Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. [2; 67] Также педагогическое мастерство может быть представлено как совокупность целей, достижение каждой из которых повышает искусство педагога. По мнению ученых, одной из главных целей педагога является создание имиджа.
Мы провели опрос у 1 и 4 курсов факультета психологии о том, как они понимают, что такое имидж, из чего он складывается, и откуда они берут информацию о требованиях имиджа. Большинством ответили, что имидж это образ, внешний вид человека. Вопрос из чего складывается имидж 4 студента из 4 курса воздержались ответить на него. Многие ответили, что складывается из прически, макияжа, косметики. Студенты первого курса утверждают, что он складывается в зависимости от профессии, привычек, от индивидуальных особенностей человека. Практический каждый из студентов 1 и 4 курсов узнают информацию об имидже из телевидения, интернета, книг, журналов.
Проанализировав данную ситуацию мы пришли к выводу, что наши студенты, к сожалению, не владеют знаниями о том, откуда нужно брать информацию об имидже и вообще что такое имидж. Это проблема актуальна в современном мире.
Имидж рассматривает как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то. На имидж влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности.
Можно говорить о том, что имидж – это произведение искусства очаровывать. Поэтому одна из основных технологий создания имиджа основана на технике создания личного обаяния. [1; 208] Логика внедрения технологии личного обаяния – это отработка системообразующих блоков качеств, составляющих имидж: визуально эффекта, коммуникативной механики, флюидного излучения.
- Визуальный эффект. Этот блок качеств достигается за счет строительства внешности; расширения знаний и умений в области фейсбилдинга (умение строит лицо), физиогномики (умение читать лицо), кинесики (постановка манер и жестов). [3]
- во-первых, магия цвета. Цвет стоит на первом месте по силе эмоционального воздействия на окружающих людей на подсознательно уровне. Так, например, красный цвет ассоциируется с энергией, активностью, оптимизмом.
- во-вторых, сочетание линий применительно к образу человека, его одежда и аксессуарам. Прямые, жесткие линии силуэтов и форм ассоциируют с равновесием, четкостью, стабильностью; линии волнистые, спиралевидные символизируют изменчивость, непостоянство, женское начало; вертикальные – легкость, невесомость, духовное начало, устремленность вверх; диагональные выражают динамику напряжения, резкую перемену, неожиданность.
- в-третьих, фактура материала, которая оказывает серьезное влияние на эмоциональную оценку имиджа. В сфере деловой жизни основным требованием к фактуре является сдержанность, поэтому используются материалы гладкие, ровные, имеющие некоторую визуальную невыразительность.
- Коммуникативная механика. Овладение коммуникативной механикой строится на развитии эмпатии, интуиции, а также на знании речевого этикета.
- Флюидное излучение. Это своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Выделяются такие приемы флюидного излучения, как:
- эффект нимба, т.е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством улыбки, манеры двигаться и говорить, позы, жестов, модуляции голосом;
- ехника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых, доверительных взаимоотношений. [3]
Нами был проведен анализ различных педагогический журналов таких как «Воспитание школьников», «Завуч» и другие, в которых рассматриваются проблемы имиджа.
Так, например, в журнале «Воспитание школьников» доктор философских наук Шепель привод статью под название «Одежда в нашей жизни», в которой он рассказывает, как нужно формировать имидж.[4] Цитирую: «При создание имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма. С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя. Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Шепель советует сначала начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует обратить внимание. При формирование имиджа и подборе одежды нужно учитывать, где мы проводим время: идем ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости и т.д.»
В статье «Привлекательность, шарм, имидж» предлагаются советы для усовершенствования имиджа.[5] Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом! Утверждение типа: «Ну, мне-то это ни к чему»; «У меня уже есть имидж!» - свидетельствует о том, что вы остыли как женщина. Даже если имидж найден и удачен, это не повод почивать на лаврах. Меняйтесь и удивляйте нас! Несколько дней подряд быть в одной и той же одежде – грубейшая ошибка. Даже в течение дня есть смысл вносить в свой облик новые штрихи – достаточно иметь в сумочке лишние бусы, платочек и вовремя их извлекать.
В журнале «Завуч» было опубликованы результаты социологического исследования, какой должен быть современный директор школы. [6] Исследование подтвердило, что современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей. В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как профессиональных управленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческих технологий и обладающих выразительным привлекательным имиджем. Последнее имеет особое значение в формате образовательного учреждения. В этой статье предложено ряд требований:
- создать «Галерею имиджевых руководителей образовательных учреждений»;
- в педагогической прессе, а она многочисленна, и по телевидению постоянно позиционировать таких персон;
- проводить ежегодные конкурсы «Имидж руководителя образовательного учреждения» и, не скупясь, поощрять лучших.
Таким образом, педагогическая пресса поможет нам сформировать имидж, чтобы мы стали мастерами педагогического мастерства.