Одним из основных показателей эффективности государственного управления служит степень его открытости. Принципы открытости закреплены в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней власти, но нет четкого нормативно-правового акта, который бы регулировал обеспечение открытости государственного управления. Повышение информационной открытости органов власти выступает как один из приоритетных направлений политики государства.
Актуальность темы статьи обусловлена:
- во-первых, данная тема статьи более или менее касается практически всех нормативно-правовых актов, так как каждый правовой акт должен быть максимально раскрыт и доступен, также понятен для всех слоев населения [3];
- во-вторых, перед многими стоит задача выявить условия и факторы, которые бы способствовали достижению эффективно функционирующей системы открытости государственных властных структур, преодолению ее отчужденности от общества, разрешению социальных, то есть человеческих противоречий для совершенствования государственного управления, в том числе и на региональном уровне [5].
Раскроем определение обеспечения открытости государственного управления, данный термин рассматривается как систематическое предоставление возможности поделиться с окружающими людьми, то есть с населением, приоритетными задачами, социально-экономическими и политическими преобразованиями государства.
Важно оценивать данное определение и с позиций наличия правовой основы широкого взаимодействия, также с позиций практической реализации прав граждан и их объединений участвовать в формировании тех или иных управленческих решений [4].
Существует рейтинг «Freedom in the World», в переводе на русский означает «состояние свободы в мире», там проводится ежегодное исследование о состоянии политических и гражданских свобод в странах мира. Рассмотрим поподробнее данный рейтинг [6].
В этот рейтинг включен ряд принципиальных показателей, отражающих подотчетность государства обществу в период между выборами. Показатели формулируются в форме вопросов, положительные ответы на которые означают, что государство определяет стратегию движения к открытости и прозрачности как вектор своего развития [1]. По недавним новостям сайта, этот рейтинг выложил Доклад о состоянии свободы в мире 2016 года [7]. В этом докладе говорится, что из 195 государств, по рейтингу Freedom House, к «свободным» государствам можно отнести Западную Европу и Северную Америку, где уровень развития демократических институтов и гражданских свобод признан самым высоким в мире. На данный момент «частично свободными» государствами стали 57 стран [2]. Это страны: Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Украина, а также территории с неопределённым статусом — Абхазия (формально принадлежит Грузии, признана Россией в качестве самостоятельного государства) и Нагорный Карабах (формально принадлежит Азербайджану). По-прежнему, «несвободными» считаются Китай, Россия, Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, а также территория с неопределённым статусом — Южная Осетия (формально принадлежит Грузии, признана Россией в качестве самостоятельного государства) и спорная территория — Крым (ранее принадлежал Украине, с 2014 года входит в состав России).
Другим значимым рейтингом, имеющим отношение к мониторингу открытости, является глобальный рейтинг обеспечения права на информацию (Global Right to Information). Этот рейтинг позволяет определить уровень правовых гарантий граждан в области свободы доступа к информации. Рейтинг составляется двумя организациями, которые проводят мониторинг всего процесса получения информации от государственных органов: от гарантии прав на доступ к информации до фактической реализации процедур, включая оценки объема открытой или закрытой информации, процедуры обжалования решений при ограничении доступа граждан к информации, санкции за допущенные нарушения и обеспечение дополнительных возможностей доступа к информации. В основе методологии 6 показателей со значениями от 0 до 2 (в основном; иногда бывают более высокие значения) и общим возможным баллом, равным 150. Сами же индикаторы были сформированы на базе международного законодательства и выявления ядра требований по обеспечению доступа к информации и права обществ быть информированными. Россия, занявшая в рейтинге из 95 стран 29-е место (98 из 150 баллов), наиболее низкие баллы имеет по направлениям: обеспечение прав на доступ к информации; санкции и защитные меры при информационном обмене; меры по продвижению и популяризации информационного обмена [1]. На данный момент, Россия остается на прежнем месте (98 из 150 баллов). Самый высокий балл в этом списке имеет Сербия (135 из 150 баллов).
Анализируя результаты, вышеназванного международного рейтинга, Белозор Ф.И. показывает, что ряд государств, включая Россию, отстают с формированием институтов и политик в области открытости. Вопросы получения, создания и распространения информации должны быть не только нормативно урегулированы, но и обеспечены организационно при поддержке институтов гражданского общества [1]. Россия должна достичь высоких результатов по обеспечению прав на доступ к информации, обеспечить санкции и защитные меры при информационном обмене, также меры по продвижению информационного обмена.
Также анализируя актуальные проблемы в области обеспечения открытости государственного управления можно сказать, что действующее законодательство РФ о государственной службе внутренне противоречиво, поскольку правовые основы видов федеральной государственной службы урегулированы различными законодательными актами РФ, которые не соответствуют друг другу.
Еще хотелось подчеркнуть, что во многих субъектах РФ по вопросам государственной службы приняты различные законодательные акты, которые в ряде случаев противоречат законодательству РФ.
Подводя итог, можно сказать, что Россия, отстает с формированием институтов и политик в области открытости, так как она нормативно не урегулирована, и не обеспечена организационно при поддержке институтов гражданского общества. В целом, законодательство РФ о государственной службе характеризуется неполным законодательным регулированием государственно-служебных отношений.
Для этого необходимо, по моему мнению, создать такой нормативно-правовой акт, который бы регулировал актуальные проблемы в области обеспечения открытости государственного управления, что бы по каждой проблеме предлагалось оперативное решение или же пути её решения.