Защита индивидуальной чести во времена правления Петра I

NovaInfo 45, с.20-23, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Исторические науки и археология
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Честь принадлежит к числу трудно определимых и неоднозначных понятий. Ее обычно сопоставляют с такими понятиями, как достоинство, благородство, слава и т.д. Все они так или иначе формируют наши представления о чести.

Ключевые слова

НАКАЗАНИЕ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, ЧЕСТЬ

Текст научной работы

В Петровскую эпоху возрастает осознание самоценности личности индивида. Поэтому и наказания, наносящие урон индивидуальной чести, приобретают все большее значение. Сам Петр I говорил, что «никакая казнь не страшит, как лишение чести». Введение Петром европейских мод в России само по себе изжило «бесчестье», наносимое через повреждение бороды или снятие женского головного убора. Но многие наказания сохранились. Сохранилось лишение чина (должности), Правда, теперь оно не наносило ущерба чести всего рода, а относилось к чести одного человека. Для офицеров практиковалось разжалование в рядовые на срок. Сохранились также обнажение тела гулящих женщин, другие публичные наказания, разные виды членовредительства. Исчезла позорная казнь через утопление, но продолжало повешение. Тела казненных выставлялись на публичное обозрение, а самоубийцы были лишены права на погребение в освященной земле: их тела должны быть влачимы палачом по улицам и закопаны в «бесчестном месте» (самоубийство в то время рассматривалось как преступление против интересов государства, нуждающегося в своих поданных) [1].

Некоторые наказания претерпели изменения в деталях, в способе исполнения. Так, клеймение теперь стали производить иначе. Стальными иглами, прикрепленными к пластине, наносились раны на лице, натирались порохом и поджигались. Полученное клеймо невозможно было ничем вытравить, оно оставалось на всю жизнь. Изменился и выжигаемый знак. Если в конце XVII – начале XVIII вв. на лицах ставили клеймо в виде орла («заорление»), то с 1705 г. на лбу, а потом и на щеках стали наносить буквы «В» - вор, «У» - убийца, «Л» - лжец. Клеймение женщин было прекращено в 1757 г, но для мужчин сохранилось и в дальнейшем.

При Петре Великом появились также новые позорящие наказания, которых не знала предшествующая практика. Были введены, скажем, ношение военных мушкетов, пик или карабинов перед полком, получение пощечины от профоса перед ротою и др. Все это были легкие «нарушения чести». Но вводились и тяжелые. Таким новым наказанием было шельмование. Заключалось оно в том, что имя преступника прибивалось к виселице либо палач переломлял шпагу над его головой, после чего объявлял его «шелмом». Шельмованный не мог выступать в качестве свидетеля и аппелировать к судебной защите, он исключался из общества «добрых людей», его запрещали допускать в «кампании». Его спокойно могли совершенно безнаказанно поранить, избить, ограбить. Тяжелыми были последствия шельмования и в религиозном смысле. По Духовному регламенту 1721 г. шельмованного предавали анафеме и отлучали от церкви, ему нельзя было вступать в брак.

Люди военного времени были необыкновенно изобретательны в выдумывании разного рода шутовских процессий и потешных церемоний. И лишение чести порой тоже обставлялось как театральное действо, исполненное одновременно и комизма, и трагедии. Например, 5 ноября 1708 г. в г. Глухове на Украине состоялось отрешение от гетманства и заочная казнь изменника И.С. Мазепы. Мазепа, пользовавшийся ранее большим доверием царя, являлся вторым кавалером Ордена св. Андрея Первозванного. Это предопределило смысл позорной церемонии. Палач протащил куклу, изображавшую гетмана в полный рост с голубой лентой Ордена, на эшафот. Андреевские кавалеры Меншиков и Головкин разодрали патент, данный гетману на орден, и сорвали ленту с куклы. После этого кукла была повешена. Кроме того, Петр Великий, очевидно, специально для Мазепы создал Орден Иуды. Изготавливается знак Ордена – медаль с изображением повесившегося евангельского предателя. Впрочем, позорная медаль так и не была вручена тому, кому предназначалась: Мазепа избежал русского плена. Медаль Мазепы в царствование Анны Иоанновны носил один из ее шутов.

В XVIII в. Важное значение придавалось публичному телесному воздействию на дворянина. Считалось, что если дворянин был обнажен прилюдно и подвергнут телесному наказанию либо приведен к пытке, то далее он не мог сохранять свое дворянское достоинство. Это влияло и на служебное положение лица. Военнослужащие (не только дворяне), побывавшие в руках палача (как и шельмованные), подлежали по Артикулу воинскому 1715 г. удалению из войск. Гражданская служба тоже была противопаказана [2].

Петр I ужесточил наказание за поругание чести должностных лиц в армии. Так Артикул воинский 1715 г. допускал смертную казнь за оскорбление фельдмаршала или генерала в присутствии свидетелей. Так же за это преступление могло применяться и телесное наказание. Если же один офицер оскорблял другого, то обидчику следовало признаться во лжи и опровергнуть сказанное не только перед обиженным, но и перед судом, после чего он отправлялся в заключение на 6 месяцев. Однако нежелание принести публичное извинение влекло усиление наказания в виде изменения срока содержания в заключении или денежного штрафа. Наказание за оскорбление действием (нанесением побоев) варьировалось в зависимости от субординации обидчика и потерпевшего. Нанесение побоев генералу каралось особо сурово – отсечением головы. Удар тростью или другим предметом мог привести к отсечению руки. Особую ответственность петровские законы устанавливали за такой вид оскорбления, как клевета. За распространение «ругательных писем», необоснованно обвинявших честного человека, каралось «таким наказанием, каковою страстию он обруганного хотел обвинить». Палач должен был сжечь такое письмо под виселицей. Соучастники действий пасквилянта тоже подлежали наказанию.

После пребывания под пыткой честь лица могла быть восстановлена. Артикул воинский 1715 г. допускал такую возможность в отношении офицера или солдата, если на пытке была доказана его невиновность, либо он «весьма прощен будет» от царя или фельдмаршала. Тогда честь восстанавливалась посредством публичного возложения знамени на пытанного. Табель о рангах также предусматривал выдачу лицу, пытанному «напрасно», особой царской грамоты «со обстоятельством его невиновности».

Нужно отметить, что честь государевых слуг постепенно переходит от преобладания родового начала к индивидуальному и признанию ценности отдельной личности.

Читайте также

Список литературы

  1. Кричевцев М.В. Российский «кодекс чести»: от средневековья к новому времени: Учебное пособие к спецкурсу «Русская культура XVI – XVIII вв.: быт и нравы». Новосибирск: Новосиб. Гос. Ун-т, 2000. – 72 с.
  2. Артикул воинский. 26 апреля 1715 г.

Цитировать

Аксенова, А.В. Защита индивидуальной чести во времена правления Петра I / А.В. Аксенова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 20-23. — URL: https://novainfo.ru/article/5847 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться