К вопросу о типах и моделях потребления

NovaInfo 44, с.91-94, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы влияния современной экономической ситуации на преобладание определенного типа потребительского поведения. Высказывается мысль о не безупречности преобладающих моделей потребления.

Ключевые слова

ФАКТОР ВРЕМЕНИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПОТРЕБНОСТИ, МОДЕЛЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ

Текст научной работы

С учетом сложившейся геополитической и экономической ситуации правительством России определен курс на так называемое импортозамещение, которое в свою очередь, можно определить как институт национального суверенитета. Одной из причин глобального финансово-экономического кризиса, в значительной степени является не столько финансовая политика западных государств и международных финансовых организаций, сколько существующая в большинстве стран мира модель потребления, имеющая целью максимизацию прибылей ТНК и характеризующаяся необходимостью формирования «квалифицированного потребителя». Данный этап в жизни общества характеризуется снижением объемов производства и потребления благ, падением реального уровня доходов в потребительском секторе, снижением покупательной способности, ростом инфляции и безработицы и т.д. Рыночные механизмы распределения обусловили модель, при которой незначительная часть наиболее богатых граждан переключилась на показное потребление, а основная часть населения может позволить себе лишь приобретение предметов первой необходимости. Это негативно отражается на структуре и объеме совокупного потребительского спроса. Глобальный системный кризис явно обозначает необходимость целого ряда трансформаций, в том числе трансформации самой экономической системы в направлении перехода к сетевой модели координации взаимосвязей, в том числе трансформации теории потребностей и потребления.

Различные типы потребления формируются под воздействием внутреннего противоречия между изменения динамики и структуры доходов и возможностями удовлетворения потребностей. Важнейшей задачей государства и экономической системы является необходимость определения факторов потребления и их соответствующих типов. Постоянная трансформация структуры потребления обуславливается многогранным разнообразием товаров и услуг, отличающихся финансово-стоимостным и количественным разнообразием. Это позволяет потребителям маневрировать набором товаров для удовлетворения потребностей при ограниченных бюджетах.

Исходя из анализа личного потребления, можно констатировать, что в уровнях потребления у различных групп населения существует некое различие в потребительском поведении, что связано с неравенством потребительских способностей и возможностей населения.

Различия в потреблении не представляют собой линейную функцию дохода, потребление постоянно испытывает воздействие опыта, рутин, накопления знаний и культурного капитала - накопленного в процессе практического знания, позволяющего человеку распознавать стратегии и принципы действия других людей.

Потребители, принадлежащие к различным, часто противоположным с точки зрения потребительского поведения типам могут принадлежать к одной и той же категории с точки зрения социально - экономической классификации.

В настоящее время в аспекте импортозамещения выработаны некоторые альтернативные взгляды, касающиеся элементов процесса потребления. Так, объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, вынуждающее наращивать объемы потребления.

X. Лайбенстайн четко охарактеризовал воздействие на потребление индивида со стороны социума, отметил эффект присоединения к большинству, заключающийся в том, что спрос на товар растет в связи с тем, что его покупают другие, и эффекте снобизма, когда, индивид не приобретает благо именно потому, что это делают другие [1, с. 304-325].

Масштабы и характер потребления, особенно в период кризиса и импортозамещения, не просто отражают сложившееся в обществе неравенство в распределении ресурсов. Потребительские практики становятся средством, активно производящим это социальное неравенство. Потребление, таким образом, оказывается не конечной целью, а лишь инструментом реализации более сложных социальных стратегий классовой и статусной дифференциации.

Т. Веблен в работе «Теория праздного класса» так описывает две из них [2]. Первая – это стратегия демонстративной праздности, означает дистанцирование труда как деятельности непрестижной и неблагородной. Вторая – это стратегия демонстративного потребления. Оно выражается в покупке дорогих предметов или приобретении благ, количество которых превышает личные потребности.

В последнее время обе стратегии можно встретить и среди нижних слоев общества. Примером выступают пышные свадьбы, отдых на дорогих курортах, устроение семейных праздников, связанное с тратами ресурсов, превосходящими экономические возможности.

Статусные соображения маскируются утилитаристскими суждениями о практической эффективности, пользе и безопасности, но подобное поведение не должно искажать истинных мотивов и целей [3, с. 247-248]. Не все зависит от индивидуальных предпочтений человека. Его поведение контролируется собственной группой, которая, с одной стороны, заставляют своих членов поддерживать стандарты потребления, а с другой сдерживают их эгоистичные интересы

Потребитель принимает решения не только на основе соотношения цены и качества продукта или услуги, он руководствуется соображениями повышения статуса.

Структура потребления, имеемая по факту, представляет собой результат стремления оптимизировать удовлетворение своих потребностей (при различных ограничениях: импортозамещение, доходы, номенклатура и т. д.), сделать свою структуру потребления наиболее целесообразной.

Потребление есть функция влияющих на него факторов. Набор этих факторов динамичен в зависимости от рода и вида товара, потребление которого анализируется, и от временного фактора. Если факторы зафиксированы во времени, то речь идет о статической модели, если же значения факторов не фиксированы – то о динамических.

Тем и другим моделям присущи свои положительные и отрицательные черты. Одни дают возможность анализировать потребление с учетом дифференциации населения по уровню денежного дохода, но не позволяют учесть влияние фактора времени. Динамическая модель позволяет сделать это, однако влияние дифференциации доходов на спрос не принимается во внимание. Поэтому необходимо сочетание обоих подходов.

Читайте также

Список литературы

  1. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 384 с.
  2. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. – 256 с.
  3. Бурстин, Дж. Сообщества потребления // Thesis. 1993. Т. 1. Вып. 3. – С. 23 – 254.
  4. Финансовые аспекты предпринимательства в новой экономике / Под общ. ред. О.Ю. Патласова. – Омск.: изд-во ОмГА, 2013, 300 с.
  5. Актуальные проблемы и перспективы развития экономики современного государства : монография / Е.В. Романенко и др.; под общ. ред. Е.В. Романенко. – Омск: СибАДИ, 2014. – 169 с.

Цитировать

Алексеев, Н.Е. К вопросу о типах и моделях потребления / Н.Е. Алексеев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 91-94. — URL: https://novainfo.ru/article/5618 (дата обращения: 26.09.2022).

Поделиться