Маркетинг и логистика считаются равноправными частями единого целого – системы реализации продукции предприятия. При оптимальном одновременном использовании маркетинга и логистики повышается не только эффективность сбыта, но и всего предприятия в целом [1, 3].
Традиционно основными областями взаимодействия являются:
а) установление стоимости на реализуемую продукцию. Ценообразование считается одной из основных функций логистики и маркетинга.
При этом маркетинг устанавливает стоимость с учетом себестоимости, конкурентоспособности среды, планируемого уровня доходов и расходов, связанных с доведение готовой продукции до потребителя;
б) оформление продукции (дизайн, упаковка). Основная цель маркетинга – оформление продукции и ее индивидуальной упаковки. При этом логистика определяет конкретные требования, ограничения по виду и размеру упаковки, исходя из стандартизации и унификации транспортного средства;
в) мониторинг объемов продаж и регионов сбыта. Соответствующие прогнозы являются основой решения многих маркетинговых стратегических задач: выход на новые рынки, увеличение объемов продаж на существующих рынках и др. От точности данных сведений во многом зависят решения логистических задач, которые связаны с реорганизацией распределительной системы, формированием складской системы, управление запасов и их концентрации в системе распределения и др;
г) создание распределительных систем. Здесь главными задачами маркетинга являются: выбор наиболее выгодной распределительной системыи ее применение к каждому региону сбыта. Логистика же организует перемещения товаров к потребителям через всю систему распределения;
д) проектирование складской системы в системе распределения.
Данная задача сводится к формированию складской сети для концентрации товарных запасов. Маркетинг обязан составлять прогнозы на распределение готовой продукции для каждого региона сбыта и каждой товарной группы.
А логистика занимается разработкой стратегии складирования, устанавливает оптимальное количество складов и разработкой системы снабжения складов;
е) формирование политики обслуживания клиентов. Эта задача является задачей маркетинга. Однако, она не может быть решена без анализа возможностей компании по оказанию услуг и размерам логистических затрат по их оказанию;
ж) управление заказами клиентов. Маркетинг занимается исходным этапом данной процедуры. Логистика берет на себя процессы, связанные с подготовкой заказов и доставкой покупателю;
з) логистика в области запасов является областью, в которой могут возникнуть разногласия между логистикой и маркетингом.
Позиция маркетинга сводится к тому, что нужно угодить всем потребностям покупателей (потребителей). Логистика придерживается иной позиции, а именно: уровень обслуживания должен быть гибким, с учетом особенностей покупателей [2, 5].
Таким образом, следует отметить, что в течение последних лет взаимодействие маркетинга и логистики явно недооценивалось [6]. Только лишь в последние годы предпринимательские круги западноевропейских стран обратили свое внимание на необходимость устранения такого положения дел, при котором логистика и маркетинг изолированно формировались, развивались и использовались предпринимателями лишь частично, когда из целостной системы выхватывались лишь те функции и элементы, требуемые для решения практических задач текущего периода [2, 4, 7, 8, 9].
На основании сведений взаимосвязи маркетинга и логистика можно сделать вывод, что маркетинг выявляет, стимулирует и формирует спрос, а логистика его своевременно удовлетворяет посредством быстрой и точной поставки продукта потребителю.