Оценка педагогической деятельности учителя начальных классов

NovaInfo 44, с.275-281, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 35
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные со сферой педагогического общения учителя как критерия оценки его деятельности.

Ключевые слова

ВОСПИТАННОСТЬ, УМЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ЭТАПЫ ОБЩЕНИЯ, УМЕНИЯ В СФЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Текст научной работы

Модернизация содержания образования, расширение личностно — ориентированной направленности обучения и воспитания ставят перед системой образования проблему оценки педагогической деятельности учителя, одним из показателей которой является сфера педагогического общения учителя.

Известно, что педагогическое общение решает те же задачи обучения и воспитания, что и педагогическая деятельность, используя средства взаимодействия с учащимися; образует климат, атмосферу труда учителя.

Педагогическое общение включает такие компоненты, как задачи и средства взаимодействия с детьми, приемы самоанализа. Выделяют этапы общения: ориентировка в ситуации общения, проявление инициативы, или коммуникативная атака ,осуществление общения: когда один человек для другого является предметом или средством, партнером или соперником, целью, содержанием и источником.

В данной сфере педагогической деятельности учителя важную роль играют умения, которые могут быть разделены на следующие группы.

Первая группа умений связана с постановкой задач общения: взаимообмен информацией учителя и учащихся, взаимопознание друг друга и взаимокоррекция поведения, мобилизация резервов участников общения, разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога, взаимная удовлетворенность. Как правило, учитель специально не продумывает и не ставит задач общения, полагаясь на стихийно возникающие в учебно-воспитательном процессе ситуации.

Вторую группу составляют приемы, способствующие тому или иному уровню взаимодействия, общения с учениками:

  1. преимущественное использование организующих (по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими) воздействий;
  2. демократический стиль общения (в отличие от авторитарного и либерального);
  3. способность занимать разную позицию в общении и гибко ее перестраивать по мере изменения ситуации (например, временно занять позицию ученика);
  4. с юмором относиться к отдельным аспектам педагогической ситуации, не замечать некоторых негативных моментов;
  5. умение слышать и слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества, и др.

Все эти умения развивают важные психологические показатели профессиональной компетентности учителя начальных классов– интерес к личности ученика, равное сотрудничество со всеми детьми, педагогический такт, общительность, знание гуманистических норм своей профессии и следование им. Компетентность в общении не сводится к набору средств общения, а предполагает, например, рефлексию на опыт своего общения и др. Важная психологическая характеристика учителя начальных классов – сотворчество в общении, поиск новых задач и способов взаимодействия с учащимися. В процессе общения он овладевает новыми гранями профессиональной позиции: «психотерапевт», гуманист, актер.

Личность учителя как стержневой, системообразующий блок определяет характер целей и задач педагогической деятельности. Это система ценностных ориентаций, мотивов, стиля; она определяет уникальность и неповторимость человека.

Оценивая профессиональную зрелость, важно использовать ряд психологических знаний. В структуру личности учителя входят такие качества, как направленность, мотивация (социальная, познавательная, профессиональная – что удерживает учителя в этой профессии). Личность определяют также педагогические способности, обеспечивающие успешное выполнение труда. В последнее время принято выделять две большие группы педагогических способностей: перцептивные, или собственно человековедческие, связанные с пониманием другого человека, и управленческие, лежащие в основе воздействия на другого человека На личность определенным образом влияет характер учителя, его темперамент и психологические состояния, в том числе и временные, составляющие резерв развития личности. К обобщенным характеристикам можно отнести индивидуальный стиль – устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности, педагогического общения, определяемых его психофизиологическими особенностями, прошлым опытом.

Какие же умения необходимы для выражения, проявления и саморазвития личности учителя? Прежде всего, занимать четкую и действенную гражданскую позицию, противостоять трудностям своей профессии во имя ее социальной и человеческой значимости; проявлять педагогические способности (перцептивные: понимать и изучать другого человека, сопереживать ему, вставить на его точку зрения; управленческие; воздействовать не только на поведение и поступки ученика, но на его мотивы, цели); управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не деструктивный, разрушающий характер; определять особенности своего стиля и использовать положительные природные данные; воспринимать позитивные возможности учащихся и тем самым способствовать упрочению и своей жизнеутверждающей «я - концепции»; овладеть высокими эталонами труда учителя (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск, переходить от уровня мастерства к собственно новаторскому уровню.

Рассмотрим, какие психологические качества профессиональной компетентности связаны с этими личностными умениями: развитая способность интереса к другому человеку; понимание учителем своего права на самобытность, стремление к индивидуальному почерку, осознание того, что эффективен тот стиль, который сопровождается устойчивыми положительными результатами, подход к индивидуальности как средству преодолевать шаблоны в своем труде; понимание того, что всякий учитель при желании может стать мастером и т.д. Реализация личностных качеств и свойств формирует такие аспекты профессиональной позиции, как учитель-гражданин, убежденный педагог, индивидуальность, мастер, творец, новатор.

Оценка профессиональной компетентности теряет смысл, если не включает в себя анализ результатов труда – тех качественных позитивных изменений в психологическом развитии учащихся, которые произошли под влиянием учителя.

Важным критерием оценки профессиональной деятельности учителя является обученность и обучаемость школьников.

Оценка профессиональной компетентности учителя начальных классов в этой области также требует ряда профессиональных знаний. Обученность школьников определяют характер их знаний, сформированность учебной (умения учиться) и умственной деятельности, сложившийся в прошлом опыте уровень умственного развития. Важно учитывать такие описанные в дидактике и психологии параметры знаний, как их виды (знания о фактах, понятия и термины, законы и теории, знания о способах деятельности и методах познания), этапы усвоения (запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание), уровни (репродуктивный, продуктивный), качества (системность, обобщенность, мобильность, действенность, полнота, прочность и т.д. – И.И.Лернер). При диагностике результатов труда учителя часто приходится сталкиваться с тем, что он обеспечивает только некоторые параметры знаний (полноту, прочность), а многие другие не попадают в поле его зрения. При оценке умения учиться, надо учитывать сформированность учебной деятельности школьников: понимание задачи, выполнение учебных действий, приемов самоконтроля и самооценки.

Если учитель начальных классов не формирует учебной деятельности школьников в ее психологически полном виде, то вряд ли можно говорить о его достаточно высокой профессиональной компетентности. Оценка показателей умственного развития дополняет характеристику достигаемого данным учителем уровня обучаемости школьников.

Обучаемость можно рассматривать как восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни обученности. Психологическими показателями обучаемости могут быть: ориентация в новых условиях, познавательная инициатива, готовность к принятию помощи другого человека, умение работать в необязательных ситуациях и др. Для оценки уровня профессиональной компетентности учителя важнее не столько знания учащихся, сколько их умение учиться, не столько обученность, сколько обучаемость.

Третья группа характеризует умение учителя оценивать реальное состояние обученности и обучаемости учащихся, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним, намечать перспективу их индивидуального дальнейшего продвижения.

Эти объективно необходимые педагогические умения возможны при наличии у учителя диагностических способностей.

Воспитанность и «воспитуемость» школьников также является одним из определяющих факторов.

В отличие от понимания воспитанности как совокупности многих отдельных свойств личности мы видим в ней ряд иерархически организованных уровней. Если обученность – это знания учащихся, состояние их учебной и умственной деятельности, показатели умственного развития, то воспитанность – это, прежде всего нравственные знания, поведение.

«Воспитуемость», или восприимчивость к воспитательным воздействиям, мы определяем как готовность к переходу на следующие уровни развития личности, активность и инициатива в новой социальной ситуации.

Для анализа уровня воспитанности и воспитуемости учителя важно обладать рядом педагогических умений.

Четвертую группу умений образуют: оценка состояния воспитанности и воспитуемости школьников, индивидуальный и дифференцированный подход, проникновение во внутренний мир личности воспитанников, умение строить планы работы не только по дням, но и с учетом индивидуальных задач развития учащихся.

Эти умения опираются на такие качества, как стремление изучать личность школьника, бережно ее направлять, корректировать свои воздействия. Это формирует у учителя позиции диагноста, воспитателя.

Наконец, профессиональную компетентность учителя подчеркивает умение интегрально оценивать свой труд.

Попытаемся упорядочить значения понятий, необходимых для оценки профессиональной компетентности учителя начальных классов. Результативность труда, с психологической точки зрения, - это наличие позитивных (а также негативных и неожиданных) результатов – качественных изменений в психике учащихся и самого учителя. Эффективность труда – соответствие результата поставленным целям и задачам. Оптимальность труда – достижение наилучшего в данных условиях результата или достижение его малой психологической ценой (затраты времени и сил учащихся и учителя). Профессиональная компетентность – осведомленность учителя о знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для осуществления этого труда; обладание психологическими качествами, желательными для его выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами. Педагогическое мастерство – труд на уровне лучших его образцов, опора на готовые и описанные ранее профессиональные разработки. Педагогическое творчество в узком смысле слова (новаторство) – поиск и нахождение принципиально новых, ранее отсутствовавших и не описанных задач, средств и способов труда (эти находки и педагогические изобретения могут быть локальными – касаться отдельных методов, форм или системными – приводить к созданию новых высокоэффективных систем обучения и воспитания). Оценка этого уровня творчества требует от педагогической науки критериев новизны педагогических идей. Педагогическое творчество в широком смысле слова – «открытие» учителем известных в науке и опыте сочетаний методов, приемов и условий их применения, видение нескольких вариантов решения одной задачи, обновление известного в соответствии с новыми требованиями. Творчество в этом смысле присуще практически каждому учителю, ибо он постоянно решает большое число учебно-воспитательных задач, выбирает один вариант воздействия из нескольких возможных. Творчество же, как новаторство, педагогическое изобретательство осуществляется только некоторыми учителями.

