Проблемы организации школы подготовки осужденных к освобождению в исправительных учреждениях

NovaInfo 45, с.283-289
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 16
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены некоторые проблемы организации школы подготовки осужденных к освобождению и возможные пути их решения

Ключевые слова

ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДГОТОВКА ОСУЖДЕННЫХ К ОСВОБОЖДЕНИЮ, ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, ОСУЖДЕННЫЙ

Текст научной работы

Вопросам социальной адаптации осужденных в последние годы уделяли внимание многие отечественные исследователи [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18].

В целях решения вопросов ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях (далее – ИУ) всех типов организуется постоянно действующая школа подготовки осужденных к освобождению.

Понятием «Школа подготовки осужденных к освобождению» (далее – Школа) обозначается определенная форма социально-педагогической и социально-психологической работы с осужденными, ориентированная на формирование у них совокупности знаний, умений, социальных навыков, которые необходимы для нормальной жизни вне стен ИУ.

Функции, исполняемые Школой в современной пенитенциарной практике, по нашему мнению, таковы:

  1. информирующая – передача осужденным информации, сведений из различных областей науки и человеческой деятельности, необходимых для самостоятельной жизни;
  2. воспитательная – выработка качеств и свойств личности, позволяющих ей бесконфликтно общаться и жить среди людей, в обществе – например, правосознание, нормы этики, этикет, гигиена, ролевое поведение и позиция;
  3. образовательная – формирование у осужденных умений и навыков, необходимых для исполнения различных социальных ролей, участия в различных сферах жизни и общества, например, трудоустройство, приготовление пищи, оплата услуг, лечение в больнице, проезд в общественном транспорте;
  4. адаптирующая – приобретение навыков самоконтроля и управления своей жизнью, в том числе с учетом изменившихся за время отбывания наказания общественных условий (например, обучение принятию решений).

Деятельность ИУ по организации Школы регламентируется на сегодняшний день УИК РФ и частично приказами, регулирующими деятельность сотрудников группы социальной защиты осужденных и психологической лаборатории, никаких иных распорядительных документов в этом направлении не существует.

Обозначим далее действия руководства и сотрудников ИУ, необходимые и целесообразные с нашей точки зрения для результативного функционирования Школы.

В соответствии с п. 4 Инструкции «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в ИУ уголовно-исполнительной системы», утвержденной Приказом Минюста России № 2 от 13.01.2006 г., подготовка осужденных к освобождению должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы [1].

Традиционно Школа создается на основании приказа начальника ИУ.

Планирование и реализацию программы занятий Школы осуществляет старший специалист по социальной работе (старший инспектор – в воспитательной колонии) группы социальной защиты осужденных [3].

Занятия в Школе имеют очень разнообразную тематику: от изучения прав и обязанностей освобождающихся, правил поведения в общественных местах до тренинга коммуникативных умений, умений поиска выхода из конфликтных ситуаций, преодоления зависимостей, изучения состояния рынка труда, собственных профессиональных предпочтений и др.

Именно широта тематики Школы объясняет необходимость участия в непосредственном проведении занятий следующих специалистов: психологов, специалистов по социальной работе, сотрудников отдела по воспитательной работе с осужденными, оперативного и режимного отделов, медицинской службы, бухгалтерии, специального учета, учителей школы, (руководителей кружков), библиотекаря, работников клуба, мастеров учебно-производственных мастерских и начальника ИУ. Участие начальника особенно важно, так как в ИУ он является центральным субъектом подготовки осужденных к освобождению.

К проведению занятий также важно привлекать сотрудников государственных и общественных учреждений и организаций: федеральной миграционной службы, службы занятости, органов местного самоуправления, пенсионного фонда, учреждений системы дополнительного образования, молодежных организаций (объединений) различной направленности (в зависимости от возможностей региона).

К сожалению, следует отметить недостаточно активное участие в реализации программы Школы сотрудников различных служб ИУ, на которых отдельно и специально не возложена функция подготовки осужденных к освобождению. Данная проблема не единственная в организации Школы в ИУ. Анализ опыта работы ИУ различных регионов позволяет говорить о наличии и иных проблем. Обозначим их далее и попытаемся предложить возможные действия по их предотвращению.

1. Сложность включения Школы в общий распорядок ИУ. Программа Школы должна реализовываться в свободное от работы и учебы осужденных время. Занятия проводятся не реже одного раза в неделю – для несовершеннолетних (возможно и чаще, если того требует программа) и не реже 1 раза в месяц – в учреждениях для взрослых осужденных. Продолжительность занятий составляет от 1,5 до 2 часов (но не менее 40 минут).

При этом в существующем в ИУ на сегодняшний момент примерном распорядке дня, составляемом на основе приложения №4 к Правилам внутреннего распорядка воспитательных колоний [2] и исправительных колоний [3], на воспитательную работу отводится 1,5 и 1 час соответственно. Очевидно, что это очень ограниченное время, которое невозможно потратить только на проведение занятий в Школе.

В то же время в пенитенциарной практике найден способ решения подобной проблемы. Так, например, в центре принудительного лечения для молодежи Арксхоф (Швейцария) каждый осужденный обязан посещать индивидуальные занятия (4 раза в неделю), а также еженедельную 1,5 часовую групповую терапию. То есть, как минимум 2,5 часа ежедневно отведены на терапию и коррекционную работу [24].

Для осужденных с нарушениями развития психики, поведения, для не справляющихся с проблемами обязательно посещение специализированных терапевтических групп [5, 6, 7, 8, 9, 10].

Изменение распорядка дня и выделение дополнительного времени на индивидуальную работу в российских ИУ отчасти затрудняется, так как осужденные должны посещать общеобразовательную школу и работать (обучаться) на производстве, что затратно по времени [11, 19, 20, 21, 22, 23].

Возможный вариант экономии времени есть в опыте швейцарского учреждения AH Basel, где занятость осужденных в общеобразовательной школе и на производстве чередуются понедельно. И таким образом освобождается время для коррекционных и социально-педагогических занятий.

2. Необходимость формирования большого количества групп Школы на основе различных параметров – категория осужденных, ведущая проблема, срок освобождения и другие.

Принцип сепарации, реализуемый сегодня в ИУ, обуславливает формирование на базе ИУ нескольких групп Школы, в каждой из которых занятия могут проводиться приблизительно по одному плану.

Но отнесенность осужденных к особым категориям (инвалиды, пенсионеры, имеющие социально-значимые заболевания и др.) заставляет дополнительно выделить специализированные группы подготовки к освобождению. Возможен вариант, что в Школе к такой особой категории будет относиться по 1-2 осужденных и работа с ними, естественно, будет производиться исключительно в индивидуальном режиме, однако существуют проблемы, которые таким образом решить невозможно (инвалидность, неизлечимое заболевание).

Как уже говорилось выше, подготовка осужденных к освобождению начинается не позднее, чем за 6 месяцев до освобождения. Механизм формирования каждой группы таков: на начало года формируется группа осужденных, освобождающихся в июле, и ежемесячно в эту группу включаются новые люди.

При этом для включившихся в программу позднее логика занятий нарушается – в завершение обучения они посещают занятия, определенные программой первыми. А осужденные таким образом, оказываются в неравных условиях подготовки к освобождению.

Следует отметить, что в такой группе вынужденно присутствуют осужденные с разнообразными проблемами – в отечественной пенитенциарной практике, к сожалению, нет традиции и возможности создавать отдельные группы.

И все-таки наиболее эффективным, по нашему мнению, было бы формирование отдельных групп как по сроку отбывания наказания (группы создаются ежемесячно), так и по преобладающей проблеме (это могут быть отдельные группы употреблявших психоактивные вещества, имеющих отрицательную направленность, имеющих отклонения в поведении).

3. Отсутствие материального обеспечения, соответствующего задачам подготовки к освобождению конкретной категории осужденного. Занятия Школы должны проводиться в помещениях, позволяющих максимально эффективно вырабатывать (развивать) тот или иной социальный навык, корректировать поведение, работать с различной информацией. Необходимы мультимедийное оборудование, выход в Интернет (для сотрудников), специализированная мебель, достаточное количество расходных материалов.

Формирование таких специализированных аудиторий в ИУ должно быть нормативно закреплено, то есть необходимо разработать Положение о кабинете Школы подготовки осужденных к освобождению (в котором будут обозначены цели, задачи, необходимое оборудование, методическое обеспечение, механизм функционирования кабинета.

4. Отсутствие методического инструментария для проведения занятий в Школе, а также недостаток опыта и достаточных знаний сотрудников по самостоятельной его подготовке.

Вероятно, целесообразно разработать примерную типовую программу (подробный, развернутый тематический план) Школы подготовки осужденных к освобождению. Подобная программа, на наш взгляд, может состоять из 2 частей: инвариантной (занятия, позволяющие решить общие, характерные для всех освобождающихся осужденных проблемы) и вариативной (занятия, тематика которых учитывает особенности отдельной категории осужденных и ресурсы учреждения, региона, задействованных специалистов).

Школу необходимо насыщать и обновлять актуальными темами и проблемами, которые полезно было бы рассмотреть с осужденными, находящимися на заключительном этапе отбывания наказания. Причем желательно, чтобы формы проведения занятий были разнообразными: массовыми, групповыми и индивидуальными.

В проведении занятий специалисты могут проявить определенное творчество либо прибегнуть к использованию специализированных методических материалов.

У ряда ИУ в этой области имеется интересный опыт. Централизованный сбор методических разработок занятий Школы подготовки осужденных к освобождению позволил бы в дальнейшем распространить их в среде заинтересованных специалистов.

Важно отметить, что для повышения результативности работы Школы сотрудников, занятых в ее проведении, необходимо специально обучать, тем более, что многие из них не имеют педагогического образования и опыта проведения занятий подобного рода.

Обучение возможно организовать с приглашением специалистов в этой области, как на базе территориальных органов, так и централизованно – на базе вузов ФСИН России.

5. Ограниченное информационное обеспечение и использование ресурсов региона в реализации занятий Школы. В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и перепрофилированием ряда ИУ многие осужденные отбывают наказание за сотни километров от места их жительства, что создает значительные трудности в подготовке их к освобождению и планированию их постпенитенциарного сопровождения. Данную проблему можно преодолеть, только имея высокие информационные возможности для связи с конкретными регионами и получения необходимых сведений.

В заключение заметим, что эффективная организация Школы может рассматриваться как значимый фактор предотвращения рецидивной преступности, тем важней качественно решить названные управленческие проблемы.

Читайте также

Список литературы

  1. Инструкция «Об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно – исполнительной системы», утвержденной Приказом Минюста России №2 от 13.01.2006 г. // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №7, 13.02.2006
  2. Приказ Минюста России от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 30.10.2006.
  3. Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 47, 21.11.2005.
  4. Артамонова Н.М., Воронцова Л.Ф., Дегтярев А.Л., Полянин Н.А., Субботин С.М., Шаталов Ю.Н. Некоторые криминологические и психологические особенности осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 220-223.
  5. Артамонова Н.М., Дегтярев А.Л., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Полянин Н.А., Субботин С.М., Тютюев В.В. Результаты тестирования по методике исследования самоотношения больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 42. С. 260-263.
  6. Багреева Е.Г., Барышева А.В. Педагогическая модель профориентации несовершеннолетних осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 146-151.
  7. Багреева Е.Г., Барышева А.В. Решение социокультурных проблем несовершеннолетних осужденных путем их профориентации // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 185-189.
  8. Багреева Е.Г., Датий А.В., Кузнецова А.С., Селиванов Б.С., Субботин С.М. Уголовно-исполнительная характеристика осужденных мужчин, совершивших преступления по статье 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 130-133.
  9. Багреева Е.Г., Калинина М.Н., Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Тютюев В.В. Некоторые характеристики осужденных в Икшанской воспитательной колонии // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 226-230.
  10. Барышева А.В. Педагогический анализ проблем сформированности профессионального самоопределения несовершеннолетних в воспитательных колониях // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2016. № 1 (33). С. 80-85.
  11. Воронин Р.М., Ганишина И.С., Датий А.В. Профилактика наркотической зависимости осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 205-209.
  12. Воронин Р.М., Датий А.В., Кузнецова А.С. Психологические особенности личности осужденных, больных алкоголизмом // Уголовно-исполнительное право. 2015. № 4. С. 79-82.
  13. Ганишина И.С., Датий А.В. Медико-психологические аспекты реабилитации наркозависимых осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 295-299.
  14. Датий А.В. Общая характеристика осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Уголовно-исполнительное право. 2013. № 2. С. 89-93.
  15. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  16. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  17. Датий А.В. Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 214-218.
  18. Датий А.В. Словарь по пенитенциарной медицине // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 190-191.
  19. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2009. Сер. Высшее образование
  20. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2011. Сер. Высшее образование (2-е изд.)
  21. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учеб. пособие / А. В. Датий. Москва, 2005.
  22. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  23. Карпухин А.А., Ларина Г.В., Мартынова М.В., Полянин Н.А., Селиванов Б.С., Субботин С.М., Трегубова Е.В., Тютюев В.В. Исследование уровня субъективного контроля больных алкоголизмом осужденных // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 293-295.
  24. Куренкова О.Е. Новая модель регулирования социальной безопасности граждан (швейцарский опыт) // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 41. С. 204-207.

Цитировать

Барышева, А.В. Проблемы организации школы подготовки осужденных к освобождению в исправительных учреждениях / А.В. Барышева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 45. — С. 283-289. — URL: https://novainfo.ru/article/5900 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться