Продовольственная безопасность является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета — повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
При обсуждении вопроса продовольственной безопасности в России традиционно говорят об объемах производства, но не о необходимости обеспечить экономический доступ населения к продовольствию. Приоритет производства над обеспечением доступа выражается в ранжировании задач, включенных в Доктрину продовольственной безопасности в России.
Продовольственная безопасность находится в центре внимания международных организаций и межправительственных органов, членом которых является Россия. В числе основных положений Концепции продовольственной безопасности выделяет главные:
- продовольственная безопасность — не самообеспечение продовольствием;
- страна должна производить достаточное количество продуктов для своих нужд, если у нее есть сравнительные преимущества;
- страна должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия и удовлетворять потребности своих граждан в нем;
- правительства должны обеспечить физическую и экономическую доступность безопасного продовольствия.
Доктриной утверждены пороговые значения показателей продовольственной независимости по восьми продуктам: зерно и картофель (не менее 95%), молоко и молокопродукты (не менее 90%), мясо и мясопродукты, соль (не менее 85%), сахар, растительное масло и рыбная продукция (не менее 80%). Эти пороговые значения выступают критериями продовольственной безопасности: если они выполняются, то безопасность считается достигнутой, если нет — в этой области есть проблема. Согласно Доктрине, показатель рассчитывается так:
Уровень продовольственной независимости по отдельным продуктам (ПН) или группам продуктов целесообразно рассчитывать таким образом:
ПН = (ОП/ОЛ) ⋅ 100%,
где ОП — объем производства + изменение запасов (запасы на начало года минус на конец года); ОЛ — объем личного и производственного потребления внутри страны.
Если объем производства (с учетом запасов) больше объема потребления, то продовольственная независимость достигнута.
В начале 1990-х годов продовольственная независимость по зерну снизилась с 89,9% (1990 г.) до 74% (1992 г.). Затем она стала расти и с 2001 г. превысила 100%. В последние годы она составляет 120-130%, то есть Россия обеспечивает зерном не только себя, но и десятки миллионов людей в других странах (табл. 1).
Год | Уровень продовольственной независимости | |||
зерно (>95%) | картофель (>95%) | молоко и молокопродукты (>90%) | мясо и мясопродукты (>85%) | |
1990 | 89,9 | 105,4 | 88,2 | 88,2 |
1995 | 99,8 | 104,0 | 86,8 | 73,4 |
2000 | 95,9 | 101,2 | 88,6 | 69,1 |
2005 | 117,5 | 102,0 | 82,3 | 62,0 |
2010 | 122,4 | 101,0 | 80,6 | 72,4 |
2013 | 128,9 | 104,6 | 77,7 | 78,4 |
Источник: расчеты по данным Росстата.
По картофелю во все анализируемые годы у России была полная независимость. По молоку и молокопродуктам установленный Доктриной уровень независимости (90%) был достигнут в 1990-е годы. В последние годы он опустился до 77,7%, то есть более чем на 12 п. п. ниже порогового значения.
По мясу и мясопродуктам в начале 1990-х годов продовольственная независимость была выше порогового значения (85%), а затем снизилась до 60,6% в 1997 г. В 2013 г. этот показатель составлял уже 78,4%, но все еще был ниже порогового уровня.
Пороговые уровни продовольственной независимости превышены также по сахару и растительному маслу (критерий — 80%). В 2013 г. уровень независимости по сахару составлял 82,3% (табл. 2). Отметим, что такой высокий уровень достигнут лишь в последние годы. При сохранении сложившихся темпов роста производства и рыночной конъюнктуры Россия в ближайшие годы может стать экспортером сахара.
Год | Уровень продовольственной независимости | |
сахар (>80%) | масло растительное (>80%) | |
2007 | 52,7 | 91,8 |
2008 | 57,6 | 84,0 |
2009 | 64,4 | 109,5 |
2010 | 58,0 | 93,8 |
2011 | 61,7 | 101,7 |
2012 | 87,8 | 132,4 |
2013 | 82,3 | 132,6 |
Источник: расчеты по данным Росстата.
В дореформенный период уровень продовольственной независимости по растительному маслу не обеспечивался. Затем он систематически рос и в 2013 г. составил 132,6%, то есть намного превысил пороговое значение (80%).
Общий уровень продовольственной независимости (ОУПН) можно рассчитать по следующей формуле:
ОУПН = (1 — (И — Э)/РНП) ⋅ 100%,
где И — стоимость импорта; Э — стоимость экспорта; РНП — расходы населения страны на продовольствие.
Расчеты показывают, что общий уровень продовольственной независимости России за анализируемый период изменялся в относительно узком диапазоне. Минимальный уровень наблюдался в 1999 г. (79%), максимальный — в 2012 г. (89%). В последние десять лет показатель колеблется в интервале 86-89% (рис.3).

Таким образом, продовольственная безопасность — это ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище необходимой для ведения активной и здоровой жизни. Продовольственная безопасность является одной из главных целей аграрной и экономической политики государства. В своём общем виде она формирует вектор движения любой национальной продовольственной системы к идеальному состоянию.