Подходы к определению видовых характеристик контрактных отношений в современной институциональной экономике

NovaInfo 44, с.173-177, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В научной статье было дано определение понятия "контрактные отношения". Выделены основные видовые характеристики контрактных отношений и их специфические различия. Представлена классификация взаимодействия сторон в зависимости от полноты контрактации.

Ключевые слова

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ, КОНТРАКТ О НАЙМЕ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, КОНТРАКТ О ПРОДАЖЕ, КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ, НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ

Текст научной работы

Одной из основ рыночной экономики, на сегодняшний день, является свобода в отношении заключения контрактов — договоров, сделок и соглашений. Согласно статье № 420 Гражданского кодекса, договором принято считать любое соглашение двух и более сторон в отношении установления, модификации или прекращения гражданских прав и обязанностей [1]. Если договор заключен в письменном виде, его принято называть контрактом. Что касается сделок, в отличие от договоров и контрактов они могут быть односторонними или конклюдентными.

Если же говорить о терминах институциональной экономической теории, в ней используются несколько иные определения. Так, контрактом (договором, сделкой) именуется совокупность правил, которые оговаривают в пространстве и времени обмен между двумя или несколькими экономическими субъектами путем определения прав, обязательств и описания механизма соблюдения принятых условий. Участники обмена в рамках контракта именуются контрагентами.

Существуют следующие виды контрактов, возникновение которых произошло в процессе развития контрактных отношений в институциональной экономике (табл. 1) [8].

Таблица 1. Виды контрактных отношений

Вид контракта

Специфические отличия

1

Контракт о продаже

Деятельность участников контракта связана с рисками и различным отношением к нему

2

Контракт о найме

3

Классический контракт (полный)

Отличие данных видов контрактов состоит в полноте контрактации

4

Неоклассический контракт

5

Имплицитный (отношенческий)

6

Предконтрактный оппортунизм

Различия с точки зрения оппортунизма и рациональности

7

Постконтрактный оппортунизм

Различное отношение к риску сторон, заключивших сделку, обуславливает наличие двух разновидностей контрактов: контракт о найме и контракт о продаже:

Контракт о продаже — это соглашение между двумя сторонами, одинаково нейтральными к риску [8]. При заключении такого договора не предусматривается никакого перехода рисков, но при этом само распределение степени риска между контрагентами вполне может быть неодинаковым. К такого рода контрактам относятся договора поставки, купли продажи, оказания каких-либо услуг, посреднические сделки, агентские соглашения и т.п.

Контракт о найме представляет собой соглашение между одной стороной, нейтральной к риску, и другой, являющейся противником риска [8]. В таком контракте обычно оговаривается круг возможных задач, подлежащих реализации в течение срока действия договора. При этом «противник риска» передает стороне, нейтральной к рискам, право контроля над своими активами или действиями.

Также существует классификация контрактов на 3 группы с точки зрения полноты контрактации:

  1. Классический контракт (он же исчерпывающий) — двухсторонний договор, который основан на имеющихся юридических нормах, конкретно оговаривающий условия сделки, а также описывающий санкции в случае нарушения этих условий. Контракт такого формата юридически прост и подразумевает, что обязанности сторон возникают с момента его подписания и прекращаются после полного завершения сделки.

Фактически классические контракты встречаются не очень часто ввиду того, что предусмотреть все возможные форс-мажоры, изменения ситуации и конфликты интересов даже в недалеком будущем крайне затруднительно.

  1. Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт, заключаемый в условиях неопределенности, когда обе стороны признают, что предвидеть все последствия заключенного договора невозможно. Такой контракт напоминает соглашение сторон о принципах сотрудничества. При возникновении расхождений во мнениях стороны прибегают к услугам выбранного заранее арбитра, поэтому неоклассический контракт носит тройственный характер;
  2. Имплицитный контракт также называют отношенческим или самоподдерживающимся — это взаимовыгодный долгосрочный договор с преобладанием неформальных условий над формальными. Иными словами, контрагенты заинтересованы не столько в оптимальном распределении собственных ресурсов в конкретный момент времени, сколько стремятся к поиску приемлемого для партнера компромисса, при котором обе стороны могут пойти друг другу на уступки ввиду обоюдной доброжелательности. К примеру, при долгосрочных общинных отношениях члены общины при некоторых обстоятельствах могут поработать друг на друга даром.

Ввиду того, что индивидам свойственны оппортунизм и ограниченная рациональность, выделяют два варианта оппортунистического поведения — постконтрактное и предконтрактное (рис. 1) [7].

Увязка основных понятий теории контрактных отношений
Рисунок 1. Увязка основных понятий теории контрактных отношений

Основной формой первого варианта является неблагоприятный отбор (англ. adverse selection). Это объясняется невозможностью провести объективную и качественную оценку предмета договора, ведь продавец заведомо владеет большей информацией о товаре, нежели покупатель.

В постконтрактном периоде возникает такое явление, как моральная угроза (англ. moral hazard) — ситуация, при которой деятельность одного из контрагентов невозможно оговорить в контракте полностью, ввиду чего описываются лишь несколько показателей.

Но даже если все предконтрактные разногласия улажены, исполнение заключенного соглашения может быть затруднено из-за неполноты контрактации, описанной выше, а также возникновения моральной угрозы. Последняя сложность связана с тем, что невозможно учесть и прописать в контракте абсолютно все ситуации, в результате этого образуются так называемые «контрактные дыры». А поскольку обязательства сторон нередко прописываются лишь формально, это дает возможности для возникновения оппортунистического поведения сторон по отношению друг к другу.

Примером может послужить ситуация, в которой исполнитель контракта прекрасно понимает требования заказчика, что необходимо выкрасить дом так, чтобы он выглядел красиво, и чтобы краска держалась как можно дольше, но в контракте оговорено лишь то, что дом должен быть покрашен в красный цвет [4]. В таком случае исполнитель не имеет особой заинтересованности в качестве работы. И, соответственно, если у него нет мотивации выполнить работу на «отлично» (так как это его временная, разовая подработка и он не заинтересован в формировании репутации и.т.п.), возникает классическая модель ситуации моральной угрозы. Иными словами, раз в контракте написано выкрасить дом красной краской, исполнитель сделает это один раз независимо от итогов его работы.

Подобные ситуации могут возникнуть и между сторонами — партнерами в сделках купли-продажи, и между организациями. Моральная угроза объясняется не только формальностью прописанных условий договора, но и стандартной ситуацией невозможности проведения качественного постконтрактного мониторинга из-за затратности мониторинговой информации.

Более того, если наблюдается неадекватное оппортунистическое поведение одной из сторон контракта, другая сторона попросту может быль лишена возможностей мониторинга. Кроме того, оппортунист обычно прекрасно понимает, что он нарушает принятые на себя обязательства, но делает это сознательно, воспользовавшись ситуацией и не ставя контрагента в известность относительно сути своих действий.

Одним из классических примеров сокрытия продавцом наличия отрицательных характеристик товара является продажа подержанных авто или даже новых, но с неважной репутацией. Например, автодилеры, призывая потенциальных покупателей приобретать бюджетный автомобиль отечественного бренда, сообщают о деталях, произведенных за рубежом, но при этом умалчивают о других деталях местного производства, не говоря уже о неважном качестве сборки. Подобная реклама уже несет в себе моральные риски для покупателя.

Также очень часто моральная угроза возникает при страховании, когда возникают все условия для недобросовестного распоряжения вверенной собственностью. Кроме того, примером могут быть лица с неизлечимой болезнью, которые во время заключения договора держат информацию о своем реальном состоянии в секрете, страхуя жизнь и здоровье на очень солидную сумму [6].

Таким образом, определение подходов к видовому делению теории контрактов в современной институциональной экономике является достаточно важным, поскольку их развитие положительно повлияет на модернизацию законодательной базы, и в, конечном итоге, позволит избежать негативных последствий от различных видов контрактов.

Читайте также

Список литературы

  1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.01.2016) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
  2. Беляева Ю. В., Глухова С. М. Контракт как инструмент институционализации экономических взаимодействий в инновационно-конкурентной среде // Экономика образования. - 2009. №4-1 - С.80.
  3. БЕНЦ Д.С. Эволюция подходов к сущности и формам контрактов в экономической науке // Актуальные вопросы экономических наук. - 2009. №4-1 - С.39-42.
  4. Киреев Н.В. Анализ контрактных отношений в институциональной экономической теории // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. №19 С.53-59.
  5. Нестеренко Ю.Н., Овчинский В.А. Эволюция формирования контрактных отношений // Экономический журнал. - 2012. №25- С.101-109.
  6. Николаева Н.А. Методика экономического анализа развития услуг по страхованию и их классификация. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2011. №4 (18).
  7. Скоробогатов А.С. Лекции и задачи по теории контрактов. Учебное пособие. – Издательство «Ютас». – 2006. - С.9-10.
  8. Williamson O. E. The theory of the firm as governance structure: From choice to contract // Journal of Economic Perspectives. – 2002. № 16 (3) – 171–195.

Цитировать

Аппанова, Ю.Э. Подходы к определению видовых характеристик контрактных отношений в современной институциональной экономике / Ю.Э. Аппанова, М.Д. Костин, А.А. Удалов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 173-177. — URL: https://novainfo.ru/article/5665 (дата обращения: 26.11.2022).

Поделиться