Системный подход в научном познании

NovaInfo 44, с.224-226, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В статье рассматривается роль системного подхода в познавательных процессах в науке. Развивается идея об эвристических возможностях структуры

Ключевые слова

ЭЛЕМЕНТ, СТРУКТУРА, СИСТЕМА, ФРАКТАЛ

Текст научной работы

Системой в науке и философии принято называть «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство [1, с. 98]. Из этого определения вытекает, что в системе есть элементы, которые организованы при помощи структуры (формы, образа, схемы) в определенную целостность. Структура, с этой точки зрения, и есть главный системообразующий фактор [2, с. 256].

Понятие системы очень близко по объему и содержанию понятию целого. Вполне возможно, что первое из них является научным выражением второго. Если второе понятие в основном фигурировало в сфере философии и обыденного мышления, то первое разрабатывалось в большей мере в рамках науки и рассматривается обычно в качестве общенаучного термина. С точки зрения системного подхода любой объект необходимо рассматривать в качестве системы. Это означает следующие требования к построению исследования:

  1. Выделение элементов объекта, изучение их свойств, отношений и функций внутри системы. Для сложных систем это требование означает так же и выделение функционирующих в рамках данной системы относительно самостоятельных подсистем [3, с. 61] .
  2. Представление объекта как части более широкой системы. Например, можно попытаться представить преступление как фрагмент определенных жизненных обстоятельств, связанных с жизнью преступника и жертвы преступления. Такой метод позволяет ответить на ряд важных для суда и следствия вопросов («Почему стало возможным данное преступление?», «Что оно значит для обвиняемого?» и т.п.). По-другому говоря, принцип системности требует рассматривать объект не только во взаимоотношениях между элементами, но и взаимоотношении со средой.
  3. Выделение структуры объекта, т.е. установление существующего способа организации элементов в систему. При работе с социальными объектами (предприятие, университет, преступная группа и т.п.) это означает установление формальных и реальных властных отношений, схем движения денег, товара, информации и т.п. Установление «вертикальной» структуры (иерархии) важно для понимания механизмов управления системы.
  4. Решение вопроса о соответствии данной структуры характеру элементов (способствует ли развитию потенциальных возможностей элементов данная структура или тормозит их развитие?).
  5. Решение вопроса о соответствии элементов данной структуре (способны ли данные элементы или какая-то их часть к функционированию в рамках данной структуры?). Последнее требование стало актуальным при решении управленческих задач в сферах экономической и политической жизни страны: очень часто здесь возникает проблема подбора способных для реализации рыночных структур кадров на место тех, кто был подготовлен для работы по схемам социалистической экономики, политики и идеологии.

Системный анализ предполагает также и определение вида системы, которая изучается. В общей теории систем обычно выделяют следующие их виды: а) материальные и идеальные; б) простые и сложные. Сложными считают системы, которые состоят из подсистем, вступающих во взаимодействие как определенные целостности; в) устойчивые (стабильные) и неустойчивые (нестабильные); г) закрытые (замкнутые) и открытые; д) живые и неживые; е) самоорганизующиеся и управляемые извне; ж) биологические и социальные.

Системный анализ, конечно же, предполагает учет и других общеметодологических принципов познания, которые мы уже рассмотрели. Например, нельзя забывать, что объект подвержен изменению во времени (принцип развития). Следует также помнить о существовании внутренних и внешних противоречий объекта познания, сильно влияющих на его поведение. Полезно так же представить объект и его составные части в системе причинно-следственных связей, выделить причину и условия ее реализации.

Существует еще один аспект этой проблемы, обозначенный еще Платоном. Речь идет о существовании порождающих структур, неких матриц, при помощи которых структурируется реальность. Они первичны по отношению как к материальным, так и психическим процессам. В ряде случаев их называют фракталами [5]. В частности, их можно сравнить с эвристическими возможностями образных представлений, когда они используются в качестве объектов структурной аналогии [6].

Читайте также

Список литературы

  1. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974. 280 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Философия: курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Методология науки и научного познания: пособие для аспирантов. Уфа: Восточный университет, 2004. 112 с.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Абдуллин А.Р., Рассолова И.Ю. Основы истории и философии науки. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 2005. 132 с.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Фрактальная концепция творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 7-1 (57). С. 145-147.
  6. Семенова Э.Р. Роль визуализации научного знания в его трансляции в сферы практики и образования // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 319-321.

Цитировать

Семенова, Э.Р. Системный подход в научном познании / Э.Р. Семенова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 224-226. — URL: https://novainfo.ru/article/5307 (дата обращения: 09.06.2023).

Поделиться