Бизнес-образование как способ повышения конкурентоспособности управленческой системы

NovaInfo 45, с.127-131, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье выявлена основная необходимость в повышении уровня заинтересованности в бизнес-образовании, для решения проблемы качественного изменения управленческой системы. Рассмотрены проблемы, встречающиеся на пути внедрения модели бизнес-образования в высшее профессиональное образования и предложены пути решения.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВЫК, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Текст научной работы

Кризис, преобладающий в российской экономике на сегодняшний день, сильно ограничивает возможности поиска реальных базовых проблем, существующих в стране. Как государство, так и бизнес, а также экспертное и научное сообщество не до конца понимают, что основной причиной низкой эффективности экономики является не внешнее воздействие, а внутреннее. Оно проявляет себя в низком качестве системы управления.[1]

Качественное управление по своей сути является неотъемлемой частью образования. Однако на сегодняшний день традиционная система образования не обеспечивает обучающихся знаниями, необходимыми для решения конкретных проблем, как в экономике в целом, так и в обыденной деятельности каждого. Большинство образовательных программ, в частности в сфере высшего профессионального образования, не соответствует темпам развития науки, что придает полученным знаниям устаревшую форму. Поэтому идет непрерывный поиск новой модели, направленной на постоянное развитие профессиональных знаний и компетенций.

Проблема неэффективности образовательной системы и как следствие управленческой является одной из фундаментальных, приносящих прямые убытки, как для государства, так и для коммерческого сектора и общественного благополучия в целом.

Сложившаяся экономическая ситуация доказывает, что преодоление низкого качества менеджмента не зависит только лишь от государства или бизнеса. Решение данной проблемы возможно только совокупными усилиями сторон. При этом стоит учитывать, что преуспевание образовательной сферы, бизнеса, государства должны быть тесно взаимосвязаны. Данная позиция основана на идее сосуществования и взаимной выгоды должна служить маяком для всех стратегических решений и практических действий. [2]

Одним из наиболее оптимальных путей, способных обеспечить актуальность знаний и их применимость является модель получения бизнес-образования. Модель бизнес-образования предлагает непрерывное, направленное на постоянное развитие и усовершенствование коммуникативных компетенций и личностных навыков обучение, способное повысить конкурентоспособные профессиональные качества личности. [1]

Целью данной работы является выявление необходимости в повышении уровня заинтересованности в бизнес-образовании, для решения проблемы качественного изменения управленческой системы, которая будет способна сформировать благоприятную среду, для развития экономики.

Обладая большой специфичностью, и формируя при этом свою высокую значимость, бизнес-образование существует, тесно взаимодействуя с традиционным образовательным рынком и рынком труда. На сегодняшний день российской экономике: как отмечает Е.М. Мазница «Необходим переход от классических форм обучения к тренингу, когда соединяется получение новых знаний и отработка практических навыков управления инновационным бизнесом»[3, с.264]. Этот фактор является определяющим для развития экономики, способствуя формированию эффективной системы управления.

Бизнес-образование обладает ключевыми особенностями, заключающимися в постоянной ориентации на получение практических навыков и приобретение универсальных знаний в различных областях, таких как маркетинг, менеджмент, развитие бизнеса, финансов и многих других. Помимо этого учебные планы данных образовательных программ созданы так, чтобы обучающиеся сумели применить полученные знания непосредственно после окончания обучения (после окончания программ «full-time»), или же во время самого обучения (если это «part-time» программы). Образовательный процесс очень приближается к реальному бизнесу посредством стажировок, разборов бизнес-кейсов, исследований рынков, участия в семинарах, мастер-классах, тренингах с привлечением ведущих менеджеров. [4]

Основными целями бизнес-образования – становится развитие «soft skills»-компетенции обучающихся, обучению различных способов коммуникации и нетворкингу, ведение переговоров, убеждение, четкой аргументации, мастерству публичных выступлений, навыкам презентации, тайм-менеджменту и планированию, системному и проектному мышлению. Именно эти soft skills компетенции, по мнению HR-менеджеров и работодателей зачастую отсутствуют или находятся на низком уровне у выпускников, обучающихся по стандартным образовательным моделям. Складывается ситуация, когда: по мнению Е.М. Мазницы «Во всем мире в отношении спроса на программы бизнес - образования действует такая зависимость: чем хуже ситуация в экономике, тем больше людей идет учиться»[5, с. 599-603]

Однако все эти образовательные модели на данный момент реализуются в основном в сфере дополнительного образования, в рамках краткосрочных программ бизнес-образования, представленных в виде семинаров и тренингов ил иже в рамках периодического сотрудничества с бизнес-тренером. [4]

Что же касается внедрения бизнес-образования непосредственно в стандарты подготовки кадров высших, средних учебных заведениях, то здесь возникает ряд проблем, в основном носящих административный характер.

Во-первых, Министерство образования и науки Российской Федерации задает основные требования к системе образования менеджеров через Федеральный государственный образовательный стандарт уровня «Бакалавр» и «Магистр». Содержание данных стандартов определяет колоссальный объем знаний, однако в большинстве своем они представляют собой блоки теоретической информации, вероятность устаревания которой за время обучения очень велика.

Во-вторых, среди профессиональных стандартов, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, нет стандарта «менеджер». Что затрудняет для работников и работодателей определение единых квалификационных требований. В связи с чем, возникают различные подходы к определению ключевых компетенций, в частности, у работодателей. А это как следствие, проявляет себя в невозможности соответствовать трудоустраивающимися постоянно сменяемым и сугубо индивидуализированным критериям.

Возникает также проблема, заключающаяся в том, что полученные знания, предоставленные в высших учебных по управленческим и экономическим направлениям подготовки, которые являются в абсолютном большинстве платными формами обучения, зачастую неактуальны и тем, кто уже оплатил обучение за 4 года по программам «Бакалавр» приходится поступать в бизнес-школы и вновь оплачивать свое обучение, для приведения в соответствие своих профессиональных качеств реальным потребностям рынка. Таким образом стоимость получения необходимых знаний увеличивается наряду со временем, затрачиваемым в образовательном процессе. [1]

Бизнес-образование становится не просто еще одной формой получения образования, оно глобализируется и начинает представлять собой образовательный императив ΧΧI века. Такое важное действия как аккредитация высших образовательных учреждений постепенно становится международной. Три мировых аккредитационных агентства Европы и США вышли за пределы своих континентов, и на них фактически строится мировая система стандартов в области управленческого образования. [4]

В этой связи необходимо решать существующие проблемы путем тщательной и актуальной переработки образовательных программ по направлению «Менеджмент», создания профессиональных стандартов с использованием лучших достижений управленческой науки. А также оптимизации процесса обучения с целью сокращения издержек на получение образования и оптимизации всех совокупных затрат.

Бесспорно, что усиление значения в образовательном процессе практических навыков требует изменения технологий образования. Основные направления трансформации системы образования вообще и бизнес-образования должны тесно пересекаться и заключаться в переходе к разработке индивидуальных образовательных траекторий, к максимально гибким «личностным» схемам, повышенных требованиях к контролю качества образования на всех его этапах.

Несмотря на то, что образование изменяется достаточно медленно и консервативно, получение бизнес-образования должно стать непосредственным локомотивом, который будет способствовать динамичному развитию экономики.

Читайте также

Список литературы

  1. Тихонов Д. «Мертвые знания: как приблизить к жизни программы по менеджменту» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/education/proeducation/1984934-mertvye-znaniya-kak-priblizit-k-zhizni-programmy-po-menedzhmentu (Дата обращения 07.05.2016)
  2. Коносуке Мацусита «Философия менеджмента» / Коносуке М. - Альпина Паблишер, 2016- 190 стр.
  3. Мазница Е.М. Бизнес - образование и его роль в инновационном развитии экономики региона / «Известия Волгоградского государственного технического университета:межвуз. сб. науч. ст. №4 (77). – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2011. – 264 с. - (Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива). Вып.11)».
  4. Образование МВА [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.begin.ru/add/all-about-mba/chto-daet-obrazovanie-mba.html (Дата обращения 07.05.2016).
  5. Мазница Е.М. Политика инновационного развития как фактор преодоления молодежной безработицы в регионах России / Фундаментальные исследования М., №2, 2016 г., ч.3, стр. 599-603.
  6. Мазница Е.М. Развитие связей высшей школы и бизнеса как способ сохранения инвестиционной активности в регионах России в условиях финансового кризиса / Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II Международной научно-практической конференции 23-24 октября 2014г. - Т. 2/ под ред. С.Л.Иголкина. – Воронеж: ВЦНТИ, 2014.-243 с.

Цитировать

Дмитриева, М.С. Бизнес-образование как способ повышения конкурентоспособности управленческой системы / М.С. Дмитриева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 127-131. — URL: https://novainfo.ru/article/5865 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться