Страхование ответственности за нанесение вреда вследствие ненадлежащего качества товаров, работ и услуг (на примере ГУСП «Тавакан» Кугарчинского района Республики Башкортостан)

NovaInfo 44, с.146-154, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Изучено страхование, как инструмент защиты от отрицательно воздействующих рисков, влияющих на качество товаров, работ и услуг предприятия. Предложено страхование ответственности за нанесение вреда вследствие ненадлежащего качества товаров, работ и услуг. Выявлено положительное влияние страхования ответственности за качество выпускаемой продукции предприятия.

Ключевые слова

ТАРИФЫ, УЩЕРБ, ПРЕМИЯ, ПОЛИС, ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС, ДОГОВОР

Текст научной работы

Большинство предприятий уделяют внимание качеству товара, так как оно является основной составляющей его конкурентоспособности. При определении качества продукта следует пытаться выделить наиболее предпочтительные свойства товара для потребителя. В настоящее время в России наблюдается устойчивый рост количества исков потребителей по поводу причиненного вреда их жизни, здоровью и имуществу, а также огромного морального вреда в результате использования приобретенной некачественной продукции. Качество включает в себя множество компонентов. Прежде всего к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции, а также качество технологии ее изготовления и эксплуатационные характеристики.

В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель как качество играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и ее последующего движения.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что предприятие не прекратит свое существование и будет конкурентоспособным.

Важнейшей целью комплексного управления качеством предлагается считать обеспечение устойчивости запланированного качества продукции и повышение ее конкурентоспособности при минимизации затрат.

В соответствии с поставленной целью объектом комплексного управления качеством на предприятии ГУСП «Тавакан» Кугарчинского района, становятся все этапы жизненного цикла молочной продукции и целенаправленное воздействие на них с учетом важнейших факторов позволит активизировать деятельность персонала по управлению качеством и переводу его на более высокий уровень [1].

В соответствии с законом «О защите прав потребителей» и Гражданским кодексом РФ «Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежат возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет» [3].

Статистика и прогнозы рынка обещают, что с ростом правовой культуры населения, а также постепенным совершенствованием законодательной, правовой и судебной систем в нашей стране, будет расти количество претензий, связанных с компенсаций ущерба, возникшего в результате потребления некачественного товара, а также результатов работ или услуг.

Руководители различных областей промышленности и общественного питания, а также организаций, предоставляющих услуги, постоянно рискуют быть призванными к ответственности перед потребителями.

Возмещение вреда, причиненного оказываемой услугой или производимой и реализуемой продукцией, может нанести серьезный удар по финансовой устойчивости любой компании, отвлечь денежные средства от основной деятельности предприятия, и даже поставить под вопрос существование предприятия вообще, не говоря уже об уровне авторитета компании и ее товарного знака [5].

Полис по страхованию гражданской ответственности обеспечивает надежную страховую защиту изготовителя (исполнителя, продавца) товаров (работ, услуг) на случай предъявления к ним в соответствии с гражданским законодательством претензий вследствие:

  • причинения вреда жизни и здоровью потребителя;
  • нанесения вреда имуществу потребителя.

Страхование гражданской ответственности трактуется как экономические отношения по удовлетворению претензий к страхователю — причинителю вреда третьим лицам, не являющимся участниками договора страхования. Так, с юридической точки зрения сторонами договора являются страхователь и страховщик, и только между ними устанавливаются экономические отношения, определенный круг обязанностей и ответственность за их исполнение. Поэтому утверждать о защите какого-либо лица, кроме самого страхователя, не имеет смысла [5].

Главной социальной функцией страхования гражданской ответственности является защита экономических интересов третьих потерпевших лиц, что и отмечается зарубежными специалистами, учеными и практиками. Возмещение ущерба третьих лиц отражает внутреннее содержание этой отрасли, как и законное основание обязательности покрытия известного рода убытков [5].

принципиальная схема страхования ответственности
Рисунок 1. Принципиальная схема страхования ответственности

В соответствии с условиями страхования возмещается материальный ущерб и берет на себя расходы по восстановлению здоровья пострадавшего. Кроме того, возмещаются судебные расходы, расходы по оказанию юридической помощи, включая оплату адвокатских гонораров [7].

Договор страхования может быть заключен:

  • по всем выпускам продукции работам и услугам, оказанным в течение определенного периода, на любой срок (как правило, на год);
  • в отношении ответственности по определенному выпуску продукции на период его производства и реализации плюс период, в течение которого будут покрываться претензии, предъявленные в отношении причинения вреда, возникшего в результате потребления товара, работ, услуг в отношении которых заключен договор страхования.

Страховая сумма устанавливается страхователем самостоятельно, но мы рекомендуем приравнивать ее размер при страховании в отношении всей деятельности к годовому обороту; при страховании в отношении ответственности по конкретному выпуску молочной продукции — к стоимости партии.

Размер тарифной ставки зависит от видов товаров, работ, услуг, от стажа работы компании на рынке, от годового оборота, от продолжительности периода страхования, размера франшизы, от страховой суммы и от наличия в прошлом претензий.

Рассмотрим страхование гражданской ответственности на примере ГУСП «Тавакан». Это предприятие создано с целью удовлетворения общественных потребностей в результатах его деятельности и получения прибыли. Основными видами деятельности общества являются:

  1. Производство и реализация сельскохозяйственной продукции (животноводство, растениеводство, производство меда, кумысоделие и т. д.);
  2. Производство и реализация племенного скота;
  3. Торгово — закупочная деятельность (с созданием собственных торговых точек, продуктами питания, товарами народного потребления, оптовая торговля);
  4. Производство и реализация элитных семян;
  5. Деятельность по производству и реализации товаров народного потребления, продукции производственно — технического назначения, в т. ч. и мебель, трикотаж, швейные и меховые изделия, пошив обуви, прочие производства;
  6. Деятельность по производству и реализации пищевой продукции, в т. ч.: хлебобулочные и кондитерских изделий, плодовоовощных консервов, мясных продуктов, масла, сыров, молокопродуктов, муки.

Для повышения качества за произведенную продукцию предложено страхование ответственности за нанесение вреда вследствие ненадлежащего качества товаров, работ и услуг. Предполагается страхование следующих рисков: ответственность за имущественный ущерб, нанесенный потребителю; за вред, причиненный его жизни и здоровью и/или моральный ущерб в случаях, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей в результате производства некачественной продукции».

Допустим, предприятие решило застраховать свою ответственность за нанесение вреда вследствие ненадлежащего качества товаров, работ и услуг. Объектом нашего страхования будут являться имущественные интересы, связанные с риском наступления гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц вследствие осуществления деятельности. Для осуществления страхования ответственности за ненадлежащее качество товаров выбрано ОАО Страховое общество «Талисман».

Договор страхования заключается, как правило, сроком на 1 год. Открытое акционерное общество «Страховое общество «ТАЛИСМАН» предлагает следующую тарифную сетку. Страховщик имеет право применять к настоящим тарифным ставкам повышающие от 1.0 до 10.0 или понижающие от 0.2 до 1.0 коэффициенты, исходя из категории производственного объекта Страхователя, производственных мощностей на объекте Страхователя, а также других обстоятельств, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.

Размер страховой премии зависит от двух групп факторов: установленного договором лимита ответственности страховщика и параметров риска. На выбор показателей параметров риска оказывает влияние конкретный вид страхования ответственности и род деятельности страхователя. Наиболее часто используются в качестве параметров риска показатели объема выпуска или реализации продукции, фонд заработной платы, численность работников, доходы страхователя, число транспортных средств и др.

Рассмотрим пример страхования в ОАО «Талисман». На сайте компании предоставлены «Правила страхования ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ, услуг». Предположим, что в ГУСП « Тавакан» наступил страховой случай. Исходя, из правил страхования в ОАО «Талисман» страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату третьим лицам.

Предел ответственности для ГУСП «Тавакан» ориентировочно берется в размере тех убытков, которые были нанесены третьим лицам из-за низкого качества продукции, то есть молока. Предположим, что в 2009 году из-за низкого качества продукции предприятию пришлось выплатить компенсацию в размере 500 000 рублей. Величина предельной стоимости может быть ориентировочно названа в договоре исходя из практики аналогичных предприятий. Например, СПК «Маяк» выплатил 750 000 рублей за причиненный вред. Тогда, предел ответственности возьмем в размере 750000 рублей.

Наступление застрахованной ответственности произошло вследствие того, что некачественным молоком был нанесен вред здоровью детей в детском спортивном лагере. Была приглашена районная санэпидстанция и были рассмотрены затраты в связи с этим происшествием, вследствие чего была рассчитана сумма убытка в размере 600000 рублей.

Размер страхового тарифа в ОАО «Талисман» представлен в таблице 1.

Таблица 1. Размер базового страхового тарифа и базовой страховой суммы

Вид страхового риска

Базовая страховая сумма, руб.

Базовый страховой тариф, % от страховой суммы

Причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц (Выгодоприобретателей) вследствие недостатков товаров, работ, услуг Страхователя (Застрахованного лица), а также предоставления Страхователем (Застрахованным лицом) недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе, услуге

3000000

0,34

Однако, в «Правилах ответственности за вред, причиненный недостатками товаров, работ, услуг» [2] сказано, что страховщик вправе применять поправочный коэффициент, учитывающий фактический размер страховой суммы, из диапазона 0,1-3,0 к базовому страховому тарифу, рассчитанному для базовой страховой суммы 3 000 000 руб. В данном примере мы не будем учитывать дополнительные условия страхования, и будем придерживаться базового страхового тарифа, то есть 0,34.

Определим размер страховой премии, по вышеприведенной формуле.

П=40000/12⋅11=36666 руб.

Примерный сценарий страхования представлен в таблице 2.

Таблица 2. Предлагаемый сценарий страхования ответственности за качество продукции в ГУСП « Тавакан» Кугарчинского района

Денежная оценка потерь при реализации некачественного молока

Страховая франшиза, %

Предел ответственности, руб.

Страховой тариф, %

Страховая премия, руб.

169460

Не предусмотрена

750000

0,34%

36666

Таким образом, исходя из таблицы 2, страхуя ответственность за качество молока можно обезопасить предприятие от выше представленного вида риска и предотвратить убыток.

Согласно официальному сайту компании при заключении договора страхования ОАО «Страховое общество «ТАЛИСМАН» страховая премия рассчитывается в следующих размерах от годовой страховой премии (неполный месяц принимается за полный):

Таблица 3. Показатели страховых премий

Срок страхования

Процент от годовой премии

1 месяц

20

2 месяца

30

3 месяца

40

4 месяца

50

5 месяцев

60

6 месяцев

70

7 месяцев

75

8 месяцев

80

9 месяцев

85

10 месяцев

90

11 месяцев

95

При заключении договора страхования на срок более одного года страховая премия (П) определяется по формуле:

П = (Пг / 12) ⋅m, (1)

где Пr — страховая премия при сроке действия договора страхования 1 год; m — срок действия договора страхования (в месяцах). Неполный месяц принимается за полный.

Страховая выплата при страховании ответственности рассчитывается по формуле [11]:

СВ = СВИМ + ОС + УВ + ДР, (2)

где СВИМ — страховое возмещение имущественного ущерба; ОС — обеспечение страховое в результате причинения вреда жизни, здоровью и трудоспособности третьего лица; УВ — упущенная выгода в размере неполученных доходов; ДР — дополнительные расходы.

В данном случае СВим будет равен 30 000 руб., за вышедшее из строя оборудование фильтрации молокоперерабатывающего предприятия (ГУСП «Тавакан» продает произведенное им молоко на переработку молокоперерабатывающему предприятию «Арес»), которое произошло вследствие некачественного молока;

Страховое обеспечение в результате причинения вреда жизни, здоровью и трудоспособности третьего лица сложится из количества дней проведенных пострадавшими от брака в больнице и их оплаты. В нашем случае данное количество дней равно 5, количество пострадавших составляет 15 человек, а размер оплаты одного дня равен 1600 рублей.

УВ будет равна убытку из-за закрытия молокоперерабатывающего цеха предприятия «Арес» санэпидстанцией, в данном случае на 7 дней;

ДР рассчитаем как сумму расходов на покупку деталей и ремонту фильтров.

Имеющиеся данные подставим в вышеприведенную формулу (2) и произведем расчет страховой выплаты:

СВ= 30000 + (15⋅5⋅1600)+(7⋅144917/265) +14000=169 460 руб.

Произведя расчет, сумма страховой выплаты составила 169,46 тыс. руб.

Экономическую выгоду от данного вида страхования покажем в таблице 4.

Таблица 4. Экономическая эффективность страхования ответственности за вред, причиненный недостатком качества молока (составлено автором)

Эффективность предприятия без cтрахования

Эффективность предприятия со страхованием

Страховая премия = 0

Размер убытка = 169460 рублей

Страховая премия = 36666 рублей

Размер убытка = 169460 рублей

Страховая выплата = 169460 рублей

Следовательно, выгода ГУСП «Тавакан» с использованием страхования ответственности за качество продукции очевидна. В первом случае издержки составят в размере 169460 рублей, а во втором лишь 36666 рублей.

Изучив данную ситуацию можно сказать о положительном влиянии страхования на качество выпускаемой продукции.

Страхование ответственности за качество выпускаемой продукции является необходимым фактором в деятельности работы предприятия на рынке.

Подтверждением вышеизложенному являются проведенные расчеты.

Так, сумма страховой выплаты полученной в результате выпуска продукции ненадлежащего качества, и причинения вреда третьим лицам в результате приобретения недоброкачественной молочной продукции в связи с испорченным оборудованием фильтрации, составила 169,46 тыс. руб.

Таким образом, если предприятие застраховано, оно значительно снижает риски своих потерь.

В результате проведенной работы установлено, что страхование в деятельности предприятия играет важную роль и значительно оказывает влияние на уровень качества выпускаемой продукции.

Читайте также

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая : от 26 января 1996 года N 14-ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 22 декабря 1995 года : одобр. Советом Федерации 30 января 1996 г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. О техническом регулировании: федер.закон РФ от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.11.2015) Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  3. О защите прав потребителей: федер.закон РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 (ред. от 13.07.2015) .). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : [принят 27.11.1992] : (ред. от 28.11.2015) // СПС «Консультант Плюс».
  5. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c
  6. Герасимов, Б.Н. Управление качеством. Практикум: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 c.
  7. Дунченко, Н.И. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности: Учебное пособие / Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин. - М.: Дашков и К, 2012. - 212 c.
  8. Ефимов, О. Н. Государственный надзор и регулирование страховой деятельности [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2014. – 132 с.
  9. Ефимов, О. Н. Об аграрном страховании и его организационных формах / О. Н. Ефимов. // Страховое дело. – М.: ООО «Анкил», 2014. - №5. – С. 32-37
  10. Ефимов, О. Н. Основы страхового дела [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2014. – 123 с.
  11. Ефимов, О. Н. Социальное страхование в России [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2014. – 175 с.
  12. Ефимов, О. Н. Становление и развитие общего и сельскохозяйственного страхования в России [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2012. – 112 с.
  13. Ефимов, О. Н. Страхование по закону о страховом деле [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012. - 685 с.
  14. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Текст] : учеб. пособие / О. Н. Ефимов. – Уфа: Башкирский государственный аграрный университет, 2014. – 208 с.
  15. Федюкин, В.К. Управление качеством производственных процессов: Учебное пособие / В.К. Федюкин. - М.: КноРус, 2013. - 232 c.

Цитировать

Бакирова, А.И. Страхование ответственности за нанесение вреда вследствие ненадлежащего качества товаров, работ и услуг (на примере ГУСП «Тавакан» Кугарчинского района Республики Башкортостан) / А.И. Бакирова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 146-154. — URL: https://novainfo.ru/article/5653 (дата обращения: 16.08.2022).

Поделиться