Вербальный и невербальный имидж работника образования

NovaInfo 44, с.293-295, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается роль имиджа в деятельности педагога и руководителя учебного заведения. Обращается внимание на коммуникативную функцию имиджа.

Ключевые слова

ВНЕШНОСТЬ, ОБРАЗ, ИМИДЖ

Текст научной работы

Понятие о человеке, занимающем ту или иную должность, у нас складывается из того образа, который есть в голове каждого из нас. Этот образ стереотипен для большинства людей, но накладывает определенные ограничения и предлагает определенные требования к его имиджу [1]. Имидж работника образовательного учреждения включает представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и психологических характеристиках руководителя на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, социально-демографическая принадлежность, особенности поведения, поступки, хобби и другие параметры деятельности.Имидж педагога образовательного учреждения включает пять следующих показателей.

  1. Внешность. Внешность педагога является наиболее открытой для наблюдения характеристикой, не требующей для своего опознания длительного времени. Она представляет собой один из источников невербальной информации о человеке. Внешность – понятие собирательное. Внешний облик человека создает одежда, прическа, физические характеристики (тип телосложения, рост). Внешность, в значительной мере влияет на то, что думают о человеке другие, так как люди склонны отдельные внешние характеристики связывать с определенными характерологическими чертами и статусом человека. Трудно сказать, какого рода внешность должна быть присуща человеку академического сообщества, стоящему во главе образовательного учреждения. Однако понятно, что она должна отвечать определенным стереотипам – благородство, духовная подтянутость, расположение и т.п. Известно, что внешность есть выражение сущности человека, его предпочтений и ценностных ориентаций [2; 3].
  2. Особенности вербального и невербального поведения. К ним относятся мимика, жестикуляция, улыбка, взгляд и, наконец, речь, которая характеризуется тембром, тоном, громкостью голоса, артикуляцией, произношением, направленностью, степень эмоциональной эмпатии.
  3. Социально демографические характеристики. Это его пол, возраст, уровень образования, доходы, жилье, семья и т.п. должны отражать в целом представление в обществе о такого рода людях. Вероятнее всего среди требований и стереотипов здесь будут наличие большого жизненного и человеческого опыта, крепкая здоровая семья, нормальное жилье и разумные доходы, позволяющие относится к себе с самоуважением и не унижать себя в поисках случайных «левых» заработков.
  4. Поступки . Это форма поведения человека в определенной ситуации. Именно поступки служат основой для выделения черт личности. Поступки педагога образовательного учреждения не могут противоречить взглядам людей о нем, как о человеке благородном, сдержанном, культурном, заботящемся о благе преподавателей и учащихся, которому небезразличны интересы социума, лежащего за пределами стен заведения. Поступки, как правило, чем-то мотивированы. И здесь главную роль играют мировоззренческие установки личности [4].
  5. Параметры неосновной деятельности. В них выделяют социальное происхождение, этапы его профессиональной карьеры, семейное и дружеское окружение, интересы, мнения, социальная активность вне работы (спорт, хобби, манера отдыхать и проводить отпуск). Заполнить эту информационную ячейку очень важно, как считают западные имиджмейкеры. Ведь имидж строится не на абстрактных понятиях, а на небольших, но убедительных фактах из жизни заметной личности. Важно помнить, что имидж, как вид образа, всегда рассчитан на восприятие другими людьми, мнение которых тебе не безразлично. В этом отношении он выполняет важную коммуникативную функцию, где главным фактором является понимание [5; 6].

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Сафронова Л.В., Рахматуллин Т.Р. Образ как гносеологическая категория: трудности определения // Вестник ВЭГУ. 2008. № 3. С. 6-14.
  2. Рахматуллин Р.Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1. С. 64-74.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71). С. 120-129.
  4. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Герменевтическая функция образа в процессе обучения // Вестник Карагандинского университета. 2012. № 4. С. 74-79.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.

Цитировать

Аглиуллин, Д.Р. Вербальный и невербальный имидж работника образования / Д.Р. Аглиуллин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 293-295. — URL: https://novainfo.ru/article/5470 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться