Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

№45-1,

Психологические науки

В статье рассматриваются творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации

Похожие материалы

Одним из способов развития творческих способностей дошкольников является изобразительная деятельность, рассмотрим роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной) [2]. Сегодня приоритетной задачей российского образования является развитие творческих способностей детей.

В рамках исследования для нас представляет интерес точка зрения П. Г. Василенко, который рассматривает творческие способности в изобразительной деятельности. По мнению данного автора, творческие способности представлены как интегративное качество личности, проявляющееся в ценностном отношении к творчеству в изобразительной деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творчества, которые развиваются в поисково-исследовательской, творческой деятельности и находит выражение в творческих результатах [1].

Как известно, развитие способностей человека, в том числе и творческих, происходит в различных видах деятельности. Однако недостаточно изученным остаётся вопрос, рассматривающий этот процесс в условиях изобразительной деятельности.

Вопросами психологии изобразительной деятельности и её взаимосвязи с творчеством занимались Л. С. Выготский, С. Н. Данилушкина, В. С. Мухина, Л. Н. Шутарёва и др. Остановимся на некоторых точках зрения.

Так, Л. С. Выготский выдвинул концептуальные идеи о специфике изобразительной деятельности ребёнка [2].

Творческие способности в рамках композиционной деятельности исследовала С. Н. Данилушкина. Под композиционно-творческими способностями она понимает комплекс индивидуально-психологических свойств личности, отвечающий требованиям композиционной деятельности и оказывающий влияние на качество протекания процесса и практическое исполнение творческой композиции [3, 4].

Технологию развития художественно-творческих способностей у детей рассматривала Л. В. Петухова. Данный автор предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, что способствует пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности [7, 8].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал взаимосвязь изобразительной деятельности и творческих способностей.

В рамках нашего исследования особую актуальность приобрели идеи развитие творческих способностей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности [5].

Остановимся подробнее на аспекте развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации [6, 8].

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог воспитывает у детей старшего дошкольного возраста эстетическое отношение к изобразительному искусству, формирует индивидуальные интересы, склонности, развивает творческие способности.

Список литературы

  1. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151.
  2. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский: Психологический очерк: М.: Просвещение, 1991. 93с.
  3. Данилушкина, С. Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дисс…канд. педагог. наук: / С.Н. Данилушкина. – Алматы, 1999. – 216 с.
  4. Карпова Л.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ/диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / / Московский психолого-социальный институт. Омск, 2011.
  5. Карпова Л.Г. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ//автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Московский психолого-социальный институт. Москва, 2011.
  6. Карпова Л.Г. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ//В сборнике: Наука и общество: проблемы современных исследований Сборник научных статей. . 2014. С. 135-139.
  7. Карпова Л.Г. РАСКРЫТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ//В сборнике: Наука и образование в современном обществе: вектор развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 частях. ООО "АР-Консалт". 2014. С. 100-104.
  8. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник нижневартовского государственного гуманитарного университета. – № 2. – 2012. – С.33-38.