Формирование мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности

NovaInfo 47, с.252-260, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности. Выделены и охарактеризованы критерии мотивации достижения у подростков. Актуализирован потенциал метода проектов в формировании исследуемого феномена. Представлен анализ и интерпретация основных этапов опытно-экспериментальной работы нацеленной на выявление результативности ранее обозначенного метода в формировании мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности.

Ключевые слова

ПОДРОСТКИ, МОТИВАЦИЯ, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОСТИЖЕНИЯ

Текст научной работы

Актуальность выбранной темы обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (ФГОС СОО) к выпускнику школы: её выпускник в будущем должен быть готовым к продолжению образования, конкурентоспособным и преуспевающим специалистом, готовый к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, поэтому очень важно создать условия для самоактуализации и самореализации личности каждого ученика, для формирования и развития у него потребности и способности к саморазвитию, сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности [6].

Целью статьи является обоснование результативности метода проектов как педагогического средства формирования мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности. Для достижения данной цели необходимо раскрыть сущность таких понятий как мотивация достижения, внеурочная деятельность и метод проектов.

Под мотивацией достижения вслед за Т.О. Гордеевой понимается стремление человека, направленное на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности [2, с. 128].

К основным видам деятельности школьников относят урочную и внеурочную деятельность. В ФГОС СОО внеурочная деятельность рассматривается как активное включение обучающихся в систему занятий, содержание которых определяется вариативной составляющей базисного учебного плана и проводиться вне уроков. Среди основных форм организации внеурочной деятельности определены экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др. [6]. Анализ содержания внеурочной деятельности позволил прийти к суждению о том, что этот вид деятельности является вариативным, обогащенным интерактивными педагогическими формами и методами, позволяющими раскрыть как творческий потенциал личности, так и актуализировать у неё мотивацию достижения успеха [1, с. 30].

Анализ психологической литературы, позволил выделить в качестве основных особенностей мотивационной сферы в подростковом возрасте «чувство взрослости», проявляющееся в готовности быть полноправным членом коллектива взрослых, в стремлении к самостоятельности; стойкость мотивов, которые возникают на основе сознательно поставленной цели или намерения и самоопределение [7].

Анализ исследований (Е.А. Булатова, Т.О. Гордеева, В.А. Кручинин, В.В. Ястребов) поведения школьников в процессе освоения учебной программы показал, что подростки с высокой мотивацией достижений отличаются от других подростков двумя типичными особенностями. Во-первых, они стремятся выйти на более высокий уровень качества решения поставленной задачи (найти более нестандартное доказательство, более короткий и экономный путь решения и т.п.), причем удовлетворенность собой и уровнем своих достижений наступает сравнительно редко. Во-вторых, они гораздо дольше, чем другие дети, продолжают попытки решить исключительно трудную проблему, например, хитрую головоломку или задачу, выходящую за пределы школьной программы [4].

Таким образом, деятельность подростка, направленная на достижение успеха — форма активного целенаправленного поведения, соответствующей мотивации достижения и имеет следующие особенности:

  • предпринимаемая деятельность подростка направлена на достижение определенного результата;
  • подросток должен переживать направленность на достигаемый результат, то есть с желанием выполняет он эту деятельность или под принуждением;
  • подростку необходимо самому прилагать усилия, на достижение результата;
  • деятельность подростка должна сопровождаться эмоциональными состояниями, как в процессе, так и по окончании достижения результата.

Проведенный анализ позволил выделить следующие критерии мотивации достижения у подростков:

  1. Обобщенные устойчивые мотив достижения и мотив избегания не-удачи;
  2. Субъективная вероятность достижения успеха (ценность успеха, вероятность достижения успеха, оценка своих способностей).

Для выявления мотивации достижения у подростков осуществлен первичный срез в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы (ОЭР) с опорой на соответствующие методики («Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой,

методика определения локуса контроля личности Дж. Роттера и модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) М.Ш. Магомед-Эминова). Первичный срез в рамках ОЭР осуществлен на базе Муниципального автономного образовательного учреждения «Средней школы №151» г. Красноярска при участии обучающихся десятых классов в количестве 42 человек.

Методика «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова предназначена для диагностирования двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

Анализ эмпирических данных показал, что у 95% респондентов (40 человек) доминирует мотив избегания неудач; у 5% респондентов (2 человека), устойчивым мотивом личности является мотив достижения успеха.

Таким образом, большинство подростков не мотивированы на успех, не ставят перед собой положительную цель, достижение которой вполне можно расценивать как успех, не мобилизуют свои силы и ресурсы при достижении цели, не уверены в себе, не верят в возможность добиться успеха, боятся критики, не испытывают удовольствия от деятельности, тяготеют ею.

Основной психометрической характеристикой методики Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» явился показатель «Ценность–Доступность», отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности и гармонии. По результатам методики низкий уровень дезинтеграции в личностно-мотивационной сфере выявлен у 18% респондентов (7 человек), средний уровень дезинтеграции у 36% респондентов (15 человек), высокий уровень дезинтеграции у 46% респондентов (20 человек).

Анализ эмпирических данных показал, что преобладающими уровнями дезинтеграции являются высокий и средний уровни. Дезинтеграция свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны. Средний уровень дезинтеграции говорит о том, что желания субъектов в некоторой степени превосходят их возможности, а высокий уровень дезинтеграции свидетельствует о высокой степени превосходства желаний субъектов над их возможностями [5].

Локус контроля — психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности, представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля). Исследование локуса контроля по методике определения локуса контроля личности Дж. Роттера показало, что 36% респондентов (16 человек) имеют интернальный локус контроля, а 64% респондентов (26 человек) — экстернальный.

При сопоставлении эмпирических данных полученных по итогам использования методик выявлена зависимость между локусом контроля и мотивацией достижения у подростков. У респондентов с мотивом успеха выявлен интернальный локус контроля, что говорит о том, что положительные результаты деятельности оцениваются как результат собственного успеха, а поражение списывается на собственные недостатки и ошибки, допущенные в деятельности.

У большинства подростков с мотивом избегания неудачи выявлен экстернальный локус контроля. Это свидетельствует о том, что большинство респондентов неуспех при решении различного рода задач связывают с внешними причинами — отсутствием способностей, трудностью задачи, отсутствием везения и т.д. Многие подростки предпочитают ситуации, в которых они могут выбрать позицию пассивного подчинения, при решении проблемы склонны надеяться на помощь или искать возможность отказаться от деятельности, обосновывая свой отказ нереальными обстоятельствами; в случае неудачи быстро меняют тактику деятельности, выбирая тривиальные и малоэффективные ходы. Представим результаты по итогам проведения ранее описанных методик на констатирующем этапе ОЭР на рисунке.

Результаты диагностирования основных показателей мотивации достижения у подростков на констатирующем этапе ОЭР (в %)
Рисунок 1. Результаты диагностирования основных показателей мотивации достижения у подростков на констатирующем этапе ОЭР (в %)

На основе анализа результатов проведения данных методик, становится очевидным необходимость выявления и обоснования педагогических средств, способствующих формированию мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности.

Анализ педагогической и методической литературы позволил выделить метод проектов как одно из самых эффективных средств для формирования мотивации достижения у подростков.

Существуют различные точки зрения на раскрытие сущности понятия «метод проектов». Так Е.С. Полат метод проектов понимает как технологию; Н.Ю. Пахомова рассматривает данный метод с точки зрения возможности решения некоторых проблем современного образования: необходимость формирования у обучающихся информационной компетенции, умений применять знания на практике и т.д.

С целью формирования показателей мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности с опорой на метод проектов во взаимодействии педагога-психолога и подростков экспериментальной группы на формирующем этапе ОЭР разработан и реализован практико-ориентированный, информационный проект «Современной личности — современная школа».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Сформировать представление у подростков о понятиях «успех» и «успешная личность» с присущими ей личностными качествами востребованной на современном рынке труда посредством беседы и ассоциативного упражнения (выявить отношение и интерес подростков к участию в проектной деятельности);
  2. Способствовать осознанию подростками имеющихся у них ценностей и возможностей посредством включения их в коммуникативные упражнения;
  3. Сформировать у подростков ответственность за принятые решения в процессе разработки и защиты проекта «Путь к успеху».

Проект «Путь к успеху» проводился во внеурочной деятельности в рамках развивающих занятий по Психологии с ноября 2015 года по май 2016 года с периодичностью встреч 1 раз в неделю (60 мин.).

Выделим и охарактеризуем этапы включения подростков в проектную деятельность: подготовительный, поисковый, аналитический, практический, презентационный и оценочно-рефлексивный.

Подготовительный этап. С целью актуализации у подростков интереса и потребности участвовать в реализации проекта «Современной личности — современная школа» необходимо создать проблемную ситуацию, которая даст возможность осознать значимость успеха в жизни каждой личности.

Для создания проблемной ситуации проведена беседа, целью которой явилось выявление отношения и интереса подростков к участию в проектной деятельности, а также формирование представлений о понятии «успех» и ценностного отношения к достижению успеха.

Результаты беседы подкреплены упражнением, нацеленным на выявление представлений подростков об успешной личности, в котором предлагалось составить групповой портрет успешного человека.

Таким образом, выяснилось, что около 60% респондентов не имели опыт участия в проектной деятельности, а около 70% хотели бы принять участие в разработке проекта. Самой интересующей подростков тематикой стало профессиональное самоопределение и условия школьной жизни, что обусловлено психологическими особенностями возрастного развития подростков и актуальной социальной ситуацией их развития. Эта ситуация и легла в основу проекта.

К основным характеристикам успеха подростки отнесли ложь, достижение цели, удачу, везение, совпадение, финансовую независимость. Что указывает на недостаточно сформированные представления у подростков об исследуемом феномене.

На поисковом этапе проектной деятельности мы обратили внимание подростков на эту ситуацию. Возникла необходимость сбора информации по поводу того, на какой стадии развития находится этот вопрос в школе (наличие программ нацеленных на развитие мотивации достижения личности школьников или плана соответствующих мероприятий, развивающих занятий). Все собранные подростками сведения были проанализированы, и они выделили проблему: каким образом стать успешным. В данном проекте решили принять участие 20 подростков 10-го класса Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя школа №151» г. Красноярска.

На аналитическом этапе подростки овладевали знания об особенностях личностного и профессионального самоопределения, о личностных качествах, востребованных на современном рынке труда, о содержании и необходимых средствах овладения им. Выявили, что необходимо выполнить для решения обозначенной проблемы, сформулировали цель проекта, обсудили различные способы ее достижения, применяя метод «мозгового штурма», и определили вид предполагаемого продукта. Кроме того, распределили роли и распланировали свою дальнейшую работу по проекту.

На практическом этапе подростки разработали план программы «Путь к успеху»; осуществили отбор содержания и необходимых средств для каждого из этапов реализации программы (этапы, содержание и средства).

На презентационном этапе подростки подготовили компьютерную презентацию по проекту. Проект был представлен на конкурсе школьных проектов. Участники проекта активно задавали вопросы другим докладчикам. Продукт

Стоит отметить, что в рамках обозначенного этапа реализован метод экспертных оценок. В качестве экспертов выступили школьные психологи (2 человека), психологи-интерны (2 человека) и социальный педагог. Параллельно с выступлениями докладчиков по проекту эксперты заполняли листы экспертной оценки с опорой на следующие критерии: постановка цели, планирование путей ее достижения, постановка и обоснование проблемы, глубина раскрытия темы проекта, разнообразие источников информации, целесообразность их использования и др.

Для проведения рефлексии на оценочно-рефлексивном этапе мы выбрали следующие технологии проведения рефлексии, разработанные

С.С. Кашлевым: мини-сочинение, рефлексивный круг и рефлексивная мишень [3] — и доработали их с учетом специфики проекта.

