Современные особенности государственного регулирования внешней торговли

NovaInfo 44, с.177-180
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются современные особенности государственного регулирования внешней торговли. Проанализированы основные направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство. Рассмотрена эффективность применения тарифных и нетарифных механизмов регулирования внешнеторговых операций.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ, ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ПРОТЕКЦИОНИЗМ, НЕОПРОТЕКЦИОНИЗМ, ФРИТРЕДЕРСТВО

Текст научной работы

Мировая торговля на сегодняшний день играет огромную роль в системе международных отношений. Развитие товарообмена базировалось на глубокой специализации в производстве отдельных товаров и различиях в ресурсном обеспечении, для которого первоначально определяющее значение имели природно-географические факторы (залежи и разработка полезных ископаемых). Еще одной важной предпосылкой усиления мировой торговли является все более углубляющееся международное разделение труда.

Благодаря развитию международной торговли усиливается конкуренция отдельных видов товаров, появляется возможность выбора наилучшего по качеству или иным характеристикам товара для потребителя и т.д. Несмотря на это, международная торговля имеет и отрицательную сторону. Ввоз импортной продукции несет реальную угрозу для продукции национальных производителей, которые по тем или иным причинам оказываются неконкурентоспособными. Это в свою очередь наносит урон национальной экономике, уменьшает ВНП страны, снижает благосостояние ее граждан. Поэтому государству необходимо уделять особое внимание внешнеторговой политике.

Основными направлениями внешнеторговой политики являются протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли), которые конкурируют между собой. Фритредерство предполагает невмешательство государства в международную торговлю. Либерализация торговых отношений заключается в устранении барьеров при перемещении товаров между странами. Такая политика поощряет интересы промышленно развитых государств, поставляющих на рынок более конкурентоспособную продукцию.

На протяжении длительного исторического периода внешнеторговая политика мира носила главным образом протекционистский характер. Под протекционизмом понимается политика, направленная на защиту национальных производителей от конкуренции извне с помощью применения торговых барьеров.

Политика протекционизма может применять тарифные и нетарифные механизмы регулирования внешнеторговых операций. Во второй половине ХХ – начале ХХI века ведущее место заняли нетарифные методы.

Сравнение эффективности применения тарифных и нетарифных барьеров свидетельствует в пользу последних. Введение таможенных пошлин лишь изменяет объем ввозимых зарубежных товаров обратно пропорционально уровню импортных цен, возросших на величину таможенной пошлины. Применение же количественных ограничений (квот и лицензий) позволяет зафиксировать объем ввозимых товаров, не позволяя расти вслед за возможным увеличением потребления. Применение нетарифных ограничений отличается значительно большей универсальностью по сравнению с таможенными пошлинами. При этом в отличие от таможенных пошлин, применение нетарифных ограничений не сосредотачивается лишь на таможенной границе [2].

В соответствии с классификацией ВТО нетарифные ограничения представляют собой пять групп инструментов:

  • участие государства в торговле;
  • таможенные и административные формальности;
  • национальные промышленные стандарты, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы, требования, связанные с нормами здравоохранения, требования к упаковке и маркировке товара;
  • количественные и прочие специфические ограничения импорта и экспорта;
  • ограничения, заложенные в механизме платежей.

Все перечисленные методы используются в рамках так называемого неопротекционизма.

Неопротекционизм (от гр. neos − молодой, новый + лат. protection − прикрытие) − ограничения на международную торговлю, вводимые странами в дополнение к традиционным формам ограничения нежелательного импорта товаров. В современных условиях в арсенале торгово-политической борьбы набирают силу эффективные средства регулирования внешней торговли: административные, финансовые, кредитные, технические и другие, которые серьезно затрудняют свободное перемещение товаров через границы государств. К ним относятся такие меры, как участие государства во внешнеторговых мероприятиях, стандарты и требования, связанные с защитой жизни и здоровья населения, количественные ограничения и т.д. Объем и методы применения средств неопротекционизма в значительной мере регулируются национальными правилами, что серьезно затрудняет противодействие им со стороны экспортера [1].

С начала 1970-х годов широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта – добровольные экспортные ограничения, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Конечно, на деле такие экспортные ограничения бывают не добровольными, а вынужденными: они вводятся в результате политического давления страны-импортеры, либо под влиянием угрозы применить более жесткие протекционистские меры.

Разнообразные национальные технические, санитарные и другие нормы также могут создавать протекционистский барьер для ввоза в страну импортного товара. Технические правила в отношении безопасности, здоровья, экологии, защиты потребителей утверждаются в законодательном порядке и носят обязательный характер. Они или вообще закрывают дорогу иностранному товару на внутренний рынок данной страны, или значительно поднимают его цену в результате необходимости существенной переработки или доработки. Этот способ ограничения импорта гарантирует высокое качество ввозимой продукции и защищает интересы потребителей, оберегая их от ущерба, вызванного дефектом товара, и от возможного вреда при употреблении.

Среди инструментов стимулирования экспорта выделяют прямое и косвенное субсидирование экспорта. К прямому субсидированию относят выделение финансовых дотаций, предоставление скидки с транспортных тарифов на перевозки экспортных грузов. Косвенное субсидирование может принимать форму льготного экспортного кредитования, страхования экспортных кредитов, предоставления льгот на допуск к информации и технологиям в целях повышения роста экспорта. Методом косвенного субсидирования является также перевод для экспортеров иностранной валюты в национальную валюту по более высокому курсу по сравнению с официальным.

Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом, прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.

Довольно распространенным методом поддержки экспорта являются государственные закупки, предполагающие покупку государством у отечественного производителя определенных товаров.

Развитые страны Запада, имеющие прочные позиции на мировых рынках, заинтересованы в том, чтобы внешнеторговая политика Российской Федерации проводилась по принципам свободной торговли, поскольку это создает для них безусловные односторонние преимущества. Признавая определенные позитивные стороны свободной торговли не стоит забывать, что, под защитой протекционизма проходило становление и развитие американской, германской и французской промышленности.

США, являющиеся на сегодняшний день лидером мировой экономики, активно демонстрируют приверженность либеральным подходам и свободе торговли, при этом активно способствуют развитию национальной американской промышленности, в том числе используя открыто или скрытно протекционистские методы. Каждой стране необходимо найти правильное соотношение между свободой торговли и протекционизмом, соблюдая национальные интересы. Несмотря на провозглашаемые многими странами мира декларации о необходимости устранения каких бы то ни было ограничений в международной торговле, протекционизм был и остается важным элементом национальной экономической политики всех стран мирового сообщества.

Читайте также

Список литературы

  1. Мухамедьянова А.Ф. Неопротекционизм в современной внешнеторговой политике государств [Текст] / А.Ф. Мухамедьянова // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал/ –2011. – №26. – С. 130–138.
  2. Мухамедьянова А.Ф. Современные инструменты государственного регулирования внешнеторговых отношений // Интеграция аграрной науки и производства: состояние, проблемы и пути решения. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа: ФГОУ ВПО Башкирский ГАУ, 2008. − С. 151−156.

Цитировать

Муратова, Л.И. Современные особенности государственного регулирования внешней торговли / Л.И. Муратова, М.В. Тарзимина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 177-180. — URL: https://novainfo.ru/article/5667 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться