Приватизация государственных предприятий Вьетнама в условиях присоединения к транстихоокеанскому партнерству

NovaInfo 44, с.99-101, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Необходимость ускорения процесса приватизации госпредприятий для Вьетнаме в ходе присоединения к Транстихоокеанскому партнерству

Ключевые слова

ПРИВАТИЗАЦИЯ, ВЬЕТНАМ, ГОСПРЕДПРИЯТИЯ, ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО

Текст научной работы

Транстихоокеанское партнёрство (ТТП; англ.: Trans-Pacific Partnership, TPP) – международная торгово-экономическая организация, целью которой является создание зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В настоящее время разрабатывается базовое торговое соглашение между её участниками. По прогнозам, доля стран ТТП (вместе с Японией) может достигнуть 38-40% мирового ВВП и четверти оборота мировой торговли.

Государственные предприятия являются главными объектами внимания со стороны ТТП и переговоры по ним были одними из самых сложных. Это объясняется тем, что во многих странах, участвующих в ТТП, особенно во Вьетнаме, государственные предприятия по-прежнему играют важную роль и получают большую государственную поддержку. Но, вступая в соглашение о свободной торговле в рамках ТТП, государственные предприятия теперь должны соблюдать международные правила, и не могут продолжать работать каждое только на своем рынке как в настоящее время.

После переговоров с другими странами, в частности, c США, Вьетнам принял ряд положений ТТП о государственных предприятиях:

Во-первых, предприятия должны работать в соответствии с рыночными механизмами.

Во-вторых, государственные предприятия не должны занимать монопольное положение, оказывающее негативное влияние на торговлю и инвестиции.

В-третьих, госпредприятия должны обеспечить прозрачность информации в отношении доли государственной собственности и финансовой отчетности.

В-четвертых, государственные субсидии не должны быть чрезмерными, чтобы интересы других стран не страдали слишком сильно.

Вышеуказанные положения будут применяться к государственным предприятиям, в которых государство владеет более 50% уставного капитала [1].

Кроме того, регулирование со стороны ТТП будет применяться только в том случае, если предприятие достигнет выручки выше определенного порога. Помимо прочего в ходе переговоров для Вьетнама было принято положение об исключении фирм с деятельностью, связанной с национальной обороной и безопасностью из сферы применения соглашения о ТТП. Государство во Вьетнаме продолжает поддерживать государственные предприятия, стараясь не вызывать большого неравенства и отрицательного влияния на торговлю и инвестиции между странами, участвующими в ТТП.

Учитывая принятые соглашения, несмотря на обязательства о повышении прозрачности информации, предоставляемой по запросам, Вьетнам исключает предоставление информации, которая может повлиять на национальную оборону и безопасность или на секреты производства в хозяйственной деятельности предприятий.

Кроме того, когда шли двусторонние переговоры по ТТП, Вьетнам и США также достигли некоторых отдельных соглашений по государственным предприятиям. В частности, Вьетнам был освобожден от выполнения некоторых положений, но в соответствии с соглашением о ТТП, правительство Вьетнама, безусловно, должно ускорить процесс реформирования государственных предприятий, особенно процесс их приватизации. Реформа государственных предприятий является одним из трех основных компонентов процесса реструктуризации экономики, который начался с 2012 г. Однако этот процесс в настоящее время идет медленнее, чем ожидалось. Причиной являются неблагоприятные рыночные условия, а также противодействие со стороны некоторых государственных лидеров.

Хотя в последние годы правительство Вьетнама прилагает большие усилия, чтобы ускорить реструктуризацию государственных предприятий, скорее всего, цели, поставленные на 2011-2015 гг., не были достигнуты. За эти годы были приватизированы только 459 предприятий. Это означает, что было завершено только 90% плана приватизации государственных предприятий [3].

Государственный сектор менее подвержен инновациям по сравнению с частным сектором. По сравнению с более чем 19000 государственных предприятий в 1992 г. их число сократилось до 3000 предприятий в 2012 г. Кроме того, вклад госпредприятий в ВВП страны также значительно снизился, с 38,7% в 2001-2005 гг., до 36% в период 2006-2010 гг. Количество созданных рабочих мест также заметно снизилась в обоих указанных выше стадиях, с 43,6% до 23,2% от общего количества (100%) соответственно. Промышленное производство упало на 60% до самого низкого уровня всего за 10 лет [2].

В ходе реформирования государственного сектора экономики множество государственных корпораций будут вынуждены выйти из непрофильных остраслей, например, связанных с недвижимостью, страхованием, ценными бумагами, финансами, банковским делом. Но пока процесс дезинвестирования идет медленно.

Таким образом, для участия в ТТП у Вьетнама нет никакого другого пути, кроме ускорения приватизации государственных предприятий. В тех случаях, когда государственные предприятия приватизируются, они должны совершенствовать своё управление для того, чтобы конкурировать с другими фирмами, не только во Вьетнаме, но и в других странах ТТП.

Читайте также

Список литературы

  1. Официальные документы Министерства промышленности и торговли СРВ. Государственные предприятия и монополия в ТТП: http://www.moit.gov.vn/en/Pages/LegalDocument.aspx
  2. Реформа госпредприятий во Вьетнаме // Forbes Vietnam. – 2014, № 17, cc. 15-16.
  3. Статистическое бюро Вьетнама: https://www.gso.gov.vn

Цитировать

Ву, Т.А. Приватизация государственных предприятий Вьетнама в условиях присоединения к транстихоокеанскому партнерству / Т.А. Ву. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 99-101. — URL: https://novainfo.ru/article/5345 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться