Изучение календарных сроков посева кукурузы в различных почвенно-климатических условиях, а также некоторых вопросов, связанных с этой проблемой, представляет большой интерес. С изменением сроков посева меняются не только температурные условия произрастания кукурузы, влажность почвы и воздуха, характер и направление микробиологических процессов, происходящих в почве, и ее воздушно-тепловой режим, но и все самые различные сочетания условий, в которых происходит формирование растений,
Анализ показывает, что сроки сева оказывают влияние как на продолжительность межфазных периодов, так и на длительность отдельных этапов органогенеза кукурузы [1, 2]. При этом исследователи приходят к выводу о том, что гибриды более пластичны и более приспособлены к разнообразным условиям, которые складываются при различных сроках сева. Гибриды кукурузы при поздних сроках посева развиваются быстрее по отношению к линиям, чем при ранних сроках посева. Также при различных сроках посева изменяется число листьев, особенно у позднеспелых форм кукурузы, а именно, наблюдается уменьшение числа листьев и их размеров (длина и ширина), хотя нам известно, что число листьев является сортовым признаком кукурузы и мало изменяется с изменением условий выращивания.
Б.Н. Дубиневич и Н.С. Погорелова [3] изучали сроки сева в связи с поражаемостью кукурузы болезнями. Они пришли к выводу, что ранние посевы меньше поражаются пузырчатой головней, а вирусные болезни проявляются в большей степени при позднем сроке посева.
H.H. Крашенинников, А.П. Смирнова и H.H. Малыгина [4] указывают, что при ранних сроках посева прорастание семян происходит при достаточно влажной почве и высокой температуре. В их опытах растения ранних сроков посева в меньшей степени повреждались проволочником и страдали от шведской мухи, меньше поражались пузырчатой головней,
А.И. Смирнов и СП. Михайлов [5] в своей работе обращают внимание на биологические особенности развития кукурузы в пожнивных посевах. Учитывая, что прорастание семян и начало роста и развития кукурузы в пожнивных посевах протекает при повышенных температурах воздуха и почвы, а также при длительном световом дне, авторы приходят к заключению, что продолжительность вегетационного периода у кукурузы сокращается за счет начальных фаз развития в летних посевах, особенно у среднеспелых и позднеспелых форм. Этому способствует, по их мнению, сокращение длины светового дня в летних посевах.
Д.И. Погребняк [6] считает, что наибольшее внимание на рост и развитие при разных сроках посева кукурузы оказывают температурные условия, особенно в период «посев-всходы». Он указывает, что при поздних сроках сева сокращается период от посева до восковой спелости. В его опытах растения поздних сроков посева сильнее повреждались вредителями и болезнями. Автор обращает внимание на важное практическое значение сроков посева для ликвидации напряженности работы в период уборки урожая,
В опытах Д.Ф. Томашевского [7] испытывались ранний срок посева кукурузы, при температуре почвы на глубине заделки семян 8°С (30 апреля), и более поздний срок - при температуре 12°С (15 мая). Опытами установлено, что при раннем посеве всходы появились дружные и полные; кукуруза развивалась быстрее и созрела на 10…11 дней раньше, чем при втором сроке посева. Таким образом, ранние сроки посева имеют преимущество: кукуруза созревает на 5…12 дней раньше и урожай ее получается выше, чем на запоздалых посевах.
Некоторые исследователи указывают, что перенос сроков посева кукурузы с рекомендованных сроков в зоне обеспечивало очищение посевного слоя почвы от сорных растений. В частности, перенос сроков посева с конца апреля-начала мая на конец мая способствовал существенному снижению засоренности поверхностного слоя почвы в течение вегетационного периода. Результаты их исследований показали, что при посеве в конце апреля всходы появились в среднем через 2l день, а при посеве в конце мая - в среднем через 7 дней [8].
О влиянии сроков посева на продолжительность вегетационного периода идет речь в работе Н.И. Гуйды [9]. В этой работе отмечается, что общая продолжительность вегетации находится в прямой зависимости от продолжительности периода «всходы-цветение».
Ш.В. Валеева [10] с посевом кукурузы торопиться не следует. Однако он отмечает, что в этих условиях нельзя выжидать потепления почвы на глубине заделки семян до 10…12°С, так как в отдельные годы это наступает лишь в третьей декаде мая, В такие годы очень важно почву до посева хорошо разрыхлить, улучшить проникновение в нее воздуха и тепла. В годы же, когда весной происходит быстрое нарастание температур, сопровождающееся иссушением почвы, с посевом кукурузы нельзя медлить: ее надо высевать раньше, учитывая, что для получения дружных всходов наравне с теплом не меньшее значение имеет и влага, а в южных и юго-восточных районах республики недостаток влаги в почве наблюдается часто.
На основании результатов различных исследований [11, 12] можно заключить, что в условиях Северного Кавказа, посев кукурузы в горной зоне следует вести с 5 по 10 мая, в предгорной зоне - с 20 апреля по 1 мая, в степной - с 10 по 15 апреля. В этих работах также отмечается, что в районах неустойчивого увлажнения сроки посева могут быть растянуты, что связано со складывающимися метеорологическими условиями конкретных годов посева. Их исследования показали, что ранние сроки посева приводят к снижению полевой всхожести семян кукурузы на 15%, причем развитие всходов идет медленно, имеет место высокая поражаемость вредителями и болезнями.
В Кабардино-Балкарии, по мнению К.К. Тарчокова [13], начать сеять кукурузу можно в третьей декаде апреля, но при твердом условии: когда наступит устойчивая теплая погода, температура почвы на глубине 10 см достигнет не менее 12°С. А по мнению М.Х. Ханиева [14] в КБР необходимая температура для начала посева кукурузы устанавливается в последней декаде апреля и в начале мая. В степной зоне нашей республики оптимальным сроком посева кукурузы ими признается начало мая, в предгорной зоне - конец апреля - начало мая.
Анализ результатов предыдущих исследований показывает, что при установлении оптимальных сроков посева кукурузы большинство исследователей учитывали почвенно-климатические условия той или иной зоны, однако недостаточное внимание уделяли подвидовым и сортовым особенностям кукурузы и их отзывчивости на данный фактор.
Таким образом, проблема сроков посева самоопыленных линий кукурузы, родительских форм изучена недостаточно, особенно в KБP. В связи с этим возникает настоятельная необходимость в более глубоком ее изучении, тем более, что КБР является крупным производителем семян исходных родительских форм районированных раннеспелых и среднеранних гибридов для многих регионов РФ, возделывающих кукурузу.