Особенности реализации инновационных проектов в агропромышленном комплексе

NovaInfo 44, с.155-159, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена анализу инновационной активности предприятий агропромышленного комплекса. Проводится исследование статистических показателей, сопоставляются экспертные мнения по вопросу оснащенности АПК современными технологиями. Подробнее рассматривается механизм реализации инновационных проектов в сельском хозяйстве и возможности их субсидирования.

Ключевые слова

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС, ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, СУБСИДИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Несмотря на многочисленные заявления представителей власти о том, что движущей силой экономики является сельское хозяйство, нельзя отрицать, что агропромышленный комплекс в отечественном ВВП по данным 2015 г. занимает лишь 4%. И это при том, что в Российской Федерации находится 12% от мировых запасов пахотных земель, 50% мировых запасов чернозёмных земель и 20% мировых запасов пресной воды.

Агропромышленный комплекс входит в число приоритетных комплексов национальной экономики, устойчивое развитие которого позволяет реализовывать политику импортозамещения, а также повышать уровень продовольственной безопасности страны.[14] Именно поэтому, финансирование в рамках государственной программы развития АПК в 2016 г., несмотря на кризисные тенденции, планируется сохранить на уровне 2015 г., оно составит 237 млрд рублей.[13]

Исследования, проведённые А.В. Голубевым, показали, что, согласно теории технологического уклада, в России лишь незначительное количество сельскохозяйственных организаций занимаются производством, основанным на инновациях и относится к пятому технологическому укладу. Большинство же субъектов хозяйствования функционирует в рамках четвёртого и третьего уклада. Известно, что в экономике принято выделять шесть технологических укладов, причём шестой уклад является наиболее передовым. [11]

Анализ свидетельствует, что большинство сельскохозяйственных организаций оборудованы устаревавшим (как морально, так и физически) оборудованием, требующим глубокой модернизации. Также, очень велико количество личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских хозяйств, на которых до сих пор применяется ручной труд или технологии, которые в современных условиях даже не поддаются модификации.[4]

В настоящее время передовой техникой и технологиями оборудованы примерно 2% крупных аграрных организаций и 0,5% крестьянских хозяйств. При этом, их производственные показатели составляют более 12% от общего производства сельскохозяйственной продукции в России.

По данным статистики, а также результатам исследований экономистов-аграриев, состояние большей части машинно-тракторного парка АПК можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Более 80% тракторов и сельхозмашин подлежат замене, срок их полезного использования давно подошел к концу.[6] За 2015 год по стране было приобретено всего 3 тысячи новых тракторов из требуемых 45 тыс. шт. Кроме того, выпускаемая отечественная техника заметно отстаёт от импортных аналогов по эксплуатационным характеристикам, к примеру, наработка за полевой сезон наших зерноуборочных комбайнов составляет примерно 220 га, а у импортных – в среднем 1200 га. [9] Уровень безотказности (наработки на сложный отказ) у зарубежных тракторов выше в 3-12 раз.

В растениеводстве около 70% сельскохозяйственных организаций производит продукцию по экстенсивным и устаревшим технологиям, используя низкокачественное сырьё и не проводит необходимых мероприятий по защите и охране растений от болезней и вредителей.

Очевидно, что одной из основных причин низкого спроса на инновационные технологии в отечественном аграрном секторе, до недавнего времени, являлась закупка готового оборудования и технологий за рубежом, что сильно препятствовало внедрению новых отечественных разработок. [2] В настоящий момент, с появлением режима санкций и ответных антисанкций, а также развития политики импортозамещения, многие агропромышленные холдинги стали острее испытывать потребность в переходе на инновационные технологии. Результаты экономического анализа подтверждают данную необходимость. Так, из-за устаревшего оборудования, многие предприятия не способны даже на 30-40% реализовать собственный агропроизводственный потенциал.[7] Ряд авторов отмечают также необходимость внесения корректив и в подходы к организации образовательной деятельности, подготовки кадров для АПК, ориентированных на инновационное развитие. [10]

В то время как более активный переход на инновационные технологии, позволяет не только увеличить объём производимой продукции, но и существенно понизить затраты. К примеру, переход на диодное освещение нового поколения способен снизить на 50% ежемесячные затраты на электроэнергию, а использование при строительстве в АПК фибробетона повышает устойчивость и морозостойкость конструкций.

Переход отечественного сельского хозяйства на путь инновационного развития регулируется рядом нормативных документов, в частности таким, как «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 г.г.

