Анализ показателей по созданию и развитию сети МФЦ в соответствии с указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»

NovaInfo 44, с.110-117, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена вопросу организации сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг населению в Российской Федерации с помощью «одного окна». Проведен анализ по реализации данного проекта в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Ключевые слова

ДОСТИЖЕНИЕ ЗАКРЕПЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, МФЦ, ОТКРЫТИЕ ЦЕНТРОВ

Текст научной работы

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ) – организация, уполномоченная предоставлять государственные и муниципальные услуги, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна. Принцип одного окна предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом. В процессе предоставления услуги многофункциональный центр сам, без участия заявителя, взаимодействует с государственными или муниципальными органами.

Основной идеей МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

МФЦ рекомендуется создавать в виде государственного (муниципального) учреждения (бюджетного либо автономного).

МФЦ могут создаваться централизовано и децентрализовано. Централизованная модель управления МФЦ предусматривает создание МФЦ субъектом Российской Федерации и формирование в муниципальных образованиях (городских округах, муниципальных районах) его обособленных подразделений (филиалов). Децентрализованная модель создания МФЦ на территории субъекта Российской Федерации предполагает создание отдельных (самостоятельных) МФЦ муниципальными образованиями.

25 октября 2005 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Одной из основных целей административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах стало повышение качества и доступности государственных услуг[7].

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 9 августа 2008 г. № 157-р одним из приоритетных направлений, необходимых для достижения запланированной цели, являлось создание многофункциональных центров на территориях субъектов Российской Федерации[8].

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг представляет собой организацию, созданную в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющуюся автономным учреждением), и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна». Данный принцип предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом[1].

Работа по созданию специальных центров, в которых в одном месте граждане могли получить документы от различных ведомств, была начата в 2007 году, когда 16 субъектов Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России в пилотном режиме организовали первые многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В 2007 г. Правительственной комиссией по проведению административной реформы было поддержано создание 18 МФЦ в 16 субъектах Российской Федерации: по одному МФЦ в Астраханской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Курской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской, Челябинской областях и Ставропольском крае, по два МФЦ в Омской области и Ямало-Ненецком автономном округе. В 2008 г. заявки о создании на своей территории МФЦ подали еще 16 регионов.

Реализация данных проектов носила экспериментальный характер: понятие многофункционального центра не было закреплено на федеральном уровне, регионы самостоятельно определяли варианты организации и способы функционирования создаваемых центров. Это было обусловлено необходимостью обеспечить максимально благоприятные режим внедрения новых механизмов взаимодействия органов власти с гражданами и организациями, доверить регионам инициативу выбора наиболее оптимальных вариантов организации МФЦ.

Характеристики МФЦ в разных регионах существенно отличаются друг от друга. Наблюдается значительный разброс значений таких показателей, как число окон, площадь, количество услуг: созданы центры как с 72 окнами, так и с 5, площадь центров меняется от 150 до 4 тыс. м2; в одних МФЦ предоставляется всего восемь услуг, в других – более ста. Существенно варьируется стоимость создания одного МФЦ. Одним из главных недостатков, выявленных при проведении мониторинга, является то, что не все центры являются по-настоящему многофункциональными. Состав участников и перечень предоставляемых услуг зачастую ограничивался одной-двумя сферами. Так, более чем в половине МФЦ оказываются услуги только одной направленности – социальной или в сфере недвижимости, и лишь в трех МФЦ предоставляются услуги всех четырех сфер, рекомендованных Минэкономразвития России: недвижимость, социальная, определение гражданско-правового статуса и предпринимательская деятельность – в МФЦ, созданных в Тамбовской, Липецкой и Калужской областях.

В мае 2012 года Президентом Российской Федерации была поставлена задача развернуть в масштабе страны сеть МФЦ, которая позволила бы к началу 2016 года сделать все массовые и социально значимые услуги территориально доступными 90% населения страны.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача – к 2015 году увеличить долю граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна по месту пребывания, в том числе в МФЦ, до 90 %[11].

В целях реализации Указа и в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 24 июня 2012 года №Пр-1607 Правительством Российской Федерации утверждён план достижения соответствующих показателей по годам: 2012 год – 12%; 2013 год – 20%; 2014 год – 40%; 2015 год – 90%.

В городских округах, внутригородских районах и центрах муниципальных районов создавались МФЦ, количество окон в которых рассчитывался исходя из норматива одно окно на 5000 жителей населенного пункта, но не менее 5 окон (за исключением случаев, когда МФЦ создавались в муниципальных районах с низкой плотностью и численностью населения). В небольших населенных пунктах открывались филиалы МФЦ или офисы организаций, привлекаемых к выполнению функций МФЦ[9].

В 2012 году по всей стране велась системная работа по вводу в эксплуатацию новых МФЦ. На конец 2011 года МФЦ работали в 62 субъектах Российской Федерации. За 2012 год ещё 11 регионов впервые открыли МФЦ и организовали реализацию данного проекта. Лидеры по количеству открытых многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в 2012 году:

  • Москва – открыто 27,
  • Ростовская область – 24,
  • Самарская область – 23 центра оказания государственных и муниципальных услуг.

Благодаря этому, по состоянию на начало 2013 года обеспечена доступность государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» для 25% населения страны. Что больше планового показателя 2013 года, в соответствии с Указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», который должен был составлять – 20%[11].

На конец 2013 года в России действовало 848 МФЦ, 911 удалённых офисов МФЦ в небольших населенных пунктах и 488 офисов привлекаемых организаций. К 1 января 2014 года должно было работать более 1200 МФЦ, 1700 удаленных офисов МФЦ и более 1000 офисов привлекаемых организаций.

По данным на начало 2014 года, лидерами по количеству открытых МФЦ являлись:

  • Москва – 69 МФЦ,
  • Ростовская область – 67 МФЦ,
  • Краснодарский край – 49 МФЦ,
  • Санкт-Петербург – 34 МФЦ,
  • Волгоградская область – 33 МФЦ
  • Пензенская область – 31 МФЦ.

Деятельностью МФЦ было охвачено 33,4% от общей численности населения страны.

Дальнейшее развитие системы МФЦ связано с расширением количества предоставляемых государственных и муниципальных услуг. В перспективе предоставление услуг в МФЦ должно осуществляться комплексно в рамках жизненных ситуаций (рождение или усыновление ребёнка, открытие собственного дела, выход на пенсию и пр.).

На завершение работ по созданию сети МФЦ в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» было предусмотрено 6 млрд. рублей (2014 год – 3 млрд. рублей, 2015 год – 3 млрд. рублей)[3].

По данным на апрель 2014 года в стране действовало 1136 МФЦ с более чем 16 тысячами окон, 1365 удаленных рабочих мест МФЦ и 544 организации (в частности, библиотеки, отделения Сбербанка), привлеченные к реализации функций МФЦ. По планам субъектов РФ в 2015 году в стране должно быть открыто 2800 МФЦ, более 6000 окон для обслуживания граждан в привлекаемых организациях и 10 тысяч удаленных рабочих мест МФЦ.

На 31 декабря 2014 года в 83 субъектах Российской Федерации действовало 1773 МФЦ с долей охвата населения в 60,38 %, что превышало утвержденный план достижения соответствующих показателей по 2014 году в 1,5 раза (план – 40%). Только за 2014 год по всей стране было создано 760 центров.

Во исполнение Указа Президента №601 Правительством РФ 24 сентября 2012 года был утвержден план выполнения мероприятий по достижению закрепленных показателей. Принятым документом, в том числе были установлены целевые значения показателя охвата населения системой предоставления государственных и муниципальных услуг на 2012 – 2015 годы[11].

Сеть центров и офисов госуслуг расширялась опережающими плановые показатели темпами. Если за первый год действия указа президента в стране было создано 293 МФЦ, то в 2014 году темп создания МФЦ значительно возрос – за год было открыто 760 МФЦ, за счет чего доля охвата населения «одним окном» достигла 60,38%. На 31 декабря 2014 года количество действующих МФЦ составлял 1773 центра. В 2013 год плановый показатель по охвату населения сетью определен в 20%, а фактический составил 35,6%, на 2014 год – плановый 40%, фактический 60,4%.

По состоянию на 25 мая 2015 года был открыт — 1831 центр, обеспечивающих охват населения сетью МФЦ в 66% граждан.

В 12 регионах страны (Республике Ингушетия, Камчатском крае, Липецкой, Нижегородской, Пензенской, Ростовской, Сахалинской и Тамбовской областях, Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и г. Санкт-Петербург) показатель охвата населения сетью МФЦ уже достиг целевого значения на конец 2015 года — не менее 90%.

Так, на территории Липецкой области действовало 22 центра и 128 территориально обособленных структурных подразделений (офисов), значение показателя по охвату населения «одним окном» составляет 99,8%. Всего на территории центрального федерального округа работает 453 МФЦ, доля охвата населения при этом составила 69,7%.

Была поставлена задача к концу 2015 года обеспечить для 90% жителей России доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна, должно функционировать порядка 2500 многофункциональных центров. Эта цель достигнута. На конец 2015 года в системе мониторинга развития сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг Минэкономразвития России зафиксированы сведения от органов государственной власти субъектов Российской Федерации о создании 2557 центров и 9468 офисов государственных и муниципальных услуг, что обеспечивает охват системой МФЦ 90,12% населения страны.

Центры созданы практически во всех городских округах и муниципальных районах, исключение составляют малочисленные муниципальные образования, но и во многих из них уже открыты небольшие отделения, так называемые офисы государственных и муниципальных услуг, с 1-3 окнами приема граждан.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.Все они действуют по принципу одного окна: человек приходит только с самыми необходимыми документами, а остальное делает уже сотрудник центра (собирает дополнительные выписки, справки, готовит нужные бумаги и так далее). Работа центров совершенствуется, постепенно расширяя список предоставляемых услуг. Важно, чтобы человек мог обратиться в МФЦ в любой жизненной ситуации, например при рождении ребёнка, выходе на пенсию, в случае потери документов и так далее.

Охват оказался не 90%, как требовалось, а 94,2%. При этом имеется в виду такой критерий доступности, как не более чем 5 тыс. жителей на одно окно, а в населённых пунктах с населением меньше 1 тыс. – отдельно одно окно.

Сеть – это 12 тыс. точек по всей стране, из них 2700 примерно – это полноценные многофункциональные центры и ещё порядка 10 тыс. – это территориально обособленные подразделения в небольших населённых пунктах. Всего это 43 тыс. окон, то есть получается примерно 3001 окно на 3400 человек – это лучше, чем предусматривалось критериями.

Но существуют субъекты Федерации, где не достигнуты эти показатели. Самая негативная ситуация в Курганской области, Забайкальском крае – там меньше 80% охват. Есть и очевидные лидеры, например Москва: 112 многофункциональных центров, причём они работают по принципу экстерриториальности, то есть в любом районе ты можешь получить услугу, даже если ты житель другого района, и качественно они очень хорошие. Ну и другие: Свердловская область – 100 МФЦ, Ростовская – порядка 80, Башкортостан – больше 70.

В Рязанской области на начало 2016 года было открыто 29 территориальных отделов (ТО) ГБУ РО «МФЦ Рязанской области», а так же на конец 1 квартала 2016 года насчитывается уже 152 территориально-обособленных структурных подразделения (ТОСП) ГБУ РО «МФЦ Рязанской области»[12].

Большая работа была сделана по информатизации работы МФЦ, поэтому большой объём услуг реализуется в электронной форме. Более того, МФЦ становятся такими центрами, где не только государственные услуги оказываются, но и некоторые другие дополнительные услуги. Например, в Якутии организованы бесплатные курсы повышения компьютерной грамотности на базе местных МФЦ, в Алтайском крае – онлайн-консультирование, в Кировской области – занятия в рамках проекта «Волонтёры информационного общества» и так далее.

Это хорошие и качественные сети. Они объединены единым стандартом, единым брендом «Мои документы». Сейчас граждане сталкиваются с государством прежде всего в многофункциональных центрах, и поэтому о том, насколько комфортно им там будет, насколько быструю и качественную услугу они получат, они во многом будут судить о работе государственного аппарата в целом.

По данным социологического исследования 83,8% граждан довольны качеством предоставляемых услуг. Огромное значение в этом показателе имеет тот факт, что продолжительность ожидания в очереди в МФЦ в 2015 году составила около 26 минут. Также для поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна в 77 субъектах организовано предоставление в МФЦ всех обязательных государственных услуг.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (принят ГД РФ 07.07.2010, одобрен СФ РФ 14.07.2010)
  2. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  3. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
  4. Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 N 1021-р "Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции"
  5. Рас¬по¬ря¬же¬ние Пра¬ви¬тель¬ства РФ от 17.12.2009 № 1993-р (ред. от 28.12.2011) «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемый в электронном виде»
  6. Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 N 632-р "О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года"
  7. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах»
  8. Распоряжение Правительства РФ от 9 февраля 2008 г. № 157-р
  9. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг»
  10. Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления"
  11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»
  12. Распоряжение Правительства Рязанской области от 5 марта 2013 г. N 111-р "О создании государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Рязанской области"
  13. Постановление Администрации города Рязани от 22.03.2011 N 1280 "О переименовании муниципального учреждения "Центр предоставления муниципальных услуг" в муниципальное бюджетное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Рязани" и утверждении Устава муниципального бюджетного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Рязани"
  14. Портал государственных услуг Российской Федерации//http://www.gosuslugi.ru/pgu/

Цитировать

Карпова, Е.С. Анализ показателей по созданию и развитию сети МФЦ в соответствии с указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» / Е.С. Карпова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 110-117. — URL: https://novainfo.ru/article/5634 (дата обращения: 19.08.2022).

Поделиться