Анализ изменяющегося спроса на услуги вузовской библиотеки

NovaInfo 44, с.333-336, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрен тренд востребованности студентами вузовской библиотеки за период с 2000 по 2014 годы. Представлен анализ снижающихся показателей библиотечной деятельности, таких как книговыдача и посещаемость, а также приводятся некоторые замечания о последствиях складывающейся ситуации.

Ключевые слова

БИБЛИОТЕКА, КНИГОВЫДАЧА, БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД, ПОСЕЩАЕМОСТЬ

Текст научной работы

Об эффективности использовании и условиях работы библиотек в современных условиях говорится и пишется достаточно много, особую обеспокоенность вызывает снижение читательского спроса и посещаемости библиотек [1, 4]. Основными причинами явно образовавшейся проблемы считаются изменения социально-экономического и нравственного состояния общества.

Библиотека, являясь структурным подразделением ВУЗа, вовлечена в процесс подготовки специалиста, параметры её состояния и результаты деятельности учитываются при периодической аккредитации учебного заведения [3]. Наличие совокупности требований к библиотеке в системе комплексного показателя для оценки ВУЗа обуславливает наличие внимания со стороны руководства. С другой стороны, снижение востребованности со стороны обучающихся и преподавательского состава объективно свидетельствует о минимизации роли библиотеки в информационном обслуживании пользователей [2].

Для исследования были выбраны основные показатели работы библиотеки института комплексной безопасности за период с 2000 по 2014 год, которая ранее являлась библиотекой факультета технологии и предпринимательства (до 2011 года) ПГУ им. М.В. Ломоносова, а ныне в структуре федерального вуза – сектором абонентского обслуживания ИКБ. В таблице 1 представлены фактические показатели, на основании которых получены расчетные показатели таблицы 2.

Таблица 1. Фактические показатели

Год

Количество пользователей, чел.

Книговыдача, шт.

Посещения, шт.

Всего

Учебная

Всего

Студентов

2000

719

665

44634

16794

22830

2001

649

619

48098

19016

23576

2002

626

487

49564

20359

23225

2003

761

717

61416

25998

26077

2004

656

608

44034

19757

18778

2005

645

591

39253

16821

16969

2006

628

499

37253

15234

15428

2007

620

501

36441

14589

13426

2008

626

482

36101

14234

12828

2009

627

481

32012

13324

11747

2010

566

414

29766

13359

11247

2011

523

436

20799

11255

10463

2012

477

442

6494

3217

4218

2013

495

458

4205

2744

2293

2014

501

455

5754

4295

3237

В рассматриваемом временном периоде основные показатели деятельности библиотеки возрастали и достигли максимальных значений в 2003 году. Затем происходило монотонное нерегулярное снижение, и за одно десятилетие книговыдача уменьшилась почти в 15, а посещаемость – в 12 раз.

Отметим, что в «лучшие времена» доля выдачи учебной литературы была менее половины, остальную часть составляли научно-популярные и художественные издания. Особой и стабильной востребованностью пользовались справочники и энциклопедии, срок нахождения у читателя, как правило, не превышал 2 – 3 часа. В среднем за год каждому студенту выдавалось от 25 до 40 книг и журналов. А в 2013 году, с учетом доли студентов в общей массе читателей, менее 6 книг на студента.

Таблица 2. Расчетные показатели востребованности

Год

Доля студентов, %

Книго-выдача, в % к 2003 г.

Доля учебной литературы, %

Посещения, в % к 2003 г.

Средняя выдача на 1 студента, шт./год

2000

92,5

72,7

37,6

87,5

25,3

2001

95,4

78,3

39,5

90,4

30,7

2002

77,8

80,7

41,1

89,1

41,8

2003

94,2

100,0

42,3

100,0

36,3

2004

92,7

71,7

44,9

72,0

32,5

2005

91,6

63,9

42,9

65,1

28,5

2006

79,5

60,7

40,9

59,2

30,5

2007

80,8

59,3

40,0

51,5

29,1

2008

77,0

58,8

39,4

49,2

29,5

2009

76,7

52,1

41,6

45,0

27,7

2010

73,1

48,5

44,9

43,1

32,3

2011

83,4

33,9

54,1

40,1

25,8

2012

92,7

10,6

49,5

16,2

7,3

2013

92,5

6,8

65,3

8,8

6,0

2014

90,8

9,4

74,6

12,4

9,4

Создавшаяся ситуация вполне может считаться проблемой комплексного характера, но цель и объем представленной статьи не предполагают глубокого и полного освещения всех аспектов современной деятельности вузовских библиотек. Но при этом, хотелось бы сделать некоторые замечания, которые на наш взгляд являются характерными чертами современного образования, пусть даже и небесспорными.

Во-первых, отметим, что отношение к библиотеке как к источнику информации формируется в школе. Современные студенты – бывшие школьники, поступая в учебное заведение, не хотят и (или) не могут полноценно работать с печатными текстами. Многие полагают, что все необходимое они могут найти в Интернете, а если там нет того, что они искали, то делают вывод, что этого нет вообще. При этом очевидной оказывается их неспособность точно и кратко сформулировать направление поиска и отсортировать нужную часть добытой информации. И уж конечно не могут определить её достоверность. Доля студентов, которые не стесняются обращаться за помощью в библиотеку и способных самостоятельно развивать свою культуру уменьшается, вследствие чего отмечается снижение грамотности и кругозора.

Во-вторых, преподаватель, проводя процесс обучения, в значительной степени влияет на развитие у студентов мотивации использовать ресурсы библиотеки. От того как построена методика обучения и какие средства привлечены для аудиторных и самостоятельных занятий зависят и показатели работы библиотеки. Несомненным является при этом факт, что преподаватель должен знать текущие возможности и порядок функционирования библиотеки. И вот тут отмечается следующая тенденция. Наибольшая активность присуща преподавателям среднего, немного ниже – старшего возраста, молодое поколение преподавателей проявляет наименьший интерес к составу и качеству библиотечного фонда.

Поведение преподавателей и состав библиотечного фонда, как отдельные факторы влияния имеют свои особенности, формируются под воздействиями руководителей различного уровня. Дать однозначную оценку таким действиям представляется затруднительно, и может быть темой отдельных исследований.

В заключение обратим внимание на то, что по результатам 2014 года отрицательная динамика 2013 года изменилась. Увеличились, хоть и не значительно, книговыдача на 2,6 % и посещаемость на 3,6 %. Говорить о переломном моменте в отношениях между студентами и библиотекой, а также о перспективах все же ещё рано.

Читайте также

Список литературы

  1. Красикова, Е. Г. Библиотека современного вуза: информационные ожидания и особенности информационного поведения пользователей // Научные и технические библиотеки. – 2010. – № 6. – С. 26-37.
  2. Лапичкова, В.П. Библиотечная статистика. Статистический отчет как показатель эффективности услуг библиотеки // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2007. – №1. – С.43-53.
  3. Опекунова, Е.Н. Вузовская библиотека как объект оценки // Библиосфера. – 2013. – № 2. – С. 46-53.
  4. Федоров, А.О. Библиотеки – мамонты? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ideafor.info/?p=4086 (дата обращения:20.03.15.).

Цитировать

Галашев, А.Н. Анализ изменяющегося спроса на услуги вузовской библиотеки / А.Н. Галашев, В.П. Паршин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 333-336. — URL: https://novainfo.ru/article/5547 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться