Многие великие мыслители прошлого рассматривали общество как носитель непрекращающейся вражды всех и каждого. К примеру, Т.Гоббс считал естественное состояние человечества, до образования государства, «войной всех против всех». Старая латинская пословица гласит: «Человек человеку волк». Действительно, каждый индивид, взаимодействуя с себе подобными, преследует свои интересы, не всегда совпадающие с интересами других людей, и может встретить сопротивление. Поэтому практически во всех сферах человеческой деятельности возникают конфликты, которые чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, и их ассоциируют с агрессией, угрозой, спорами, враждебностью [1; 2; 3].
В настоящее время конфликт стал неотъемлемой частью общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах. Он наличествует в столкновениях предлагаемых перспектив развития страны и в повседневной жизни, пронизывая ткань межличностных отношений. Конфликт присутствует и там, где есть сотрудничество и согласие. Главный вопрос состоит, следовательно, не в возвращении к бесконфликтному состоянию, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет в его стимулирующем воздействии в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках, и, осознавая его разрушительный характер, когда он перерастает эти рамки. Наиболее распространенной формой конфликтных ситуаций является межличностный конфликт.
Межличностные конфликты – открытые столкновения взаимодействующих субъектов на основании возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга и пр., напряженные межличностные отношения, стремление к власти и, наконец, психологическая несовместимость. Об этом мы поговорим подробнее.
Психологическая несовместимость – неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.
Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера [4].
Межличностные конфликты возникают на основе объективных и субъективных факторов. Объективные факторы – это существующие в социальном микроокружении объекты, которые субъекты не могут разделить или обладать ими одновременно. Субъективные факторы складываются на основе индивидуальных особенностей личности. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения конфликта, а также его последствия.
Также немаловажную роль в возникновении конфликтных ситуаций играют так называемые конфликтные личности – люди с беспредельным эгоцентризмом, высокой самооценкой, склонностью к самолюбованию, умением «втираться в доверие». Они не способны поддерживать длительные дружеские контакты и добросовестно трудиться. Взаимодействуя с окружающими, эти люди чаще всего становятся источником эмоциональных конфликтов.
В межличностном взаимодействии важную роль играют индивидуальные качества оппонентов: самооценка, индивидуальный порог толерантности, склонность к агрессии, социально-культурные различия. Все эти качества в той или иной мере влияют на уровень конфликтности личности. Под конфликтностью личности понимается интегральное свойство, отражающее частоту вступления индивида в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации [5].
Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерики обладают неустойчивым и подвижным типом нервной системы. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т.д. [6; 7].
В результате исследования межличностных конфликтов как социального явления удалось выделить два критерия, по которым выбирается стратегия конфликтного поведения: стремление к пониманию оппонента и ориентация на удовлетворение его желаний или направленность на достижение только собственных целей без учета интересов соперника. Указанные критерии позволяют выделить пять главных стратегий поведения человека в конфликтной ситуации.
- Соперничество. Для этой стратегии поведения характерна нацеленность на удовлетворение своих интересов в ущерб желаниям оппонента. В таком противостоянии может быть только один победитель, потому стратегия подходит только для быстрого результата. Долгосрочные отношения выдержат только элементы соревнования при наличии правил игры. Полноценное соперничество разрушает длительные отношения дружеские, семейные или рабочие.
- Компромисс. Выбор данной стратегии поведения в конфликте позволит частично удовлетворить интересы обеих сторон.
- Избегание. Не дает возможности отстаивать свои интересы, но и не принимает во внимание желания другой стороны. Стратегия полезна, когда предмет спора не представляет особой ценности или нет желания поддерживать хорошие отношения с оппонентом.
- Приспособление. Предпочтение этой стратегии поведения личности в конфликте подразумевает признание одной из сторон несущественности своих интересов с полным удовлетворением желаний оппонента. Такой стиль поведения свойственен людям с низкой самооценкой, считающим свои желания абсолютно неважными.
- Сотрудничество. Подразумевает поиск решения, которое удовлетворяет всех участников конфликта. Необходимо при построении долгосрочных отношений. Позволяет развивать уважение, доверие и понимание между участниками конфликта.
Нужно понимать, что не бывает плохих и хороших стратегий поведения в конфликтной ситуации, так как каждая имеет свои недостатки и преимущества при рассмотрении конкретной ситуации. Поэтому важно понимать, какой стратегии придерживается ваш оппонент, чтобы выбрать стиль поведения, который будет способствовать успешному выходу из ситуации. Стратегия поведения является основой управления конфликтом [8; 9].
Как показывает практика, конфликт часто ассоциируется с негативными эмоциями и такими состояниями, как напряжение, беспокойство, зависть, ревность, враждебность, обида, боль, травма, стресс, апатия, ярость, гнев и т.д.
Несмотря на то, что конфликт стал уже объектом изучения отдельной дисциплины, отношение к нему в обществе в целом меняется не так быстро. Одни люди стремятся избежать конфликта любыми способами, другие доказывают, что в их жизни конфликтов нет, третьи считают, что ругаться, драться с кем-то – это еще не конфликт.
Избежать конфликтов нельзя, да в этом и нет необходимости, так как любой конфликт, межличностный в том числе, является формой проявления объективных противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, способствует их развитию, переходу на более высокий уровень. Задача заключается в том, чтобы минимизировать деструктивные последствия конфликтов, уменьшить их разрушительный потенциал, используя методы их конструктивного урегулирования [10; 11].
Очевидно, что трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте, исходя из конкретной ситуации, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта [12].