Конкурентная среда регионального рынка торговли строительными и отделочными материалами как фактор оптимизации логистической системы гипермаркетов

NovaInfo 44, с.119-124
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрен рынок строительных и отделочных материалов города Омска. Проведен сравнительный анализ деятельности крупнейших строительных магазинов города по экономическим показателям в динамике. Определены направления оптимизации логистической системы гипермаркетов.

Ключевые слова

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

В настоящее время в Омске функционирует около 200 различных магазинов конкурентоспособность, экономические показатели, анализ деятельности, логистическая система строительных и отделочных материалов с разными способами торговли и торговыми площадями.

Существуют как небольшие супермаркеты и рынки стройматериалов, так и крупные гипермаркеты площадью в несколько тысяч метров, предлагающие покупателям десятки тысяч наименований продукции. Большинство таких гипермаркетов являются филиалами различных зарубежных компаний, дочерние компании которых расположены по всему миру.

Для потребителей по – прежнему первостепенное значение имеют цена и качество приобретаемых товаров. Но так как строительные материалы зачастую имеют большие размеры, важна возможность доставки этих материалов «до двери» покупателя автомобильным транспортом компании и тарифы на перевозку и доставку.

Наиболее крупные магазины строительных и отделочных материалов:

  • ООО «Касторама Рус» (расположен по адресу ул. 70 лет Октября, 25/1).

Открытие гипермаркета в Омске состоялось 30 апреля 2008 года. ООО «Касторама РУС» входит в состав британской компании Kingfisher, являющейся крупнейшим продавцом строительных и отделочных материалов для дома и дачи. Общая площадь «Касторама РУС» в Омске составляет 12 800 квадратных метров [4].

Гипермаркет предоставляет покупателям десятки тысяч различных наименований продукции. К услугам, предоставляемым гипермаркетом, принадлежит оверлок, упаковка продукции, колеровка, пошив штор, резка тканей и многое другое.

  • ООО «Леруа Мерлен» (расположен по адресу бульвар Архитекторов,35).

Общество входит в группу компаний ADEO, которая занимает 1-е место в Европе и 3-е место в мире по объемам продаж в сегменте DIY.
Главный офис находится во Франции в г. Лилль и называется Террадео.

Основной принцип функционирования компании в области ценовой политики – постоянный мониторинг цен конкурентов и обеспечение низких конкурентоспособных цен на товары.

В данный момент в России функционируют 46 гипермаркетов «Леруа Мерлен2 в 24 регионах страны. Первый из них открылся в 2004 году в городе Мытищи Московской области.

Самый распространенный формат - магазин с общей площадью 17 500 м2 и торговой 10 000 м2. [5].

  • ООО «Оби ФЦ» (расположен по адресу ул. Лукашевича, 37)

Первый магазин «Оби» в Росси открылся в 2003 году. На данный момент в России насчитывается 19 гипермаркетов «Оби». Один из них расположен в Омске [6].

  • ООО «Бауцентр-Сибирь» (2 магазина по адресам ул. Волгоградская, 5 и ул. 10 лет Октября, 190).

В России первый магазин был открыт в 1994 году в Калининграде.

В Омске первый «Бауцентр» открылся 14 июля 2007 года по улице Волгоградская, площадь составляет 14 тыс. м2. В день открытия гипермаркет посетило около 18 тыс. человек. Ровно через год состоялось открытие второго гипермаркета по адресу 10 лет Октября.

Помимо Омска в настоящее время гипермаркеты функционируют также в Калининграде, Краснодаре [1].

  • ООО «Строительная фирма «Континент» (расположен по адресу ул. 70 лет Октября, 25/4) [2].

Все анализируемые магазины имеют в своей структуре службу или отдел логистики, которые отвечают за эффективность осуществления закупок продукции, распределения этой продукции на складах, удобное и грамотное расположение стеллажей в торговой зоне. Все это, в совокупности, влияет на цену, по которой потребители смогут приобрести товары и качество сервисных услуг. Цена в современных рыночных условиях является одним из определяющих факторов повышения конкурентоспособности предприятия.

Динамика выручки и прибыли рассматриваемых предприятий представлена в таблицах 1 – 3 [3].

Таблица 1 – Выручка анализируемых магазинов строительных и отделочных материалов в динамике (тыс.руб)

Название магазина

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Касторама Рус

15342766

20994511

25157589

30140228

Леруа Мерлен

55527836

72107679

94613984

124284189

Оби

9255709

10854823

11894445

15005283

Бауцентр

2832841

4163871

4917961

6274549

Континент

150153

122658

312254

275174

По данным таблицы видно, что среди анализируемых гипермаркетов строительных и отделочных материалов максимальную выручку за все 4 года получило ООО «Леруа Мерлен Восток».

Далее посчитаем темпы роста выручки анализируемых магазинов (таблица 2) [3].

Таблица 2 – Темп роста выручки магазинов строительных и отделочных материалов (%)

Название магазина

2012 /2011

2013 /2012

2014 / 2013

Касторама Рус

136,8

119,8

119,8

Леруа Мерлен

129,9

131,2

131,4

Оби

117,3

109,6

126,2

Бауцентр

147

118,1

127,6

Континент

81,7

254,5

88,1

По данным таблицы видно, что максимальный темп роста выручки наблюдался у ООО «Строительная фирма «Континент»» в 2013 году в сравнении с 2012 и составлял 245,5 %. У остальных компаний темп роста более равномерный. Выручка ООО «Касторама Рус» не изменилась в 2014 году, в с сравнении с прошлым годом, а ООО «Леруа Мерлен» выросла всего на 0,2 %.

Но выручка – это денежные средства, полученные предприятием в результате реализации своей продукции до налогообложения. Поэтому эффективность деятельности компаний необходимо рассмотреть по показателю чистой прибыли.

Рассмотрим величину чистой прибыли анализируемых компаний (таблица 3) [3].

Таблица 3 – Динамика изменения чистой прибыли анализируемых компаний

Название магазина

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

Касторама Рус

-559076

-2613

149827

436769

Леруа Мерлен

2772477

3447974

4882415

6836518

Оби

54882

38985

9526

-119537

Бауцентр

6034

65433

7045

8456

Континент

80

312

4951

4045

Данные таблицы свидетельствуют, что максимальную чистую прибыль получает ООО «Леруа Мерлен». Магазин имеет самую большую площадь из всех анализируемых компаний, и возможность, предложить потребителям больший выбор строительных и отделочных материалов, что несомненно привлекает покупателей и увеличивает продажи.

Самая маленькая прибыль у ООО «Строительная фирма «Континент», что может быть связано с близким расположением магазина-конкурента ООО «Касторама Рус», что позволяет потребителям сравнивать цены и условия покупок и выбирать более подходящий для себя магазин.

Успешное функционирование логистической системы предприятия характеризуется различными показателями, немаловажное значение имеют сервисные услуги: наличие доставки транспортом магазина, наличие парковочных мест, расположение магазина, проведение различных акций и предоставление скидок [7].

В настоящее время услуги по доставке осуществляют все крупные магазины строительных и отделочных материалов. Также все они оснащены парковочными местами.

Различные акции проводят крупные гипермаркеты (ООО «Леруа Мерлен», «Бауцентр», «Оби», «Касторама Рус»). Данные магазины часто предоставляют большие скидки на сезонные товары.

Если анализировать расположение рассматриваемых магазинов, необходимо отметить, что «Касторама Рус», «Континент» и «Леруа Мерлен» находятся в местах большого скопления людей («Касторама Рус» и «Континент» расположены вблизи «Ленты», «Фестиваля» и развлекательного центра «Континент», «Леруа Мерлен» - рядом с крупнейшими торговыми комплексами в городе «Мега» и «Икеа»), что способствует привлечению потребителей и увеличению объемов продаж.

Таким образом, на данный момент из анализируемых магазинов самым успешным и востребованным среди покупателей является ООО «Леруа Мерлен». Данная компания имеет самую большую выручку и прибыль. Привлечению потребителей способствует удобное расположение рядом с крупными торговыми комплексами, большая торговая площадь, широкая ассортиментная группа товаров и проведение постоянных акций и скидок.

Повысить конкурентоспособность рассмотренных магазинов на рынке предоставляемых услуг и оптимизировать логистическую систему гипермаркетов возможно по следующим направлениям:

  • расширение диапазона рекламы (помимо рекламы на телевидении следует распространять информацию об акциях и распродажах магазина в Интернете, делать рассылки по телефону и почте);
  • привлечение дополнительных поставщиков с целью увеличения ассортимента предлагаемых потребителям товаров;
  • рациональное размещение поступившего товара на стеллажах в торговой зоне.

Усиление деятельности в этих направлениях позволит привлечь новых потребителей, увеличить объемы продаж и прибыль компании.

Читайте также

Список литературы

  1. Бауцентр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.baucenter.ru/company/history/ (дата обращения: 15.04.2016)
  2. «Континент» центр торговли и семейного отдыха [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kontinent-omsk.com/index.php/stroitelnyj-tsentr (дата обращения: 15.04.2016)
  3. «КОНТРАГЕНТ» база данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.k-agent.ru (дата обращения: 16.04.2016)
  4. Castorama [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.castorama.ru/about/ (дата обращения: 15.04.2016)
  5. «LEROY MERLIN» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://leroymerlin.ru/about/ (дата обращения: 15.04.2016)
  6. OBI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.obi.ru/ru/company/about-the-company/index.html (дата обращения: 15.04.2016)
  7. Литвинова О.И. Совершенствование управления логистическими системами на основе стандартизации процессов /Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 11-1 (42). С. 62-64.

Цитировать

Литвинова, О.И. Конкурентная среда регионального рынка торговли строительными и отделочными материалами как фактор оптимизации логистической системы гипермаркетов / О.И. Литвинова, В.В. Таршилова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 119-124. — URL: https://novainfo.ru/article/5636 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться