом, к своей организации и к каждому человеку в отдельности. Если в его понимании человек представляется как ресурс, сырьевая и производственная база, то такой подход не даст должного результата, в процессе управления возникнет перекос и недочет или пересчет ресурсов для выполнения конкретной задачи.

Роль руководителя в организации, построении и развитии стабильного коллектива очень велика. Понимание человеческих отношений, умение ладить с людьми, нейтрализовать ошибки подчиненных, организовывать научно-исследовательскую работу, знание рынка труда оцениваются как достоинства любого руководителя. При этом эффективность работы трудового коллектива в значительной степени зависит от сложившегося в нем морально-психологического климата [7].

Под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально - психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий [1].

Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким – стимулирующим и сдерживающим, что является основанием для его дифференциации на благоприятный (здоровый) и неблагоприятный (нездоровый).

Отметим, что благоприятный морально-психологический климат в коллективе способен как ускорять, так и тормозить развитие ключевых качеств работника. Это зависит от сочетания общечеловеческой и профессиональной культуры личности; его готовности к непрерывному повышению профессионализма и квалификации; инициативности и предприимчивости; умения действовать в экстремальной ситуации; готовности к постоянной инновационной деятельности [5].

Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д. [10].

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценка условий жизни и работы личности в коллективе. Эти эффекты выражаются во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решение общих задач коллектива. Члены коллектива как личности определяют его социальную микроструктуру, своеобразие которой обуславливается социальными и демографическими признаками (возрастом, полом, профессией, образованием, национальностью, социальным происхождением). Психологические особенности личности способствуют или мешают формированию чувства общности, то есть влияют на формирование социально-психологического климата в трудовом коллективе [6].

Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на социально-психологический климат.

Читайте также

Список литературы

  1. Аминов, И.И. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / И. И. Аминов, О. В. Афанасьева, М. Г. Дебольский [и др.] ; под ред. А. М. Столяренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 544 с.
  2. Волкова Л.Ф., Игебаева Ф.А. Социально-психологический фактор в развитии предприятий АПК // Актуальные проблемы науки и образования: прошлое, настоящее, будущее. сб. науч. тр. по мат-лам Международной научно-практической конференции. Часть 6. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 38 – 40.
  3. Глумаков, В. Н. Организационное поведение: учебное пособие по спец. «Менеджмент организации» : допущено УМО вузов России по образованию / В. Н. Глумаков. - 2-е изд. - М. : Вузовский учебник, 2012. - 352 с.
  4. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-
  5. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. - С. 47-49.
  6. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. В сборнике: Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. 2014. С.92-93.
  7. Игебаева Ф.А. Развитие личностных качеств современного делового человека // Развитие предприятий, отраслей, регионов России: сборник статей V Всероссийской научно-методической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, 2012. С. 84 – 87.
  8. Игебаева Ф.А. Состояние человеческого потенциала на селе: проблемы и перспективы //Состояние, проблемы и перспективы развития АПК /Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ. Часть III. – Уфа: ВПО Башкирский ГАУ, 2010. – С.197 –199.
  9. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
  10. Кузнецова, А. Р. Проблемы регулирования мотивации молодых специалистов к жизнедеятельности на селе [Электронный ресурс] : электронная монография / А. Р. Кузнецова, Р. З. Саитова ; Башкирский ГАУ. - Уфа : Башкирский ГАУ, 2013. – Режим доступа: http://biblio.bsau.ru/metodic/101345.zip
  11. Бурганова, Л. А. Теория управления [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.А. Бурганова. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 160 с. – Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=420256

Цитировать

Игебаева, Ф.А. Психологический климат как одна из систем управления предприятием / Ф.А. Игебаева, А.Р. Исаргапова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 109-113. — URL: https://novainfo.ru/article/5167 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться