В современном обществе степень управляемости общественными делами, развитие общественного производства все больше зависит от формирования и реализации новой стратегии управления. Это, прежде всего, формирование и развитие высокого интеллектуального потенциала управленцев, основанного на научных знаниях и творческом подходе.
Реализация этой стратегии связана с максимальным включением молодого поколения в процесс преобразования общества. Молодежь отличается от других социальных групп высоким уровнем мобильности, способностью к критическому и оригинальному мышлению. Молодежное сознание обладает особой восприимчивостью, пластичностью, способностью к усвоению больших потоков информации. Это – наиболее инициативная, предприимчивая, динамичная группа, носитель передовых идей. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяют будущее общества. Поэтому большое значение имеют мотивационные и культурные установки, ценности, сложившиеся в сознании молодого поколения, которые окажут влияние на качества руководителя, а значит, на характер, цели и задачи управленческой деятельности в будущем [1].
По мнению немецкого социолога К. Мангейма «Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она – потенция, готовая к любому начинанию» [2].
Тем самым, если мы хотим получить качественно нового управленца – грамотного, интеллектуально подготовленного, способного взять ответственность за управление страной, необходимо именно сейчас позаботиться о формировании управленческой культуры молодежи, соответствующей современным требованиям, и о максимальном использовании ее интеллектуального и социального потенциала. Механизмом реализации этой стратегии выступает целенаправленное формирование управленческой культуры молодежи как будущего субъекта управления.
Подготовка управленческих кадров включает два этапа: первый – формирование личности в семье, школе, то есть первичная, базовая социализация; второй – профессиональная специализация в средних специальных и высших учебных заведениях и на производстве. Первоначально в семье начинается формирование социальных качеств, усвоение основ самоуправления, принципов и правил общежития, моральных и правовых норм; закладываются основные элементы развития мыслительных способностей. Семья выступает в качестве интегрального объекта, социального механизма включения человека в систему общественных отношений, в том числе и управленческих [3].
Эффективность современного менеджмента все в большей степени зависит от овладения приемами интеллектуальной, знаниевой деятельности и менеджером, и персоналом. Особая роль в этом процессе отводится системе образования. Коммуникативные, интеллектуальные, организаторские способности формируются в раннем возрасте. Предназначение образования заключается в создании условий, содействующих росту каждого индивида, максимальному развитию его личностных качеств. Система знаний, умений, навыков управленческой деятельности закладывается в период становления личности, в процессе её социально-профессиональной социализации. В школе, техникуме, колледже, вузе развивается способность к творчеству, самоуправлению на основе вырабатываемых установок [4].
Большое значение имеет и создание оптимальных условий и эффективной адекватной социокультурной среды для реализации интеллектуальных, творческих и социальных возможностей молодёжи, удовлетворения потребности в саморазвитии.