Перспективный инновационный проект в АПК в нормативной базе трактуется как проект, направленный на апробацию и внедрение в опытное или опытно-промышленное производство новых или улучшенных продуктов, технологий или услуг, имеющих высокую востребованность со стороны агропромышленного комплекса и перспективу коммерциализации.[1]

Основные мероприятия по реализации перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе направлены на реализацию комплекса мер по достижению экономического эффекта и осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов в следующих направлениях:

  1. животноводства, птицеводства и аквакультуры;
  2. воспроизводства сельскохозяйственных растений, животных, птиц и объектов аквакультуры;
  3. повышения плодородия почв;
  4. увеличении рентабельности за счёт внедрения технологических процессов и средств механизации;
  5. глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
  6. развития технологий кормопроизводства.

Предусматривается организация отбора наиболее перспективных инновационных проектов, которые должны соответствовать следующим критериям:

  1. инновационный проект должен быть реализуем, при этом, он должен включать кадровый потенциал и достаточное материально-техническое обеспечение;
  2. у инновационного проекта должен быть потенциальный покупатель, готовый приобрести продукцию в течение не более 3 лет по окончании реализации инновационного проекта на сумму, не менее двукратного превышения объёма бюджетных затрат на реализацию данного инновационного проекта;
  3. срок реализации проекта не должен превышать 3 года;
  4. наличие преимуществ перед аналогичными проектами;
  5. наличие экономической и социальной эффективности проекта;
  6. обеспечение бюджетной эффективности использования выделяемых финансовых средств;
  7. возможность использования инновационного проекта в субъектах РФ с аналогичными природно-климатически условиями.

Анализ показывает, что процедура отбора проектов должна осуществляться по конкурсному принципу, причем финансирование предусмотрено не только со стороны Минсельхоза РФ, но и со стороны ряда инновационных фондов, что свидетельствует о перспективах развития государственно-частного партнерства в данной сфере. Государственный грант не может составлять более 60% от затрат на инновационный проект. Из них 18% финансируются за счет средств федерального бюджета, а 41% из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Оставшаяся часть средств должна поступать из средств внебюджетных источников.[12]

Полагаем, что практика финансирования грантов на реализацию инновационных проектов в агропромышленном комплексе должна продемонстрировать свою эффективность уже в ближайшие несколько лет. В то же время, с учетом данных статистики и экономического анализа отрасли, нельзя не отметить, что перечень конкретных мер и мероприятий по активизации инновационной деятельности в организациях сельского хозяйства нуждается в серьезном расширении.

Читайте также

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ № 678 от 06.07.2015 г.
  2. Алексашина Т.В. Коммерциализация инноваций и перспективы развития сетевых форм поддержки инновационных проектов// Экономические и гуманитарные науки. 2015. № 7 (282). С. 43-55.
  3. Алексеев А.Н. Государственная поддержка агропромышленного комплекса северных регионов// Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. 2008. Т. 3. С. 29-32.
  4. Алексеев А.Н. Повышение конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов России// Транспортное дело России. 2011. № 6. С. 122-124.
  5. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития// Вестник АКСОР. 2014. № 4. С. 190-193.
  6. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера. – М.: РУДН, 2010. – 158 с.
  7. Алексеев А.Н. Формирование экономического механизма продовольственного обеспечения населения Северо-Восточного региона России/ дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006
  8. Алексеев А.Н., Батулкин Д.С. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки// Транспортное дело России. 2015. № 1. С. 39 - 41.
  9. Алексеев А.Н., Грёнлунд А.Ю. Экономические особенности локального агропродовольственного рынка Северо-Восточного региона// Микроэкономика. 2013. № 1. С. 96-99.
  10. Барт Т.В., Рибокене Е.В., Алямкина Е.А. Роль моделей организационного поведения в управлении качеством образования// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 816.
  11. Голубев А.В. Инновации и традиции Российского агрокомплекса // Мир России. 2013. - № 1. - С. 61-68.
  12. Паспорт подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»/ URL: http://www.agroxxi.ru/selhoztehnika/stati/-tehnicheskaja-i-tehnologicheskaja-modernizacija-innovacionnoe-razvitie.html (дата обращения: 29.03.2016).
  13. Рыбаков А. Поддержка АПК — приоритет бюджета 2016 года// Крестьянские ведомости. 2015. – 5 ноября
  14. Фудина Е.В. Развитие сельского хозяйства и продовольственная безопасность России// Успехи современной науки. 2015. № 5. С. 55-57.

Цитировать

Киселёв, К.Б. Особенности реализации инновационных проектов в агропромышленном комплексе / К.Б. Киселёв. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 155-159. — URL: https://novainfo.ru/article/5416 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться