Модернизация российской экономики осуществляется в сложных геополитических условиях. Многоаспектность данного процесса не оставляет без внимания и сферу образования в аспекте непрерывного обновления в условиях конкурентных отношений. Необходимость данного внимания обусловлена осознанием сферы образования в качестве обязательного условия экономического роста страны, сокращением государственного финансирования и трансформацией спроса на образовательные услуги, потребностью в современных образовательных технологиях и подготовке профессионалов, способных решать задачи самого высокого уровня.
Необходимость трансформации и интеграционных процессов системы образования обусловлены несколькими концептуальными позициями, характеризующими функциональный подход системы: отсутствие взаимосвязи рынка труда и потребностей работодателя с программами подготовки выпускников; разрыв обучающих технологий и темпов обновления технологических процессов в профессиональной деятельности; недостаточная степень социализации выпускника и как следствие осложненная адаптация в трудовом коллективе. Следствием выше обозначенных тенденций является рост численности обладателей диплома о высшем образовании и усугубляющиеся диспропорции рынка труда [1].
В ходе модернизации трансформируются институты структуры системы образования, приводящие к формированию различных групп: национально-исследовательские, опорные, региональные, отраслевые и т.д. Особой степенью доверия пользуются вузы, демонстрирующие инновационно-интеграционный характер развития и использующие комплексные модели совместного финансирования образовательной деятельности.
Политика модернизации требует от системы образования современных форм и методов менеджмента, способствующих удовлетворению потребностей рынка труда и отвечающих запросам стратегии развития России.
Современные процессы интеграции системы образования, ранее тяготеющие к модели открытого рынка и либеральной экономики, принято рассматривать на сегодняшний день с учетом особенностей национальных интересов развития страны и политики импортозамещения. Подобная трактовка, безусловно, не предполагает отказа от положительных характеристик, вносимых в систему образования глобализацией, но заставляет нас под иным углом рассмотреть национальные интересы и потребности развития страны.
Можно выделить горизонтальную, вертикальную и сетевую форму организации интеграции. Горизонтальная интеграция в системе образования может происходить в форме слияния вузов. Вертикальная интеграция предполагает открытую социально-педагогическую систему, объединяющую учреждения различных уровней системы образования. Особый интерес может представлять сетевая форма интеграции образовательной системы, состоящая из трех одинаково значимых субъектов, а именно государства, рынка труда (крупный, средний, малый бизнес) и образовательных учреждений. Взаимодействие в данной форме осуществляется на взаимовыгодных условиях (заказчик-исполнитель).
Реализация и поддержание выше обозначенных форм интеграции в системе образования позволит перераспределить человеческий капитал в более производительный сегмент экономики; полноценно удовлетворять потребности всех участников образовательного кластера, остановить процесс профессиональной миграции и эмиграции.
Подобные меры будут способствовать возможности восстановления интеллектуального потенциала страны, осуществления модернизационных преобразований экономки, осуществлению политики импортозамещения. В кратчайшие сроки необходима реализация эффективного механизма развития интеграционных взаимодействий государства, бизнеса и образовательных учреждений.