Пятая группа умений – интегральные: а) умение видеть свой труд в целом, в единстве его задач, целей, способов, условий, результатов, понимание причинно-следственных отношений между ними; б) способность перейти от оценке отдельных педагогических умений к оценки отдельных результативности, эффективности своего труда в целом; в) найти «белые пятна» в своей компетентности; г) осознать взаимосвязь между способами труда и результатами обученности и воспитанности школьников, увидеть истоки неуспеха учащихся в своих просчетах, соотнести и различить успеваемость и особенности личности школьников. Интегральное педагогическое умение, безусловно, включает и исследовательские умения: сформулировать трудно решаемые вопросы практики в виде научной проблемы; провести целенаправленное наблюдение, педагогический эксперимент с варьированием отдельных факторов и прослеживанием результатов.

Эти умения требуют от учителя таких психологических профессиональных качеств, как стремление не только к получению готовых рецептов (например, как научить школьников быстро запоминать материал), но и к изменению типа мышления, к самостоятельному выбору, творческому решению педагогических задач. Здесь сказываются: педагогическая логика как осознание связи задач со способами, условиями и результатами, педагогическая техника (в узком смысле – владение собой, управление своим психическим состоянием, снятие напряжения, вызывание творческого самочувствия с помощью осанки, мимики, жеста, техники речи (голос, дыхание, темп речи), и в более широком смысле – умение сотрудничать с другим человеком) как одно из средства.

Учитывая дефицит качественных содержательных критериев диагностики и оценки эффективности труда учителя, мы попытались построить многомерную модель профессиональной компетентности учителя. Эта модель может быть названа психологической, ибо главное внимание в ней уделяется оценке психологических характеристик учителя при осуществлении им учебно-воспитательного процесса и качественных изменений в психическом развитии школьников, которые возникают, как результат труда учителя. Содержание психологической карты позволяет: охватить профессиональную компетентность учителя в сопоставлении разных сторон процесса его труда (педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность) и результатов (обученность и воспитанность школьников); соотнести субъективные психологические характеристики учителя с некоторыми нормативами, заданными в объективно необходимых профессиональных знаниях и умениях.

Переходя от учета состояния отдельных блоков к общей оценке, эксперты в конечном счете оценивают: какова профессиональная позиция учителя и ее грани, каковы используемые им конкретные педагогические знания и умения, психологические особенности и качества, обеспечивающие подготовленность учителя к труду. Таким образом, предметом оценки становятся личностная, операциональная, регулятивная и другие сферы профессиональной компетентности учителя.

Оценку профессиональной компетентности реальнее всего осуществлять в ходе наблюдения за работой учителя при решении им реальных педагогических ситуаций. Применяя условно намеченные нами уровни профессиональной компетентности учителя, эксперты, имеют возможность определить, находится ли учитель на начальных или средних этапах овладения профессией, применяет ли на высоком уровне имеющиеся в науке и практике разработки (мастерство) или вносит оригинальный вклад в социальный педагогический опыт (творчество и новаторство).

Аттестация учителя может показать, что разные виды профессиональной позиции у него неодинаково сформированы (чаще всего учитель хороший предметник и методист, но хуже – диагност, самодиагност, ибо человеческим умением учат меньше, чем предметным, и он затрудняется анализировать свою личность, психическое развитие учащихся); разные блоки компетентности также могут быть в различном состоянии, например учитель чаще владеет техникой, но не имеет индивидуальности. Прогноз, зона ближайшего развития профессиональной компетентности выражаются в рекомендациях учителю о том, какие стороны его труда могут быть развиты в перспективе. Предлагаемый нами анализ согласуется с другими подходами и взаимодополняет их.

Сопоставление профессиональной компетентности всех учителей школы может помочь более обоснованно планировать профессиональное самообразование, создавать мобильные творческие группы учителей, более объективно определять лучших учителей.

Читайте также

Список литературы

  1. «Национальная программа по подготовке кадров» // Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. — Ташкент, 1999, 56 с.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего образования.// Таълим тараккиёти.- Ташкент, 1999, № 9. С. 342–362.
  3. Улухужаев Н.З.. Шаамирова Ю.К. .Психологическая диагностика профессиональной деятельности учителя // Тезисы докладов научно-практической конференции «Психологические и социально-психологические детерминанты личности» .- Москва, МГУ им. Ломоносова, 2011 . С.245

Цитировать

Лутфетдинова, Р.Х. Оценка педагогической деятельности учителя начальных классов / Р.Х. Лутфетдинова, Н.З. Улухужаев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 275-281. — URL: https://novainfo.ru/article/5657 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться