Рассмотрение функционального состояния операторов в системе «Человек-машина»

№51-1,

Психологические науки

В настоящее время становятся актуальными вопросы управления качеством в системах «человек-машина» на основе оценки функционального состояния их операторов. Это обусловлено повышением сложности эксплуатации технических механизмов и, следовательно, увеличением требований к взаимодействию оператора с техническим устройством.

Похожие материалы

В настоящее время становятся актуальными вопросы управления качеством в системах «человек-машина» на основе оценки функционального состояния их операторов. Это обусловлено повышением сложности эксплуатации технических механизмов и, следовательно, увеличением требований к взаимодействию оператора с техническим устройством [7, 8, 9, 15].

Для решения задачи повышения качества в системах «человек-система» на основании оценки функционального состояния операторов технических устройств разработаем методологию управления качеством в исследуемых системах [16, 17].

На первом этапе уточним понятийный аппарат управления качеством в системах «человек-машина» на основании оценки функционального состояния операторов технических устройств.

Система «человек-машина» - это человеко-машинная система, в основе которой лежит взаимодействие оператора (группы операторов) с техническим устройством, выполняющих ряд заданных функций в заданных условиях, определяемых совокупностью факторов, влияющих на деятельность операторов и функционирование технических систем.

Деятельность систем «человек-машина» определяется критериями качества, которые задаются при проектировании данных систем и контролируются на этапе их эксплуатации.

В качестве оператора (операторов) выступает человек или совокупность людей, связанных между собой с помощью средств профессиональной коммуникации.

Каждый оператор характеризуется функциональным состоянием, от которого зависит качество и эффективность его деятельности.

Функциональное состояние оператора – это интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности с точки зрения эффективности, выполняемой им деятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надежности и внутренней цены ее деятельности [1, 13, 18].

В инженерной педагогике и эргономике анализ функционального состояния оператора производится на уровне деятельности человека. Подходы к оценке функционального состояния оператора в инженерной педагогике основано на принципах теории систем и структурного анализа, в которых выделяются основные уровни функциональных систем оператора: поведенческий, психофизиологический, психологического обеспечения деятельности и субъективно-рефлексивный [1, 13, 18].

Поскольку функциональное состояние – это сложное многопараметрическое явление, следовательно, для выявления и оценки функционального состояния могут использованы методы интеллектуального анализа данных: методы распознавания образов, нейронные сети, корреляционно-регрессионный анализ, многомерное шкалирование и пр [2, 3, 4, 5, 6].

В инженерной педагогике выделены следующие функциональные состояния операторов:

  • состояние оперативного покоя, которое характеризует готовность оператора к включению в рабочий процесс, но не отражает его специфики;
  • состояние адекватной мобилизации, которое характеризует человека, уже включившегося в деятельность;
  • состояние динамического рассогласования, возникающее в случае нарушения адаптационных и компенсаторных возможностей организма человека (в данную группу могут входить пограничные состояния, состояния утомления, патологические состояния) [1, 13, 18].

Деятельность оператора характеризуется напряженностью труда. Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу оператора [1, 13, 18].

Деятельность оператора в системах «человек-машина» - это в большинстве случаев интеллектуальный труд, требующий особого напряжения человека. Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют 2500 – 3000 ккал в сутки [1, 13].

В основе деятельности операторов лежит умственный труд, который зависит от интенсивности, опасности и ответственности работы. При повышении напряжения и интенсивности труда у операторов могут возникать эмоциональные перегрузки, эмоциональное выгорание, ведущее к отклонениям в работе сердечнососудистой системы [10, 11, 12, 14]. Для снижения уровня стресса операторам необходимо соблюдать режим работы, делать перерывы и постепенно входить в работу.

Список литературы

  1. Жуков В.А. Инженерная педагогика. Проблемы, опыт, предложения: учебн.-метод. пособ. / А.В. Жуков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 197 с.; Найниш В.А. Инженерная педагогика: учебн.-метод. пособ. / В.А. Найниш. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 88 с.
  2. Иванов В.Н., Куликова О.М. Интеллектуальные методы в анализе внешней и внутренней среды предприятия // Актуальные проблемы автоматизации и управления: тр. Науч.-практич. конф. 4-7.06.2013 г., г. Челябинск, ЮУРГУ. – Челябинск: Изд-во: ЮУРГУ, 2013. – 674 с. – С. 281-284. – 0,19 п.л. / 0,1 п.л.
  3. Иванов В.Н. Ресурсно-информационная теория принятия решений в условиях неопределенности: монография / В.Н. Иванов, О.М. Куликова, Л.С. Трофимова, А.А. Фоменко. – Омск: ОГИС, 2013. – 154 с. – С. 34-66, 74-105. – 9,63 п.л. / 3,94 п.л.
  4. Казаковцев В.П., Куликова О.М., Овсянников Н.В. Стратегическое управление и разработка инвестиционных проектов в системе здравоохранения // Российская оториноларингология. 2014. № 2 (69). С. 39-43.
  5. Казаковцев В.П., Куликова О.М., Ляпин В.А. Оценка влияния факторов на хроническую заболеваемость лор-органов в крупном промышленном городе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 2. С. 59.
  6. Куликова О.М., Овсянников Н.В., Ляпин В.А. Имитационное моделирование деятельности медицинских учреждений на примере Омска // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 4 (18). С. 219-225.
  7. Куликова О.М. Алгоритм поддержки принятия оптимальных управленческих решений в условиях неопределенности // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2013. № 1 (11). С. 256-260.
  8. Куликова О.М. Агентные модели в рефлексивном анализе // Профессиональное образование в развитии региона и общества: традиции, творчество, технологии: матер. Междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 35-летию ФГБОУ ВПО «ОГИС» / под общ. ред. Д.П. Маевского. – Омск: ОГИС, 2012. – С. 50-51. – 0,13 п.л.
  9. Куликова О.М. Разработка программы оптимального планирования в управлении сложными динамическими объектами в спорте с применением многокритериальной оптимизации и системного подхода / О.М. Куликова, Е.А. Сухачев // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. - 2013. - Т. 1. - № 1. - С. 282-288.
  10. Матусов И.Е., Добровольский А.И., Долгих С.В., Сукач М.С., Засидько С.Г., Глухова О.В., Руденко О., Рожков К., Гордиенко А.Ю. К вопросу о современной системе воспитании студенческой молодежи // Фундаментальные исследования. 2004. № 3. С. 137-139.
  11. Ляпин В.А., Овсянников Н.В., Казаковцев В.П. Анализ показателей хронической заболеваемости болезнями органов дыхания трудоспособного населения омской области // В сборнике: 20 лет системе обязательного медицинского страхования Омской области: достижения и перспективы Сборник статей. Омск, 2013. С. 86-90.
  12. Ляпин В.А., Овсянников Н.В. Бронхиальная астма у спортсменов высокой квалификации // В сборнике: Современная система спортивной подготовки в биатлоне материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор: В.А. Аикин. 2011. С. 170-178.
  13. Машин В.А. Трехфакторная модель вариабельности сердечного ритма в психологических исследованиях функциональных состояний человека-оператора (материалы к докторской диссертации, ред. 25.02.2010) // Вариабельность сердечного ритма: статьи, психофизиологические исследования. – Режим досупа : http://mashinva.narod.ru/. (Дата обращения к ресурсу : 15.04.2016);
  14. Напряженность труда // Клинский институт условий и охраны труда – Режим доступа : http://edu.trudcontrol.ru/~3d/item/vo9dXbtT. (Дата обращения к ресурсу : 15.04.2016).
  15. Овсянников Н.В., Ляпин В.А., Шукиль Л.В. Экономическая эффективность внедрения порядка оказания помощи больным бронхиальной астмой в Омской области // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2011. № 32. С. 14.
  16. Овсянников Н.В., Антонов Н.С., Ляпин В.А., Шукиль Л.В. Бронхиальная астма в промышленном регионе: фармакоэпидемиологические аспекты // Фармация. 2012. № 6. С. 31-34.
  17. Овсянников Н.В., Ляпин В.А. Бронхиальная астма в крупном промышленном центре западной Сибири // Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; Учреждение Российской академии медицинских наук "Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний", Сибирское отделение. Омск, 2010.
  18. Функциональное состояние оператора // Национальная энциклопедическая служба. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/896/word/tochnost-raboty-operatora. (Дата обращения к ресурсу: 15.04.2016).