Педагогическая пресса как школа педагогического мастерства

№25-1,

педагогические науки

Статья посвящена влиянию педагогической прессы на формирование педагогического мастерства педагога. Показано, что одной из главных целей педагога является создание имиджа. В статье представлен анализ различных педагогических журналов, в которых рассматривается проблема имиджа.

Похожие материалы

Педагогическое мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. [2; 67] Также педагогическое мастерство может быть представлено как совокупность целей, достижение каждой из которых повышает искусство педагога. По мнению ученых, одной из главных целей педагога является создание имиджа.

Мы провели опрос у 1 и 4 курсов факультета психологии о том, как они понимают, что такое имидж, из чего он складывается, и откуда они берут информацию о требованиях имиджа. Большинством ответили, что имидж это образ, внешний вид человека. Вопрос из чего складывается имидж 4 студента из 4 курса воздержались ответить на него. Многие ответили, что складывается из прически, макияжа, косметики. Студенты первого курса утверждают, что он складывается в зависимости от профессии, привычек, от индивидуальных особенностей человека. Практический каждый из студентов 1 и 4 курсов узнают информацию об имидже из телевидения, интернета, книг, журналов.

Проанализировав данную ситуацию мы пришли к выводу, что наши студенты, к сожалению, не владеют знаниями о том, откуда нужно брать информацию об имидже и вообще что такое имидж. Это проблема актуальна в современном мире.

Имидж рассматривает как функциональное образование, в основе которого лежит действие, отношение, отражение, впечатление, поскольку он показывает влияние на кого-то, выступает оценочным суждением о ком-то, выражает конкретные ожидания по отношению к кому-то. На имидж влияют природные качества, жизненный и профессиональный опыт, воспитание и образование личности.

Можно говорить о том, что имидж – это произведение искусства очаровывать. Поэтому одна из основных технологий создания имиджа основана на технике создания личного обаяния. [1; 208] Логика внедрения технологии личного обаяния – это отработка системообразующих блоков качеств, составляющих имидж: визуально эффекта, коммуникативной механики, флюидного излучения.

  1. Визуальный эффект. Этот блок качеств достигается за счет строительства внешности; расширения знаний и умений в области фейсбилдинга (умение строит лицо), физиогномики (умение читать лицо), кинесики (постановка манер и жестов). [3]
    • во-первых, магия цвета. Цвет стоит на первом месте по силе эмоционального воздействия на окружающих людей на подсознательно уровне. Так, например, красный цвет ассоциируется с энергией, активностью, оптимизмом.
    • во-вторых, сочетание линий применительно к образу человека, его одежда и аксессуарам. Прямые, жесткие линии силуэтов и форм ассоциируют с равновесием, четкостью, стабильностью; линии волнистые, спиралевидные символизируют изменчивость, непостоянство, женское начало; вертикальные – легкость, невесомость, духовное начало, устремленность вверх; диагональные выражают динамику напряжения, резкую перемену, неожиданность.
    • в-третьих, фактура материала, которая оказывает серьезное влияние на эмоциональную оценку имиджа. В сфере деловой жизни основным требованием к фактуре является сдержанность, поэтому используются материалы гладкие, ровные, имеющие некоторую визуальную невыразительность.
  2. Коммуникативная механика. Овладение коммуникативной механикой строится на развитии эмпатии, интуиции, а также на знании речевого этикета.
  3. Флюидное излучение. Это своеобразная биоэнергетика коммуникативного воздействия. Выделяются такие приемы флюидного излучения, как:
    • эффект нимба, т.е. биоточечное свечение людям, передача им своей эмоциональной и умственной энергии посредством улыбки, манеры двигаться и говорить, позы, жестов, модуляции голосом;
    • ехника флирта, понимаемая как развитие в себе и в других самоуважения путем установления теплых, доверительных взаимоотношений. [3]

Нами был проведен анализ различных педагогический журналов таких как «Воспитание школьников», «Завуч» и другие, в которых рассматриваются проблемы имиджа.

Так, например, в журнале «Воспитание школьников» доктор философских наук Шепель привод статью под название «Одежда в нашей жизни», в которой он рассказывает, как нужно формировать имидж.[4] Цитирую: «При создание имиджа наибольшую роль играет умение носить одежду и правильно подавать все компоненты костюма. С помощью одежды можно достичь психологической самокоррекции. Одежда способна не только влиять на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя. Считается, что при выборе одежды должна быть видна сама женщина и лишь затем – её «оформление», т.е. как она одета. При выборе одежды многие начинают с журналов мод, забывая подчас об особенностях собственной фигуры. Шепель советует сначала начать с зеркала: именно оно должно подсказать, на каком разделе журнала мод (модели для полных, гардероб для женщин невысокого роста и т.д.) следует обратить внимание. При формирование имиджа и подборе одежды нужно учитывать, где мы проводим время: идем ли мы на работу или на прогулку, в театр или в гости и т.д.»

В статье «Привлекательность, шарм, имидж» предлагаются советы для усовершенствования имиджа.[5] Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом! Утверждение типа: «Ну, мне-то это ни к чему»; «У меня уже есть имидж!» - свидетельствует о том, что вы остыли как женщина. Даже если имидж найден и удачен, это не повод почивать на лаврах. Меняйтесь и удивляйте нас! Несколько дней подряд быть в одной и той же одежде – грубейшая ошибка. Даже в течение дня есть смысл вносить в свой облик новые штрихи – достаточно иметь в сумочке лишние бусы, платочек и вовремя их извлекать.

В журнале «Завуч» было опубликованы результаты социологического исследования, какой должен быть современный директор школы. [6] Исследование подтвердило, что современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей. В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как профессиональных управленцев, владеющих в обязательном порядке набором человековедческих технологий и обладающих выразительным привлекательным имиджем. Последнее имеет особое значение в формате образовательного учреждения. В этой статье предложено ряд требований:

  • создать «Галерею имиджевых руководителей образовательных учреждений»;
  • в педагогической прессе, а она многочисленна, и по телевидению постоянно позиционировать таких персон;
  • проводить ежегодные конкурсы «Имидж руководителя образовательного учреждения» и, не скупясь, поощрять лучших.

Таким образом, педагогическая пресса поможет нам сформировать имидж, чтобы мы стали мастерами педагогического мастерства.

Список литературы

  1. Берд П. Продай себя. Тактика совершенствования Вашего имиджа. Мн.: Амалфея, 1997. – 208с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 67с.
  3. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.: Народное образование, 2002. – 576с.
  4. Шепель В.М. Одежда в нашей жизни // Воспитание школьников. - 2007. -№4. С.6-8
  5. Шепель В.М. Привлекательность, шарм, имидж // Воспитание школьников.-2006. -№4. С.7
  6. Шепель В.М. Управление современной школой // Завуч. – 2008. - №6. С. 134-139