Применение военно-исторической реконструкции в практике театрализованных представлений и праздников

№45-1,

искусствоведение

В статье рассматривается процесс применения военно-исторической реконструкции в практике театрализованных представлений и праздниках.

Похожие материалы

Реконструкция на сегодняшний день является многоаспектным явлением и встречается в различных сферах жизни человека, таких как лингвистика, архитектура, живопись и театрализованные представления не являются исключением.

Чаше всего понятие реконструкция сегодня применимо в области изучения и воссоздания исторических событий на основе археологических, документальных (хроники, жизнеописания, описи имущества, завещания), изобразительных, аудио, видео источников, с последующей их презентацией. О этом говорят такие авторы как: Быковская Г., Хитрых А., Драчева Е., Калинков П., Баслык Г., Радченко Д., Писарев А. и др.

Ими подчёркивается и основная цель феномена реконструкция– восстановление событий прошлого, позволяющая посредством практического эксперимента выявить ошибки или погрешности в уже имеющихся исторических постулатах [2].

Исследователь Е. Драчева в своей статье «Историческая реконструкция - основа турпродукта» рассматривает термин «историческая реконструкция» в следующих значениях:

  1. как теоретическое или практическое воссоздание внешнего вида объектов, на основе сохранившихся фрагментов, остатков, и имеющейся исторической информации об этих объектах, с применением современных научных методов (в т.ч. археологического эксперимента). Исторические реконструкции процессов, событий и технологий определяются аналогично.
  2. как деятельность, направлена на воспроизведение различных аспектов исторических событий, объектов и т.д[6].

Проанализировав литературу по данному вопросу, и выявив основные терминологические блоки, мы смогли прийти к итоговому определению данного феномена:

Историческая реконструкция – практический процесс переосмысления и дупликация исторических событий, как с материальной, так и с духовной стороны, с активным использованием в этом процессе исторических доподлинно-сохранившихся и дошедших до нашего времени материалов.

В движении «историческая реконструкция» на данный момент сформировалось два основных направления, две сферы деятельности, интересные нам режиссерам театрализованных представлений и праздников: и как самостоятельное явление, и как выразительное средство: так называемая живая история («living history») и непосредственно военно-историческая реконструкция.

«living history» – это историческая реконструкция в своем наивысшем проявлении, альтернативный способ познания, подробное воссоздание выбранной исторической эпохи от изготовления аутентичных предметов быта, до отображения человеческих отношений [6].

Зачастую это своего рода исторический эксперимент на выживание – может ли существовать современный человек без привычных для него удобств, приспособлений и условий и можно ли получать от этого удовольствие?

По мнению исследователей П. Калинкова и Г. Баслыковой основной задачей livinghistory выступает стремление максимально погрузить человека в рамки определенной эпохи, поставить его в такие условия, при которых он окажется максимально вовлеченным в изучаемую эпоху[7].

Что касается направления«военно-историческая реконструкция», то оно как самостоятельнее клубное движение по изучению истории военных сражений прошлого сформировалось и заявило о себе в начале 1960-х гг.

Интерес и востребованность военно-исторической реконструкции как правило, связано с приближение юбилейных дат истории, связанных с военными кампаниями, победами: Бородинская битва (2012 год),начало Первой Мировой войны (2014 год) Победа советского народа в Великой Отечественной Войне (2015 год). Создается своего года волнообразный интерес к военно-исторической реконструкции, и это позволяет предсказать в каком историческом направлении может двигаться этот феномен.

Военно-историческая реконструкция одна из самых действенных форм изучения военной истории. Исследователь Николаев в своей работе заявляет, что военно-историческая реконструкция является составной частью военно-исторической антропологии и позволяет изучать– «человека войны» (homobelli)[9].

Ретроспектива военно-исторической реконструкции своими корнями уходит во времена Древнего Рима. Именно в гладиаторских сражениях и навмахиях использовался прием реконструкции военных побед. Историк Ф. Паолуччи в своей книге «Гладиаторы. Обреченные на смерть» весьма подробно описывает эти военно-исторические реконструкции древности [10].

На территории царской России первая военно-историческая реконструкция была организованна в 1839 году по инициативе императора Николая I. Это была реконструкция Бородинского сражения, которая и поныне является самой масштабной и грандиозной в сравнении со всеми теми, что проводились после. Император собрал то же число русских войск, что и генерал-фельдмаршал Кутузов, и взял на себя командование «кавалерией Уварова и Платова».

В советский период военно-историческая реконструкция впервые заявила о себе в постановке Н. Евреинова «Взятие Зимнего дворца» 1920 года. При этом как отмечает Т. Джурова в своей статье «Контекстная театральность в творчестве Н.Н. Евреинова», «Взятие Зимнего дворца» являло собой не реконструкцию, а только зрелище, развернутое в исторических «декорациях». [5]

На сегодняшнее время одной из самых масштабных военно-исторических реконструкций XXI века на территории современной России стало празднование двухсотой годовщины Бородинского сражения в 2012 году.

Военно-историческая реконструкция (ВИР) является многофункциональным явлением современности. Она одновременно может выполнять сложные научные задачи и быть ярким развлечением для массового любителя. Основной сутью направления военно-историческая реконструкция является изучение и применение на практике военного искусства определенной эпохи,

На основе анализа литературы, изучения фестивалей и опроса специалистов по военно-исторической реконструкции нами были выделены и проанализированы следующие функции ВИР:

  • научно-исследовательская;
  • туристическая (повышение привлекательности страны);
  • патриотическо-воспитательная;
  • игровая;
  • информационно-коммуникативная;
  • досугово-рекреационная;
  • зрелищно- развлекательная;

Научно-исследовательская функция военно-исторической реконструкции заключается в том, что позволяет на практике доказать или опровергнуть допущенные исторические неточности и ошибочные данные. Ярким примером может послужить проводящийся с 2013года в Новгородской области новый фестиваль «Забытый подвиг – вторая Ударная армия».Во-первых, это единственное мероприятие, на практике опровергающее миф о предательстве Второй Ударной армии, а во-вторых, в ходе реконструкции была заново воссоздана узкоколейная железная дорога, вокруг точно такой в 1942 году развернулись наиболее ожесточенные бои[11].

Туристическая функция(повышение привлекательности страны).
В индустрии туризма широкое распространение получила историческая реконструкция, связанная с рыцарскими турнирами: международный военно-исторический фестиваль «Ледовое побоище» в Псковской области, военно-патриотический фестиваль «Прохоровское поле – Третье ратное поле России»в Белгородской, ежегодный военно-исторический фестиваль «Рыцарский замок. Реконструкция Средневековья» в Ленинградской область, международный фестиваль«Времена и Эпохи»в Москве и т.д. По мнению «Ростуризма» эти военно-исторических реконструкции являются лучшим продуктом событийного туризма в России на 2016 год[1].

Функция патриотико-воспитательная в военно-исторических реконструкциях формирует чувство патриотизма и сознание на основе понимания исторической ценности и роли России в судьбах мира, сохраняет и развивает чувства гордости за свою страну. В современном уставе «Российского военно-исторического общества» созданного по указу Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. под № 1710. Говорится о:воспитании патриотизма; формировании, поддержке и направлении общественной инициативы на всестороннее и глубокое изучение военно-исторического прошлого Российского государства; содействии патриотическому воспитанию молодежи и юношества, в духе любви, преданности и беззаветного служения Родине, уважения к Защитнику Отечества, Вооруженным Силам Российской Федерации[13], что в полной мере отвечает основным задачам патриотико-воспитательной функции военно-исторической реконструкции.

Через игровой процесс в военно-исторической реконструкции можно увидеть определенное отношение личности к событиям прошлого и окружающей его действительности в целом.

В процессе опроса реконструкторов нами был выявлен тот факт, что даже сами реконструкторы не отрицают наличия игровой составляющей. Что они – взрослые люди, которые не наигрались в детстве в «войнушку». Даже при полном осознании и не отрицании, что это «просто игра» они с полной серьезностью и ответственностью подходят выполнению правил этой игры. Именно эту функцию мы используем при внедрении военно-исторической реконструкции в контекст театрализованных представлений и праздников.

Информационно-коммуникативная функция стремится связывать людей в единое сообщество. Передавая знания и опыт предшествующих поколений, сохраняя историческую память человечества. Одновременно информационно-коммуникативная функция военно-исторической реконструкции устанавливает взаимопонимание, взаимовлияние между реконструкторами и зрителями. Во время демонстрации уже готового продукта идет передача зрителю информации. Это делает вполне возможным общение с историческими событиями прошлого. Переодеваясь и проигрывая исторические события, реконструкторы таким образом налаживают «связь» с прошлым.

Досугово-рекреационная функция способствуетснятию психического напряжения, оздоровлению, что осуществляется в различных формах отдыха. Благодаря этой функции военно-исторической реконструкции, у участников движения появляется возможность самосовершенствования и самореализации своего творческого потенциала. Есть возможность на небольшой промежуток времени переключить внимание от проблем насущных и заняться тем, что приносит удовольствие и способствует морально-физической разгрузке.

Надо также отметить тот факт, что в доминирующих случаях военно-исторические реконструкции проводятся на местах исторических событий. Досугово-рекреационная функция находит свою реализацию в направлении livinghistory. Такв России неподалеку от Выборга имеется реконструированная деревня викингов. Усадьба Сваргас – «живое» средневековое поселение, модель княжеской усадьбы начала ХI в. В усадьбе протекает повседневная жизнь, в основном повторяющая быт раннего средневековья. [12]. Досугово-рекреационная функция военно-исторической реконструкции является тесно связанна с туристической, так как обе направлены на отдых.

Зрелищно-развлекательная функция в военно-исторической реконструкции формирует дух содружества между участниками реконструкции и зрителем. Зрелищно-развлекательная функция военно-исторического движения в большинстве случаях используется в городских мероприятиях, как забавный аттракцион, как самостоятельный и оригинальный способ передачи визуальной информации. Специально в развлекательных целях организовываются специальные интерактивные зоны, площадки. На таких площадках, как правило, проводят всевозможные мастер-классы, демонстрации боевого снаряжения, оружия, военной техники и конечно же специальные ярмарочные палатки с всевозможным handmade, соответствующим тематике мероприятия.

Зрелищем в военно-исторических реконструкциях выступает и непосредственно воссоздаваемое историческое сражение. По словам участников движения военно-исторической реконструкции, если реконструкция будет показана массам, то она уже сразу планируется таким образом, чтобы быть максимально интересной и зрелищно-развлекательной для зрителя. Военно-историческая реконструкция становится стандартной продукцией, предназначенной для массового потребления, частью массовой культуры, не теряя при этом своей уникальности.

Примером может служить военно-исторический фестиваль «Кубок Дмитрия Донского» в рамках проекта «России верные сыны». Организаторы спланировали и провели мероприятие таким образом, что оно было интересно не только людям занимающимся реконструкцией, но и простым горожанам. При этом, не отказываясь от реальных сводов правил, по которым проводились средневековые турниры. Для того чтобы придать средневековым боям еще более зрелищный оттенок они сопровождались музыкой рок-групп AC/DC, TheRollingStones, Aerosmith и т.д. помимо современной музыки на фестивале звучала и средневековая музыка.

Исходя из вышеописанного,военно-историческая реконструкция сегодня представляет собой некое постановочное действие по законам драматургии с соединением документального и художественного материала, что является почти точным определением такого метода как «театрализация».

Нами был проведен структурный анализ – сравнение метода театрализации с феноменом реконструкции. Результатом данного анализа стало выявление ряда сходств, представленных нами ниже в таблице:

Таблица 1. Сравнение театрализации и военно-исторической реконструкции

Наименование

Общее

Наименование

Театрализация

Документальная основа

Военно-историческая реконструкция

Реальный герой

Вовлечение и активизация зрителя

Идеолого-воспитательная основа - пропаганда

Использование документальной основы, является общей сходной чертой театрализации и военно-исторической реконструкции. Как в первом, так и во втором случае документальность является основой. Кандидат педагогических наук Генкин Д. М. пишет, что драматургия театрализованных массовых действий, как правило, должна быть основана на конкретных, реальных –документальных, а не вымышленных фактах, на их основе. [4]

Следующей общей чертой военно-исторической реконструкции и театрализации является наличие реального героя. Герой в театрализации всегда должен быть конкретный человек, участник того или иного освещаемого события [8].

Именно реальная героика, биографический материал героев театрализации, положенный в основу сценарно-режиссерского хода, та интересна зрителю. Суть театрализации, по мнению Коновича А.А., состоит в том, что реальный герой не играет на сцене, а проводит линию естественного, близкого ему действия, несет очень конкретную информацию.

Примером вовлечения реальных героев может послужить то, как в г. Севастополе клубами, занимающиеся реконструкцией военно-исторической техники, организуются мероприятия, приуроченные, как правило, к памятным датам. На реконструированной технике военных лет ветеранов провозят по городу и местам сражений, к мемориалам памяти таких как Сапун Гора и Вечный Огонь.

Общим для военно-исторической реконструкции и театрализации служит активное вовлечение зрителя в происходящее действие. От зрителя требуется сопереживание, содействие, активное участие в происходящем, поэтому возможность проявить такую активность уже заложена в ткань сценария мероприятия Исследователь Бузурунков А. Ю. также заявляет, что важнейшими характеристиками театрализации является эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя, включающее эмоционально-эстетическое, идейно-эмоциональное общение[3].

Очередной схожей функцией с функцией военно-исторической реконструкции и театрализации является воспитательная. Генкин Д.М., Конович А.А., Лехмус К.Л., Обертинский А.П. Они рассматривали театрализацию как эффективный инструмент воздействия на массы, жизненные события и явления,которые выступают основой воспитательного процесса [3]. В военно-исторических реконструкциях также прослеживается процесс воздействие на массы в воспитательных целях

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, что военно-историческая реконструкция по своему исходномуопределению подразумевает точную репликацию военных событий. Однако сегодня мы наблюдаем не точное воспроизведение фактов, а театрализованное размышление на тему «как это могло быть когда-то», следовательно, сегодня можно с полной уверенностью говорить о военно-исторической театрализации. Отсюда следует закономерный вывод, что военно-историческая реконструкция может являться частным случаем в театрализации, который используется в мероприятиях напрямую или частично связанных с военной тематикой.

Но помимо самостоятельной единицы в структуре театрализованных представлений и праздников, военно-историческая реконструкция становится и дополнительным выразительным средствомв театрализованных представлениях и праздниках, используемое: в качестве костюмированных, оснащенных исторически верным реквизитом и понимающих задачи «актеров», которых остается лишь ввести в структуру мероприятия, как консультирующую сторону по историческим событиям, расширяя, таким образом, режиссерский багаж знаний о конкретной тематике.

Таким образом военно-историческую реконструкция - это важное выразительное средство в театрализованных представлениях и праздниках военно-патриотической направленности.

Список литературы

  1. Афонин Г. И. Туризм как социально-культурное явление [Текст] : дис. … канд. фил. наук. : 24.00.01: защищена 10.09.06. / Афонин Геннадий Иванович. – Казань, 2006. – 169 с. – Библиогр.: 4-7 с.
  2. Белов, Ю. А. Историческая реконструкция восточных славян [Текст] / Ю. А. Белов. – СПб. : Питер, 2011. – 160 с. – Библиогр.: 11 с.
  3. Бузуруков, А. Ю. Театрализация как психолого-педагогическая проблема [Текст] : сборник научных трудов Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / А. Ю. Бузуруков, Е. Я. Зазерский, Н. И. Сергеева, Ю. П. Кустов, С. Н. Иконникова, И. М. Болотников, А. И. Новиков, Г. М. Шарпило; науч. ред. Д. М. Генкин. Л., 1982. – 140 с. – Библиогр.: 55-56 с.
  4. Генкин Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы [Текст] : сборник науч. труд. Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Д. М. Генкин, Е. Я. Зазерский, Н. И. Сергеева, Ю. П. Кустов, С. Н. Иконникова, И. М. Болотников, А. И. Новиков, Г. М. Шарпило; науч. ред. Д. М. Генкин. Л., 1982. – 140 с. – Библиогр.: 9-10 с.
  5. Джурова, Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. Н. Евреинова [Текст] / Т. С. Джурова. – СПб .: СПбГАТИ, 2010. – 160 с. – Библиогр.: 139-148 с.
  6. Драчева, Е. Л. Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта [Текст] / Е. Л. Драчева // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2014. –№4. Т . 8. – 174 с. – Библиогр.: 55-67 с.
  7. Калинков, П. Баслык, Г. Военно-историческая реконструкция. 1812 год [Текст] / П. Калинков, Г. Баслык – СПб. : Питер, 2012. –240 с. – Библиогр.: 4 с.
  8. Конович, А. А. К вопросам о реальном герое театрализованных форм массовой культурно-просветительной работы [Текст] : труды т. 11 культурно-просветительная работа и коммунистическое воспитание / А. А. Конович, Е. Я. Зазерекий, Н. И. Сергеева, А. Г. Соломоник, В. А. Ефилюва, С. Н. Иконникова, М. М. Коронен, А. И. Новиков, Г. М. Шарпило; науч. ред. Д. М. Генкин, М. Б. Клемантович. Л., 1978. – 165 с. – Библиогр.: 144, 145-147 с.
  9. Николаев, Д. А. Военно-историческая реконструкция как форма изучения реальных событий военной истории [Текст] / Николаев Д. А. // Высшее образование в России. – 2014. – №2. – 160 с. – Библиогр.: 153-154 с.
  10. Паолуччи, Ф. Гладиаторы Обреченные на смерть. [Текст] / Ф Паолуччи. –М. : «Ниола-Пресс», ООО «Издательский дом "Вече"», 2007. – 128 с. – Библиогр.: 14-56 с. 16
  11. Забытый подвиг. Фестиваль военно-исторической реконструкции. [Электронный ресурс] : Репортаж первого канала – URL: http://www.1tvspb.ru/event/_Zabitij_podvig_V_Novgorodskoj_oblasti_proshel_festival_voenno_istoricheskoj_rekonstrukcii/
  12. Многоликий Выборг и усадьба Сваргас в гости к Варягам и Викингам, 1 день [Электронный ресурс] : Веб-сайт Петербургский магазин путешествий. – URL: http://www.tur-finland.ru. – (дата обращения 05.04.2016)
  13. Устав военно-исторического общества. [Электронный ресурс] : Веб-сайт Российское военно-историческое общество.– URL: http://histrf.ru/rvio. – (дата обращения 11.11.2015)