На современном этапе развития общества, отечественная система развития высшего образования стала принимать четкие очертания ориентированные на требования постиндустриального общества: высокий уровень профессионализма, академическая и социальная мобильность, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, которые обеспечивают востребованность выпускника высшей школ на рынке труда.
В официальном документе «Модель образования ‒ 2020» обозначены цели бакалавриата, который является основой для формирования профессиональной культуры, базовых и ключевых компетентностей студентов. Бакалавриат ‒ наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Базовой площадкой для новых образовательных стандартов является компетентностный подход, обеспечивающий сочетание широкого спектра индивидуальных образовательных траекторий [4]. Таким образом, основой федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования становится формирование не только профессиональных, но и общекультурных (ключевых) компетенций у выпускников вузов.
Целью данной статьи является изучение коммуникативной компетенции в структуре общекультурных компетенций бакалавров – будущих педагогов.
Анализируя научные работы многих как отечественных, так и западных ученых по проблемам компетентности и компетенции (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, А.Л. Андреев, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.Н. Сериков, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Л.В. Шкериной, Г.С. Саволайнен и др.), мы приходим к выводу, что дифиниция этих понятий определена достаточно четко, на основании которой можно судить о их нетождественности, поэтому мы не будем возвращаться к рассмотрению этого вопроса.
Основываясь на трехуровневой иерархии компетенций/ компетентностей А.В. Хуторского в сфере профессионально-педагогического образования, выделим предметные, надпредметные и ключевые компетентности. Под надпредметными компетентностями мы подразумеваем те обобщенные знания, умения, навыки и способы деятельности, которые относятся к метапредметному содержанию образования (например, коммуникативная, организаторская, диагностическая, прогностическая и др.); они связываются с успешностью личности в быстро меняющемся современном мире; под ключевыми комптентностями будем понимать те надпредметные, которые имеют ключевое значение для данной области деятельности человека (в том числе профессиональной, например педагогической) [7].
Под профессиональной компетентностью педагога будем понимать интегративную характеристику, определяющую его способность решать типичные профессиональные задачи и профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и личностного опыта, ценностей и наклонностей [2]. Как следует из вышесказанного, профессиональная компетентность педагога носит деятельностный характер, и не может проявляться или быть оценена вне педагогической деятельности. Коммуникативная компетенция выступает в качестве её структурного компонента, является ключевой и носит надпредметный характер.
Таким образом, коммуникативная компетенция носит надпредметный характер по отношению к образовательному процессу, так и является ключевой по отношению к педагогической деятельности педагога.
В классической системе высшего педагогического образования, принятой в России, по настоящее время уделялось значительное внимание компетентностям специальным (предметным), меньше внимания уделялось ключевым компетентностям и почти не уделялось компетентностям надпредметным.
Термин «коммуникативная компетенция» не является новым в психолого-педагогических теориях российских учёных. Однако анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о том, что не существует однозначной трактовки этого понятия.
Анализ научных трудов отечественных ученых (Н.А. Кириллова,
С.В. Курашева, Е.В. Прозорова, Н.Н. Савельева, Е.В. Тармаева и др.) позволил уточнить сущность коммуникативной компетенции, под которой понимается интегративная характеристика личности, предполагающая владение коммуникативными знаниями и умениями, признание их ценности и готовность к их использованию в профессиональной деятельности.
На основе анализа ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, Профессионального стандарта «Педагог», диссертационных исследований и в соответствии с сущностью исследуемого феномена для решения методических проблем формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов выделены компоненты и показатели сформированности коммуникативной компетенции бакалавров ‒ будущих педагогов [6; 3; 1 и др.]. Это даст возможность целенаправленно формировать коммуникативную компетенцию обучающихся в вузе.
В коммуникативной компетенции будущего педагога выделены следующие компоненты: когнитивный, праксиологический и аксиологический. Проецируя эту общую структуру компетенции на специфику профессиональной деятельности педагога, выявлена структура каждого из трех компонентов коммуникативной компетенции бакалавров – будущих педагогов. Опишем каждый компонент коммуникативной компетенции бакалавров педагогического направления.
Когнитивный компонент коммуникативной компетенции отражает две категории – знание и осознание. Знания – это воспринятая, осмысленная, сохранённая в памяти и воспроизводимая в нужный момент для решения разного рода задач информация [5]. Отметим, что знания являются ядром любой деятельности и механизмом, регулирующим и направляющим ее. В контексте данной статьи ‒ знание бакалаврами будущими педагогами содержания, сущности и функциональных особенностей коммуникативной деятельности. Второй характеристикой когнитивного компонента коммуникативной компетенции является осознанность как умение обосновать выбор именно данного способа выполнения задания, т.е. данной ориентировочной основы действия, а не какой либо другой.
Для последующего диагностирования коммуникативного компонента коммуникативной компетенции бакалавров – будущих педагогов выделим соответствующие ей знания: о способах постановки целей предстоящей коммуникативной деятельности; о способах построения модели предстоящей коммуникации; о видах и формах коммуникации; о правилах ведения диалога, монолога, полилога, диспута и участия в них; о правилах письменной коммуникации; о способах самоконтроля и рефлексии процесса коммуникации; о способах выявления основных условий эффективной коммуникативной деятельности.
Праксиологический компонент. Одна из основных идей компетентностного подхода отражена в тезисе о том, что компетенция проявляется и формируется только в процессе деятельности и конкретный вид компетенции формируется только в соответствующем ему виде деятельности. Так коммуникативная компетенция будет формироваться только в коммуникативном виде деятельности. В качестве структурных компонентов деятельности в целом и коммуникативной деятельности в частности выделяют умения и способы деятельности. Умения трактуются как интеллектуальные и практические действия, основанные на каких-либо знаниях и соответствующие правильному использованию этих знаний в процессе решения определённых задач.
Бакалавр – будущий педагог должен уметь применять на практике полученные знания, развивая тем самым свои умения. При этом полученный опыт реализации знаний играет немаловажную роль в формировании коммуникативной компетенции личности. Из этого следует, что студент должен иметь опыт коммуникативной деятельности. Таким образом, праксиологический компонент коммуникативной компетенции студента – будущего педагога включает следующие умения: самостоятельно формулировать и ставить перед собой цели предстоящей коммуникативной деятельности; составлять модель предстоящей коммуникации; участвовать в диалоге, монологе, полилоге, диспуте и формировать эту способность у обучающихся; доказательно рассуждать и формировать эту способность у обучающихся; осуществлять письменную коммуникацию и формировать эту способность у обучающихся; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах и готов формировать эту способность у обучающихся; самостоятельно и своевременно производить самоконтроль процесса коммуникации и рефлексировать прошедшую коммуникативную деятельность; выявлять условия, обеспечивающие эффективную организацию коммуникации.
Аксиологический компонент. Признание профессиональной значимости коммуникативной компетенции предполагает ценностное отношение будущих педагогов к данному феномену, которое характеризуется принятием ими коммуникативной компетенции в качестве личностного достижения, ее значимости и востребованности в учебно-профессиональной и профессиональной деятельности.
Следовательно, наличие коммуникативной компетенции у студентов – будущих педагогов предполагает осознание ими важности и необходимости основных знаний и умений в области коммуникативной деятельности.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, Профессионального стандарта «Педагога» и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки Педагогическое образование выделены структурные составляющие каждого из компонентов коммуникативной компетенции бакалавра ‒ будущего педагога.
Продолжение работы нацелено на выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции бакалавров – будущих педагогов и определение путей ее формирования.