Перед проведением завершающего этапа проекта все подростки получили задание написать мини-сочинение по теме: «Проект «Путь к успеху»: как это было». Проанализировав полученные мини-сочинения, мы пришли к следующим выводам. Каждый участник проекта осознал для себя проблему и цель проекта, действия проектной группы по решению проблемы и свой личный вклад в это решение. Все участники отметили, что в процессе выполнения проекта у них появилась хорошая возможность поработать в группе. И эта работа их многому научила, например, доводить свою часть работы до конца, оказывать помощь участникам группы, а также появилось чувство ответственности за свою работу. Участники группы осознали, что есть люди, на которых можно положиться в различных вопросах. Данный проект дал понять, что какое бы человек не занимал место в жизни, у него всегда есть возможность изменить свою жизнь к лучшему, а с помощью самообучения можно добиться многого. Но каждому необходимо развиваться для того, чтобы стать успешными.

В процессе проведения рефлексии по технологии рефлексивный круг все участники проекта сели в круг и каждый высказался свое мнение о проекте. По завершении рефлексивно-оценочного этапа все участники проекта заполнили рефлексивную мишень. По полученным результатам можно сделать следующие выводы: все участники проекта очень высоко оценили актуальность и важность разработанного проекта, также очень высоко была оценена работа всей группы, но активность своей деятельности по проекту большинство участников оценили как среднюю. Чувство удовлетворения от проделанной работы в основном было оценено по максимуму.

После проведения проекта для выявления динамики сформированности мотивации достижения учащихся были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе.

Представим результаты диагностирования мотивации достижения у подростков на завершающем этапе ОЭР в сравнительной таблице.

Таблица 1. Результаты диагностирования показателей мотивации достижения у подростков (до и после проведения ОЭР)

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) предложена М.Ш. Магомед-Эминовым.

Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой

Методика «Локус контроля» Дж. Роттера

Мотив успеха

Мотив избегания неудач

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Экстернальный

Интернальный

Экспериментальная группы

До

0%

100%

60%

30%

10%

75%

25%

После

15%

85%

10%

50%

40%

35%

65%

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов можно сделать вывод, что благодаря разработанному и реализованному проекту увеличилось количество обучающихся с преобладающим мотивом достижения успеха, низким уровнем дезинтеграции в личностно-мотивационной сфере и интернальным локусом контроля.

Представим результаты по итогам проведения методики «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Анализ эмпирических данных показал, что у 88% респондентов (37 человек) доминирует мотив избегания неудач; у 12% респондентов (5 человек) устойчивым мотивом личности является мотив достижения успеха.

Далее, проанализируем данные, полученные по методике «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой.

В результате проведения данной методики низкий уровень дезинтеграции в личностно-мотивационной сфере выявлен у 31% респондентов (13 человек), средний уровень дезинтеграции у 45% респондентов (19 человек), высокий уровень дезинтеграции у 24% респондентов (10 человек).

Исследование локуса контроля показало, что 58% респондентов (24 человека) имеют интернальный локус контроля, а 42% респондентов (18 человек) — экстернальный.

Таким образом, подростки в процессе освоения проектной деятельности, освоив её структуру, научились целенаправленно осуществлять целеполагание, ориентировочную основу деятельности, планирование и контроль за результатами деятельности. Подростки, прошедшие и освоившие навыки проектной деятельности, демонстрируют более высокий уровень мотивации достижения успеха. Анализ изменений в сфере направленности личности подростков, прошедших и освоивших практику проектной деятельности позволил зафиксировать их более выраженную интернальную позицию на окончание эксперимента. Это говорит о том, что метод проектов способствует формированию мотивации достижения у подростков во неурочной деятельности.

Содержание данной статьи не претендует на исчерпывающее решение проблемы формирования мотивации достижения у подростков, предлагается лишь один из путей ее решения.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань. 1988. 238 с.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М., 2006. 336 с.
  3. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. Минск. 2010. 196 с.
  4. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте. Новгород. 2010. 155 с.
  5. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. М., 2001. 356 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. URL: http://www.ug.ru/new_standards/5 (дата обращения: 10.12.2015).
  7. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве – времени детства. М., 1997. 160 с.

Цитировать

Разногузова, М.А. Формирование мотивации достижения у подростков во внеурочной деятельности / М.А. Разногузова, Т.А. Шкерина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 252-260. — URL: https://novainfo.ru/article/6654 (дата обращения: 08.06.2023).

Поделиться