Страхование финансовых рисков в сельском хозяйстве

№45-1,

экономические науки

В статье произведены исследования и расчеты страхования финансовых рисков в сельском хозяйстве. Приведены конкретные меры по решению различных проблем. Широко использованы материалы литературных источников по страхованию.

Похожие материалы

В каждом хозяйствующем субъекте существует опасность потерь, вытекающая из специфики деятельности предприятия. Опасность таких утрат представляют из себя финансовые риски.

Финансовый риск – это вероятность наступления ущерба в результате проведения каких либо операций в различных сферах т.е. риск, вытекающий из природы таких операций.

Агропромышленный комплекс является одной из таких сфер и одним из главных составных частей экономики. Его рост определяет уровнем продовольственной безопасности государства и социально-экономической обстановкой. Сельское хозяйство является высокорискованным производством, так как рисками здесь являются погодные риски, финансовые, информационные, ценовые, экологические.

Полностью избежать последствий неблагоприятных условий невозможно, но должно использоваться все возможности для минимизации риска.

Целью исследования является изучение финансовых рисков в сельском хозяйстве и определить пути минимизации для обеспечения его развития.

В ходе достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать финансовые риски, возникающие при производстве и реализации с/х продукции;
  2. Выявить предложения и рекомендации для уменьшения последствий воздействия рисков на деятельность сельскохозяйственных предприятий региона.

Всякая экономическая деятельность в аграрном секторе непременно сопровождается как выгодами, так и негативными факторами. В числе вторых можно выделить такое явление, как финансовые риски. Данное понятие можно раскрывать с нескольких позиций, равно как и исследовать при помощи множества методов. В общем виде риски представляют собой возможность наступления неблагополучных обстоятельств, грозящих предприятию финансовыми, капитальными или ресурсными потерями. В связи с этим, очень актуальны, особенно для аграрного сектора экономики, методы снижения и нейтрализации финансовых рисков.

  1. Риск снижения финансовой устойчивости (риск нарушения равновесия финансового развития).
  2. Риск неплатежеспособности предприятия.
  3. Налоговый риск.

В России система распределения рисков пока не создана. Более того, само государство нередко становится главным «индуктором риска».

Различные системы существенно различаются по формам распределения рисков в сельском хозяйстве. Наиболее эффективны те из них, в которых используются формы рационального распределения рисков между непосредственными производителями, торговыми посредниками, перерабатывающими предприятиями, страховыми компаниями, государственными органами.

Летом 2010 года засуха поразила 43 региона России. Погибла шестая часть всех посевов. По данным Минсельхоза, общий ущерб сельхозпредприятий составил 41,7 млрд. рублей. Государство выделило сельскохозяйственным товаропроизводителям на компенсацию убытков 2010 года из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд. рублей (из них 25 млрд. рублей бюджетных кредитов и 10 млрд. рублей в форме дотаций). Объем поддержки за счет региональных бюджетов составил 11,1 млрд. рублей. В общей сложности государство компенсировало, проще говоря, почти подарило аграриям сумму, равную убытку на Саяно-Шушенской ГЭС. Эти события и их глубинные причины также обуславливают актуальность данной темы.

Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

В разных странах, с целью обеспечения стабильного развития сельского хозяйства, применяются различные системы агрострахования.

Но при этом анализ международной практики агрострахования показывает, что данный сегмент страхования развивается достаточно быстро и работает эффективно только при долгосрочной и масштабной поддержке со стороны государства.

Таблица 1 – Динамика страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой в РФ за 2012-2014 гг.

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Количество хозяйств, заключивших договоры страхования, подлежащие субсидированию, – всего

4 459

4 002

6995

Посевная площадь – всего, млн. га

62

65,8

64,7

Страховая сумма, млн. руб.

84526,8

133116,5

172017,2

Сумма уплаченных страховых взносов, млн. руб.

8460,8

13030,9

9354,9

Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, млн. руб.

3269,6

4766

4196,4

Выплаченное страховое возмещение, млн. руб.

4981

41335

6 392

Показатель

2012 г.

2013 г.

2014 г.

В 2014 году в программе страхования участвовало 62 субъектов Российской Федерации и 44 страховых компаний. В 2014 году фактически было застраховано 19 % посевных площадей при плановом показателе 40%. Количество хозяйств, заключивших подлежащее субсидированию договоры сельскохозяйственного страхования, увеличилось по сравнению с 2012 годом и составило 6995. Эти показатели свидетельствуют об интересе сельхозтоваропроизводителей к данному виду государственной поддержке. Но существующая система агрострахования все таки не работает неэффективно.

В агростраховании мы видим такую же ситуацию. В то же время выгоды для аграриев при страховании сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой очевидны.

Страхование, являясь одним из основных методов управления рисками, позволяет трансформировать риск получения значительного ущерба в необходимость нести относительно незначительные издержки в виде страховых взносов. Специфика страхования рисков в сельском хозяйстве состоит в том, что в этой отрасли процесс производства в значительной мере связан с природными рисками, обусловленными переплетением экономических процессов с естественными.

Государственная поддержка развития страхования в сельском хозяйстве является эффективным направлением стабилизации доходов сельскохозяйственных производителей.

Страховой рынок в России находится в стадии становления. К основным недостаткам существующей методики страхования относятся: длительный срок страхования, определяющий совокупность страхуемых рисков и влияющий на размер страховых тарифов; специфика объекта страхования (урожай), определяющая порядок абсолютной величины страхового взноса; отсутствие дифференцированного подхода при страховании рисков в различных условиях хозяйствования. При страховании урожая сельскохозяйственных культур значения страховых взносов достигают 30% общих затрат на производство продукции, что обусловливает крайне низкий потребительский спрос на данный вид страховых услуг.

Развитие страхования производственных рисков в сельском хозяйстве следует вести по следующим основным направлениям: совершенствование законодательной базы по страхованию; расширение ассортимента страховых услуг и спектра страхуемых рисков на рынке сельскохозяйственного страхования; создание и реализация специальных государственных программ (на федеральном, региональном уровнях) по поддержке и развитию страхования в сельском хозяйстве; повышение уровня квалификации и переподготовка управленческих кадров (руководителей предприятий, специалистов по управлению риском); разработка и совершенствование методической базы страхования с учетом особенностей аграрного производства.

Мы рассчитали выгоды страхования на примере СПК «Октябрь» Чекмагушевского района Республики Башкортостан.

В СПК «Октябрь» в 2014 году планировалась урожайность – 29 ц/га. Но урожайность составила всего лишь 21,4 ц/га.

Если бы сельхозтоваропроизводитель застраховал свой урожай с государственной поддержкой, то хозяйство получило бы доход в 4 раза больше чем без страхования. Выгода бесспорна.

Рассмотрим конкретный расчет при полной гибели урожая СПК «Октябрь».

Расчет ущерба при полной гибели урожая культуры на всей площади производится по следующей формуле:

У=С*П,

где: У - ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки); С - средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га; П - площадь посева под урожай текущего года.

Главными документами о выплате страхового возмещения служат акты о гибели или повреждении сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений. В 2014 году СПК «Октябрь» заключал договор страхования со страховой компанией. Страховыми рисками является утрата (гибель) или частичная утрата урожая сельскохозяйственных культур в результате опасных для сельскохозяйственного производства природных явлений. Участие страхователя в риске (безусловная франшиза) устанавливается в размере 20%.

Таблица 2 Объекты страхования

Название с/х культуры

Площадь посева, га

Средняя урожайность (за 5 лет), ц/га

Цена за 1 ц урожая, руб.

Страховая сумма, руб.

Тариф, %

Страховая премия, руб.

Пшеница яровая

630

16,7

416

4376736

7,40

323878,46

Ячмень яровой

310

17,2

313

1668916

7,40

123499,78

Итого

940

-

-

6045662

-

447378,24

Рассчитаем размер страховых выплат в случае 100% потери (гибели) урожая. Ущерб рассчитывается по каждой сельскохозяйственной культуре отдельно.

Таблица 3 Урожайность сельскохозяйственных культур за ряд лет в хозяйстве страхователя

Наименование с/х культур

Урожайность с посевной площади 5 лет (ц/га)

В среднем за 5 лет, ц/га

2011

2012

2013

2014

2015

1

Пшеница яровая

16,7

16,0

21,6

12,6

16,4

16,7

2

Ячмень яровой

24,5

14,6

12,6

13,8

20,6

17,2

Ущерб рассчитывается по формуле:

У=С*П

где: У - ущерб в расчете на всю площадь посева (посадки); С - средняя стоимость застрахованного урожая культуры с 1 га; П - площадь посева под урожай текущего года.

Таблица 4 Расчет страховых выплат при полной гибели урожая

Название с/х культуры

Площадь посева, га

Средняя урожайность (за 5 лет), ц/га

Цена за 1 ц урожая, руб.

руб.

Пшеница яровая

630

16,7

416

4376736,00

Ячмень

310

17,2

313

1668916,00

Всего:

940

-

-

6045662

Франшиза

-

-

-

1209130,4

Сумма выплат

-

-

-

4836531,6

Из данных таблицы следует, что без страхования в случае 100% гибели урожая предприятие несет ущерб в сумме 6045662 руб., а в случае страхования 12091301,6 руб., что в 4-5 раз меньше возможных убытков.

Анализируя данные годового отчета за 2014 год, можно сказать, что в результате летней засухи из 940 гектар засеянной площади погиб весь урожай. Сумма затрат на погибшую площадь составила 6045662,00 рублей.

Для успешного развития агрострахования и решения имеющихся и возможных проблем могут быть предложены следующие конкретные меры.

  1. Дифференциация страховых тарифов. Например, северные районы РБ часто страдают от переизбытка влаги, а южные – от ее недостатка. Поэтому необходимо при страховании урожая от засухи применять разные, дифференцированные тарифы на севере и на юге республики.
  2. Необходимо ликвидировать страховую безграмотность аграриев. При страховании важно знать рейтинг надежности страховых компаний (желательно от зарубежных рейтинговых компаний). Некоторые страховые компании имеют наивысшую степень надежности, а некоторые не имеют её вообще. Какую СК должен выбрать фермер? Наверное, первую. Но фермер, как правило, не умеет пока оперировать понятиями надежности и слабо ориентируется во всех тонкостях страхового права. Значит, требуется определенная просветительская работа среди сельхозтоваропроизводителей. Аграриям необходимо разъяснить принципы организации агрострахования, осуществляемого с государственной поддержкой, механизмы урегулирования убытков, содержание прав и обязанностей страхователей. Базовым институтом при решении данной задачи может стать Башкирский Государственный Аграрный Университет, где и может быть создан консалтинговый центр и центр брокерского обслуживания агрострахования. Такие предложения сейчас внесены и обсуждаются.
  3. Страховая грамотность повысится и тогда, когда государство откажется от так называемой помощи государства, т.е. безвозмездных дотаций – тогда фермер будет вынужден обратиться к страхованию как к единственной возможности защиты.

Данную проблему, т.е. проблему бесплатной помощи государства, делающей фермера пассивным просителем, можно было бы попытаться решить, применив альтернативную систему поддержки сельхозпроизводителя на случай неурожая, практикуемую в Канаде: если страховые компании предлагают страхование определенной культуры, то фермер больше не сможет обратиться к государству за помощью.

  1. Следует разрабатывать новые страховые программы. Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства уже давно разработало несколько приемлемых программ для страхования урожая «Зеленый Полис» и «Красный Полис». При некоторой корректировке под новый закон они могут быть успешно применены. Страховая компания Ингосстрах уже пытается внедрить самую передовую программу агрострахования: индексную программу страхования сельскохозяйственных культур.

Во всем мире активно действуют система государственной поддержки страхования в сельском хозяйстве. Понятно, что наладить такую рыночную систему – дело не одного года. Требуется активно использовать опыт развитых зарубежных стран, где такая форма господдержки аграриев давно существует.

Необходим анализ тенденций развития страхового рынка, привлечение грамотных специалистов. Нужны максимально прозрачные, понятные для всех условия страхования. Чтобы сельская страховая структура была жизнеспособной и эффективно развивалась, предстоит еще большая и серьезная работа.

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что риски, а также их последствия, способны оказывать значительное влияние на финансовую деятельность аграрных предприятий. Методы нейтрализации подобных рисков в основном не предусматривают в своём числе универсальных подходов, предполагая зависимость между видом риска и методом воздействия на него. Некоторые методы могут устранить возникновение нескольких рисков, но никак не повлияют на существование других. Методом диверсификации аграрное предприятие вполне может обеспечить гарантии нейтрализации комплексных несистемных рисков. Разумеется, агропредприятия могут и должны комбинировать методы нейтрализации финансовых рисков. Но это не всегда возможно по различным причинам – будь то финансовые проблемы, недостаток предпринимательской способности, или что-либо иное. Однако здесь можно привести высказывание Готхольда Эфраима Лессинга: «Если бы люди всегда думали об исходе своих предприятий, они бы ничего не предпринимали». Наличие риска не должно пугать агропредприятия, они обязаны воспринимать это явление как неотъемлемое свойство бизнес-среды, и принимать посильные меры для его нейтрализации.

Список литературы

  1. Ефимов, О.Н. Агрострахование [Текст] : Научно-практические рекомендации / О.Н. Ефимов. – РФ. : Palmarium Academic Publishing, 2012.
  2. Ефимов, О. Н. О базовых понятиях страхования [Текст] / О. Н. Ефимов // Взаимодействие государства и страховых организаций: проблемы и перспективы. – 2011. – С. 32-39.
  3. Ефимов О.Н. Об аграрном страховании и его организационных формах/ О.Н Ефимов // Страховое дело.- 2014. № 5 (254).- С. 32-37.
  4. Ефимов О.Н. Совершенствование системы агрострахования (статья) //Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. — С. 528.
  5. Ефимов О.Н. Страхование как фактор инновационной и инвестиционной активности сельхозтоваропроизводителя// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Научное обеспечение инновационного развития АПК» (в рамках ХХ-ой Юбилейной специализированной выставки «Агрокомплекс-2010 (2-4 марта 2010г.) –Уфа: ФГОУ ВПО «Башкирский ГАУ», 2010. – С. 442.
  6. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012 – С. 685.
  7. Ефимов, О. Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Текст] : курс лекций / О. Н. Ефимов. – Уфа, 2014.
  8. Саяхова Э.В. Страхование рисков в сельском хозяйстве [Электронный ресурс] / Экономика. - №1(10), 2015.
  9. Страхование в сельском хозяйстве: основные риски http:/strahovanie/agro-3/agrostrahovanie.html (Дата обращения: 29.03.2016).
  10. Федеральное агентство по государственной поддержке деятельности агропромышленного комплекса http://www.fagps.ru/ (Дата обращения 12.04.2016).