Некоторые практические аспекты подготовки ребенка к школе

№45-1,

Психологические науки

В данной статье практические аспекты подготовки ребенка к школе. На какие моменты необходимо обратить внимание родителей и воспитателей при подготовке ребенка к школе.

Похожие материалы

В целях развития зрительно-моторной и зрительной памяти следует организовать работу ребенка по следующей схеме: в начале дети работают с постоянной зрительной опорой на образец, после чего, время отведенное на рассмотрение образца сокращается по 15-20 секунд, здесь следует учитывать сложность работы, ребенок должен успеть рассмотреть и запечатлеть образец. Данный вид упражнения следует проводить на: рисование, лепке, списывание с доски, при работе с конструктором, в процессе рисования узоров по клеточкам. Также следует использовать задание на развитие памяти - рассмотрение и запоминание сюжета (картинки), а затем его воспроизведение по памяти. После чего ребенку следует, предложит схожую картинку, но с недостающими элементами – данные отличия и должны уловить дети [1, 2, 3].

Развитие вербально-моторной памяти можно проводить с помощью как приведенных выше упражнений для зрительно-моторной памяти, но с применением вместо наглядного образца – словесно описание или инструкция по предлагаемой деятельности.

В целях развития логической памяти следует использовать такие задания и упражнения:

Произнесение ряда слов (10-12) , связанных между собой по определенным признакам, после ребенок должен их воспроизвести.

Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.

В качестве услужения данного задан - представить рассказ, который содержит четко выделенные смысловые блоками.

Отмечалось, что детям, исследуемого возраста 6-7 лет, запоминание естественно происходит в процессе игры, поэтому проводить следует методики в игровой форме, например, включая сюжетные игры про разведчиков, космонавтов и др.

Как видно в проведенном исследование у ряда детей имеются низкие показатели связанные с развитием наглядно-действенного мышления, для этого следует провести соответствующие методики на формирование и повышения уровня данного процесса. Наглядно-действенное мышление является основой для развития мышления наглядно-образного, что есть основа для успешного обучения в начале школьного процесса. Также детям необходимо работать над элементами логического мышления [4, 5].

В целях наглядно-действенного мышления следует использовать предметно-орудийную деятельность, которая полно воплощается в деятельности конструирования.

Для развития наглядно-образного мышления следует использовать: работу с конструкторами, на основании словесной инструкции и по собственному замыслу ребенка, что прежде позволит ему придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его формировать.

Развитие того типа мышления достигается за счет включения детей в различных ролевые игры и режиссёрские игру, в которых ребенок изобретает историю и воплощает ее.

Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения:

а) «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.

б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Упражнения со спичками или палочками (цифру определенного количества числа спичек, переместить одну из них, чтобы получить различные изображения, подключить несколько точек одной линией, не отрывая руки), все эти упражнения направлены на развитие пространственного мышления

Данные проведенного исследования показывают, что дети 6-7 лет, к сожалению, обладают крайне низким уровнем моторики, что отражается на письме, как важном предмете в школе. Также у детей данного возраста не до конца сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом [6, 7].

Все это указывает на то, есть прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка.

Для развития моторики следует использовать такие задания как

а) нарисовать простой узор

б) поиграть в игру «трудные виражи

Также данную моторику развивают конструирование, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание.

Для развития общей координации и точности движений можно использовать игры и соревнования:

а) игра «Съедобное - несъедобное», а также любые игры и упражнения с мячом;

б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения;

в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движения и их точности, но и глазомера.

Развитие фонематического слуха

В целях развития фонетического слуха, что является основой для успешного овладения чтением, письмом и является непременным условием обучения грамоте. В связи с этим следует применять методики на развития данного процесса у детей. Как правило данное мероприятия проводится логопедом, в связи с этим нами и были рекомендовано родителям посетить данного специалиста.

Важным показателем развития готовности к школе является развитие у ребенка произвольности, это дает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом.

Дети с низким уровнем развития произвольности хуже включаются в работу и достаточно низко ее выполняют и это отразиться на успеваемости в школе. В связи с этим предлагается уделять произвольности значительное внимание.

Эффективным способом для развития произвольности является продуктивная деятельность, а именно – конструирование.

Конструирование по наглядному образцу – представляет собой первый этап формирования произвольности. В дальнейшем, для совершенствования данного процесса, следует усложнять усложнения условия деятельности.

Самым распространенным упражнением, направленным на развитие произвольности, который максимально связан с учебной деятельностью – является «Графический диктант», выполнение которого предполагает выполнение двух условий задания: на зрительное восприятие и слуховое (именно по данной методики нами и проводилась диагностика, которая и указала, на слабое развитие слухового восприятия у детей 6-6,5 лет).

При недостаточном запас знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающей среде, чтобы уметь фокусировать свое внимание на то, что он видит на прогулке, во время экскурсии. Ребенка нужно научить его говорить о своих взглядах, рассказы ребенка следует внимательно слушать, даже если они односложные и непоследовательны [8].

Коллективные игры влияют на развитие мышления и речи. Ребенка нужно вовлекать в процесс, требующий от него принятия решения, активного речевого общения с другими людьми.

Низкий уровень развития образных представлений является причиной трудностей в учебном процессе не только у детей дошкольного возраста и начальной школы, но и на протяжение всего обучения. Но наиболее активное его формирование приходится на дошкольный возраста.

В связи с этим, данные недостатки, при нашем исследовании выявлены, тем самым следует их компенсировать.

Для развития образного мышления, также подходит творческая и конструктивная деятельность.

При низком уровне развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная).

В целях повышения развития крупных движений следует повышать двигательную активность. Но привлекать ребенка в этом случае активно к соревнованием не следует, так как неудачи могут отпугнуть его от физической культуры. Здесь достаточно использовать занятия, которые не содержат в себе соревновательных элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа «Каравай», «Баба сеяла горох» и т.п. [9].

Таким образом, при работе с детьми все же следует опираться на их индивидуальные способности.

Список литературы

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. М.1998. «Совершенство».
  2. Битянова М.Р., Барчук О. Диагностика дошкольной зрелости. «Школьный психолог», №12 1998.
  3. Готовность детей к школе. Диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. /Бугрименко Е.А., Венгер А.Л., Политова К.Н., Сушкова Е.Ю./ М., Просвещение, 1992.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: НПО «Образование», 1996.
  5. Карпова Л.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / / Московский психолого-социальный институт. Омск, 2011.
  6. Карпова Л.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский психолого-социальный институт. Москва, 2011.
  7. Карпова Л.Г. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ//В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований Сборник научных статей. . 2014. С. 135-139.
  8. Карпова Л.Г. РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//В сборнике: Наука и образование в современном обществе: вектор развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 частях. ООО "АР-Консалт". 2014. С. 100-104.
  9. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М., 1988.