Несмотря на многочисленные заявления представителей власти о том, что движущей силой экономики является сельское хозяйство, нельзя отрицать, что агропромышленный комплекс в отечественном ВВП по данным 2015 г. занимает лишь 4%. И это при том, что в Российской Федерации находится 12% от мировых запасов пахотных земель, 50% мировых запасов чернозёмных земель и 20% мировых запасов пресной воды.
Агропромышленный комплекс входит в число приоритетных комплексов национальной экономики, устойчивое развитие которого позволяет реализовывать политику импортозамещения, а также повышать уровень продовольственной безопасности страны.[14] Именно поэтому, финансирование в рамках государственной программы развития АПК в 2016 г., несмотря на кризисные тенденции, планируется сохранить на уровне 2015 г., оно составит 237 млрд рублей.[13]
Исследования, проведённые А.В. Голубевым, показали, что, согласно теории технологического уклада, в России лишь незначительное количество сельскохозяйственных организаций занимаются производством, основанным на инновациях и относится к пятому технологическому укладу. Большинство же субъектов хозяйствования функционирует в рамках четвёртого и третьего уклада. Известно, что в экономике принято выделять шесть технологических укладов, причём шестой уклад является наиболее передовым. [11]
Анализ свидетельствует, что большинство сельскохозяйственных организаций оборудованы устаревавшим (как морально, так и физически) оборудованием, требующим глубокой модернизации. Также, очень велико количество личных подсобных хозяйств и мелких крестьянских хозяйств, на которых до сих пор применяется ручной труд или технологии, которые в современных условиях даже не поддаются модификации.[4]
В настоящее время передовой техникой и технологиями оборудованы примерно 2% крупных аграрных организаций и 0,5% крестьянских хозяйств. При этом, их производственные показатели составляют более 12% от общего производства сельскохозяйственной продукции в России.
По данным статистики, а также результатам исследований экономистов-аграриев, состояние большей части машинно-тракторного парка АПК можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Более 80% тракторов и сельхозмашин подлежат замене, срок их полезного использования давно подошел к концу.[6] За 2015 год по стране было приобретено всего 3 тысячи новых тракторов из требуемых 45 тыс. шт. Кроме того, выпускаемая отечественная техника заметно отстаёт от импортных аналогов по эксплуатационным характеристикам, к примеру, наработка за полевой сезон наших зерноуборочных комбайнов составляет примерно 220 га, а у импортных – в среднем 1200 га. [9] Уровень безотказности (наработки на сложный отказ) у зарубежных тракторов выше в 3-12 раз.
В растениеводстве около 70% сельскохозяйственных организаций производит продукцию по экстенсивным и устаревшим технологиям, используя низкокачественное сырьё и не проводит необходимых мероприятий по защите и охране растений от болезней и вредителей.
Очевидно, что одной из основных причин низкого спроса на инновационные технологии в отечественном аграрном секторе, до недавнего времени, являлась закупка готового оборудования и технологий за рубежом, что сильно препятствовало внедрению новых отечественных разработок. [2] В настоящий момент, с появлением режима санкций и ответных антисанкций, а также развития политики импортозамещения, многие агропромышленные холдинги стали острее испытывать потребность в переходе на инновационные технологии. Результаты экономического анализа подтверждают данную необходимость. Так, из-за устаревшего оборудования, многие предприятия не способны даже на 30-40% реализовать собственный агропроизводственный потенциал.[7] Ряд авторов отмечают также необходимость внесения корректив и в подходы к организации образовательной деятельности, подготовки кадров для АПК, ориентированных на инновационное развитие. [10]
В то время как более активный переход на инновационные технологии, позволяет не только увеличить объём производимой продукции, но и существенно понизить затраты. К примеру, переход на диодное освещение нового поколения способен снизить на 50% ежемесячные затраты на электроэнергию, а использование при строительстве в АПК фибробетона повышает устойчивость и морозостойкость конструкций.
Переход отечественного сельского хозяйства на путь инновационного развития регулируется рядом нормативных документов, в частности таким, как «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» государственной программы развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 г.г.
Перспективный инновационный проект в АПК в нормативной базе трактуется как проект, направленный на апробацию и внедрение в опытное или опытно-промышленное производство новых или улучшенных продуктов, технологий или услуг, имеющих высокую востребованность со стороны агропромышленного комплекса и перспективу коммерциализации.[1]
Основные мероприятия по реализации перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе направлены на реализацию комплекса мер по достижению экономического эффекта и осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов в следующих направлениях:
- животноводства, птицеводства и аквакультуры;
- воспроизводства сельскохозяйственных растений, животных, птиц и объектов аквакультуры;
- повышения плодородия почв;
- увеличении рентабельности за счёт внедрения технологических процессов и средств механизации;
- глубокой переработки сельскохозяйственной продукции;
- развития технологий кормопроизводства.
Предусматривается организация отбора наиболее перспективных инновационных проектов, которые должны соответствовать следующим критериям:
- инновационный проект должен быть реализуем, при этом, он должен включать кадровый потенциал и достаточное материально-техническое обеспечение;
- у инновационного проекта должен быть потенциальный покупатель, готовый приобрести продукцию в течение не более 3 лет по окончании реализации инновационного проекта на сумму, не менее двукратного превышения объёма бюджетных затрат на реализацию данного инновационного проекта;
- срок реализации проекта не должен превышать 3 года;
- наличие преимуществ перед аналогичными проектами;
- наличие экономической и социальной эффективности проекта;
- обеспечение бюджетной эффективности использования выделяемых финансовых средств;
- возможность использования инновационного проекта в субъектах РФ с аналогичными природно-климатически условиями.
Анализ показывает, что процедура отбора проектов должна осуществляться по конкурсному принципу, причем финансирование предусмотрено не только со стороны Минсельхоза РФ, но и со стороны ряда инновационных фондов, что свидетельствует о перспективах развития государственно-частного партнерства в данной сфере. Государственный грант не может составлять более 60% от затрат на инновационный проект. Из них 18% финансируются за счет средств федерального бюджета, а 41% из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Оставшаяся часть средств должна поступать из средств внебюджетных источников.[12]
Полагаем, что практика финансирования грантов на реализацию инновационных проектов в агропромышленном комплексе должна продемонстрировать свою эффективность уже в ближайшие несколько лет. В то же время, с учетом данных статистики и экономического анализа отрасли, нельзя не отметить, что перечень конкретных мер и мероприятий по активизации инновационной деятельности в организациях сельского хозяйства нуждается в серьезном расширении.