Об эффективности использовании и условиях работы библиотек в современных условиях говорится и пишется достаточно много, особую обеспокоенность вызывает снижение читательского спроса и посещаемости библиотек [1, 4]. Основными причинами явно образовавшейся проблемы считаются изменения социально-экономического и нравственного состояния общества.
Библиотека, являясь структурным подразделением ВУЗа, вовлечена в процесс подготовки специалиста, параметры её состояния и результаты деятельности учитываются при периодической аккредитации учебного заведения [3]. Наличие совокупности требований к библиотеке в системе комплексного показателя для оценки ВУЗа обуславливает наличие внимания со стороны руководства. С другой стороны, снижение востребованности со стороны обучающихся и преподавательского состава объективно свидетельствует о минимизации роли библиотеки в информационном обслуживании пользователей [2].
Для исследования были выбраны основные показатели работы библиотеки института комплексной безопасности за период с 2000 по 2014 год, которая ранее являлась библиотекой факультета технологии и предпринимательства (до 2011 года) ПГУ им. М.В. Ломоносова, а ныне в структуре федерального вуза – сектором абонентского обслуживания ИКБ. В таблице 1 представлены фактические показатели, на основании которых получены расчетные показатели таблицы 2.
Таблица 1. Фактические показатели
Год |
Количество пользователей, чел. |
Книговыдача, шт. |
Посещения, шт. |
||
Всего |
Учебная |
||||
Всего |
Студентов |
||||
2000 |
719 |
665 |
44634 |
16794 |
22830 |
2001 |
649 |
619 |
48098 |
19016 |
23576 |
2002 |
626 |
487 |
49564 |
20359 |
23225 |
2003 |
761 |
717 |
61416 |
25998 |
26077 |
2004 |
656 |
608 |
44034 |
19757 |
18778 |
2005 |
645 |
591 |
39253 |
16821 |
16969 |
2006 |
628 |
499 |
37253 |
15234 |
15428 |
2007 |
620 |
501 |
36441 |
14589 |
13426 |
2008 |
626 |
482 |
36101 |
14234 |
12828 |
2009 |
627 |
481 |
32012 |
13324 |
11747 |
2010 |
566 |
414 |
29766 |
13359 |
11247 |
2011 |
523 |
436 |
20799 |
11255 |
10463 |
2012 |
477 |
442 |
6494 |
3217 |
4218 |
2013 |
495 |
458 |
4205 |
2744 |
2293 |
2014 |
501 |
455 |
5754 |
4295 |
3237 |
В рассматриваемом временном периоде основные показатели деятельности библиотеки возрастали и достигли максимальных значений в 2003 году. Затем происходило монотонное нерегулярное снижение, и за одно десятилетие книговыдача уменьшилась почти в 15, а посещаемость – в 12 раз.
Отметим, что в «лучшие времена» доля выдачи учебной литературы была менее половины, остальную часть составляли научно-популярные и художественные издания. Особой и стабильной востребованностью пользовались справочники и энциклопедии, срок нахождения у читателя, как правило, не превышал 2 – 3 часа. В среднем за год каждому студенту выдавалось от 25 до 40 книг и журналов. А в 2013 году, с учетом доли студентов в общей массе читателей, менее 6 книг на студента.
Таблица 2. Расчетные показатели востребованности
Год |
Доля студентов, % |
Книго-выдача, в % к 2003 г. |
Доля учебной литературы, % |
Посещения, в % к 2003 г. |
Средняя выдача на 1 студента, шт./год |
2000 |
92,5 |
72,7 |
37,6 |
87,5 |
25,3 |
2001 |
95,4 |
78,3 |
39,5 |
90,4 |
30,7 |
2002 |
77,8 |
80,7 |
41,1 |
89,1 |
41,8 |
2003 |
94,2 |
100,0 |
42,3 |
100,0 |
36,3 |
2004 |
92,7 |
71,7 |
44,9 |
72,0 |
32,5 |
2005 |
91,6 |
63,9 |
42,9 |
65,1 |
28,5 |
2006 |
79,5 |
60,7 |
40,9 |
59,2 |
30,5 |
2007 |
80,8 |
59,3 |
40,0 |
51,5 |
29,1 |
2008 |
77,0 |
58,8 |
39,4 |
49,2 |
29,5 |
2009 |
76,7 |
52,1 |
41,6 |
45,0 |
27,7 |
2010 |
73,1 |
48,5 |
44,9 |
43,1 |
32,3 |
2011 |
83,4 |
33,9 |
54,1 |
40,1 |
25,8 |
2012 |
92,7 |
10,6 |
49,5 |
16,2 |
7,3 |
2013 |
92,5 |
6,8 |
65,3 |
8,8 |
6,0 |
2014 |
90,8 |
9,4 |
74,6 |
12,4 |
9,4 |
Создавшаяся ситуация вполне может считаться проблемой комплексного характера, но цель и объем представленной статьи не предполагают глубокого и полного освещения всех аспектов современной деятельности вузовских библиотек. Но при этом, хотелось бы сделать некоторые замечания, которые на наш взгляд являются характерными чертами современного образования, пусть даже и небесспорными.
Во-первых, отметим, что отношение к библиотеке как к источнику информации формируется в школе. Современные студенты – бывшие школьники, поступая в учебное заведение, не хотят и (или) не могут полноценно работать с печатными текстами. Многие полагают, что все необходимое они могут найти в Интернете, а если там нет того, что они искали, то делают вывод, что этого нет вообще. При этом очевидной оказывается их неспособность точно и кратко сформулировать направление поиска и отсортировать нужную часть добытой информации. И уж конечно не могут определить её достоверность. Доля студентов, которые не стесняются обращаться за помощью в библиотеку и способных самостоятельно развивать свою культуру уменьшается, вследствие чего отмечается снижение грамотности и кругозора.
Во-вторых, преподаватель, проводя процесс обучения, в значительной степени влияет на развитие у студентов мотивации использовать ресурсы библиотеки. От того как построена методика обучения и какие средства привлечены для аудиторных и самостоятельных занятий зависят и показатели работы библиотеки. Несомненным является при этом факт, что преподаватель должен знать текущие возможности и порядок функционирования библиотеки. И вот тут отмечается следующая тенденция. Наибольшая активность присуща преподавателям среднего, немного ниже – старшего возраста, молодое поколение преподавателей проявляет наименьший интерес к составу и качеству библиотечного фонда.
Поведение преподавателей и состав библиотечного фонда, как отдельные факторы влияния имеют свои особенности, формируются под воздействиями руководителей различного уровня. Дать однозначную оценку таким действиям представляется затруднительно, и может быть темой отдельных исследований.
В заключение обратим внимание на то, что по результатам 2014 года отрицательная динамика 2013 года изменилась. Увеличились, хоть и не значительно, книговыдача на 2,6 % и посещаемость на 3,6 %. Говорить о переломном моменте в отношениях между студентами и библиотекой, а также о перспективах все же ещё рано.