Совершенствование системы документооборота в органах государственного управления

NovaInfo 45, с.335-339
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Система электронного документооборота является важной задачей государственного управления, и, поэтому только при высокой степени оценки возможна эффективная деятельность органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, СИСТЕМА, ДОКУМЕНТООБОРОТ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Текст научной работы

Актуальность исследования темы обусловлена тем, что информационное общество развивает свой переход к работе с электронными документами, при этом стеснив бумажные документы. Но полной замене бумажных документов на электронные носители мешает проблема законодательного регулирования электронного документооборота. Основной проблемой является внедрение СЭД, новейших технологий на основе законодательства бумажного документооборота, которая представляет дешевую альтернативу. Недостаточное внимание государства к внедрению СЭД проявляется в слабом интересе к разработке законодательно-нормативной базы. На данный момент существуют такие проблемы, как:

  • не установлен порядок признания юридической силы электронных документов государственными органами и судами;
  • отсутствуют нормативно-правовые документы, которые уравнивали бы права бумажных и электронных документов. После внедрения СЭД в государственных органах поддерживается две системы документооборота - и бумажная, и электронная;
  • отсутствуют нормативно-правовые акты, которые разрешали бы переводить документацию на аналоговые электронные носители, при этом уничтожая бумажные оригиналы.

Далее одним из широких вопросов остается проблема установления подлинности и авторства документов. В электронных документах подпись исполнителя или ответственного лица заменяется электронной подписью. И если подделать подпись на бумаге непростая задача, то с электронной подписью дело обстоит совершенно иначе. В отличии от «живой» подписи, электронная подпись (ЭП) отчуждаема от своего владельца. То есть, если подпись под бумажным документом не отделима от человека и никто другой не сможет подделать ее так, чтобы это не было обнаружено криминалистической экспертизой, то любой злоумышленник, завладевший носителем, содержащего секретный ключ подписи, может наложить ЭП на электронный документ так же легко и правдоподобно, как и законный владелец этого ключа. Чтобы решить данную проблему необходимо создать комплекс мер на всех этапах создания и жизнедеятельности электронного документа.

Гораздо сложнее обстоит ситуация с архивами. Федеральные архивы, государственные архивы субъектов РФ только начинают рассматривать возможность организации работы с электронными документами на постоянной основе. Проблемы, которые затрудняют переход архива к работе с электронными документами:

  • существующие СЭД недавно только начали использоваться для массивного хранения документооборота;
  • ни одна из существующих СЭД не способна обеспечить целостность электронных документов в течение длительного периода времени;
  • а некоторые СЭД и вовсе не предусмотрены для архивного хранения электронных документов;
  • также эта проблема быстрого устаревания компьютерной техники и носителей, которые порождают угрозу потери информации и электронных документов из-за невозможности их прочесть.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство уделяет недостаточное внимание к внедрению СЭД, это проявляется в слабом интересе к разработке законодательно-нормативной базы, которая бы позволила гораздо шире использовать электронные документы и современные технологии в государственном управлении.

Большую роль в современной деятельности документооборота играют такие справочные правовые системы как КосультантПлюс и Гарант. Данные программы предоставляет широкие и удобные возможности для поиска, анализа и применения правовой информации.

Таким образом, информационные технологии, внедряемые в сферу делопроизводства, в современном этапе развития, являются актуальной темой в сфере развития документооборота. Поэтому внедрение современных информационных технологий в сферу развития документооборота позволит обеспечить доступность и качество исполнения документа.

Сравнение уровня развития электронного документооборота в России с состоянием электронного документооборота рассмотренных стран показал, что наша страна значительно отстает от них по всем основным показателям. Этому способствовали перечисленные причины, приведшие к такому состоянию.

  1. Недостаточное развитие нормативно-правовой базы. Например, нет закона, регулирующего электронный документооборот; нет закона, придающего юридическую силу электронному документу. Развитие электронного документооборота продвигается крайне медленного не только из-за юридических препятствий, но и по причине недофинансирования проектов.
  2. Отсутствие программ обучения как чиновников, так и граждан соответственно оказывать и получать услуги в электронной форме, применять технологии электронного правительства на практике.
  3. Решение по электронному правительству в России не отвечают темпам научно-технологического прогресса. Разрыв между субъектами федерации измеряется десятками раз. Стратегией развития информационного общества в России поставлена амбициозная цель: к 2015 году сократить в два раза между субъектами федерации.
  4. Недооценка возможностей и значимости электронного документооборота для повышения эффективности государственного управления, низкий уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих, низкая компетентность большинства чиновников в рассматриваемом вопросе.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего общества и, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные и непродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальным потерям

Оценивая качество СЭД Минсельхоза РБ, можно сделать вывод, что уровень СЭД является средним, так как в каждой из ролей были выявлены проблемы. Для их решения необходимо искать пути совершенствования СЭД Минсельхоза РБ, а также для достижения наилучшего уровня и повышения эффективности деятельности Минсельхоза РБ.

Тематика развития системы электронного документооборота будет востребована всегда. Система электронного документооборота является важной задачей государственного управления, и, поэтому только при высокой степени оценки возможна эффективная деятельность органов исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. О развитии информационных технологий не раз упоминал в своих статьях Президент РФ В. Путин, что во все времена перед органами государственной и муниципальной власти стоит задача повышения уровня и качества жизни населения, а значит – и страны в целом.

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы и тенденции сельского хозяйства Суендыков Р.Ш., Ханнанов Р.А. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 694-695.
  2. Новая парадигма труда: теоретико-правовое обеспечение Ханнанов Р.А. Теоретическая и прикладная экономика. 2013. № 4. С. 93-157.
  3. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников органов местного самоуправления Василова А.И., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Инновационное развитие общества в период модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые закономерности и тенденции материалы Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Ответственный редактор В.И. Долгий, А.И. Карпович. Саратов, 2014. С. 92-95.
  4. Государственная аграрная политика в системе аграрного производства: проблемы «приземления» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
  5. Государственная аграрная политика в животноводстве: проблемы формирования и реализации Ханнанова Т.Р. Политика и общество. 2014. № 2. С. 104.
  6. К вопросу о реорганизации судебной власти в России Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2014. С. 152-154.
  7. Проблемы местного самоуправления в России Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 198-200.
  8. Влияние зональных условий на использование земли в сельскохозяйственных организациях республики Башкортостан Валишина Н.Р. В сборнике: Земельная реформа и эффективность использования земли в аграрной сфере экономики/Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Российский гуманитарный научный фонд, Академия наук РБ, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет; отв. за выпуск Чудов И.В.. 2014. С. 148-151.
  9. Формирование документов раздела «управление отношений с клиентами» в программе «1с: управление торговлей» Гильманова Р., Валишина Н.Р. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 1216-1219.

Цитировать

Ахметова, А.М. Совершенствование системы документооборота в органах государственного управления / А.М. Ахметова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 335-339. — URL: https://novainfo.ru/article/5833 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться