Аспекты формирования маркетинговой логистики в условиях современной экономики

NovaInfo 46, с.216-219, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

Маркетинговая логистика сочетает черты логистики и маркетинга; маркетинг выявляет, стимулирует и формирует спрос, а логистика его своевременно удовлетворяет посредством логистической поставки продукта конечному потребителю.

Ключевые слова

ВЗАИМОСВЯЗЬ МАРКЕТИНГА И ЛОГИСТИКИ, ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ЛОГИСТИКИ, МАРКЕТИНГОВАЯ ЛОГИСТИКА УДОВЛЕТВОРЯЕТ ПОСТАВКИ ПРОДУКТА ПОТРЕБИТЕЛЮ

Текст научной работы

В условиях современной экономики маркетинг определяет, какой должна быть логистика. Один из самых важных стратегических вопросов заключается в нахождении комбинации маркетинговых услуг и уровня логистического сервиса, обеспечивающих заключение прибыльных сделок. Большинство руководителей предприятий точно не могут объяснить, что такое логистическое обслуживание, хотя они и не отрицают его значения. Довольно часто выдвигают определения: во-первых, обслуживание все то, что помогает ведению бизнеса, а во-вторых, отзыв на нужды потребителей. Выдвинутые предположения верны, но весьма трудно описать словами, что должно значить обслуживание для предприятий, которые постоянно имеют дело с большим количеством заказчиков. Для формирования логистического обслуживания потребителей в условиях современных рыночных отношений, создания спроса с одной стороны (маркетинг), и удовлетворения спроса с другой стороны (логистика) не должны рассматриваться как отдельные функции. Они должны стать взаимосвязанными с помощью механизмов управления цепями поставок [2, 3, 9].

Термин «маркетинговая логистика» впервые в отечественной теории предложен профессором Г.Л. Багиевым в 1998 г. По его мнению, термин «маркетинговая логистика» имеет две трактовки [1]:

  1. раздел предпринимательской логистики, включающий методологию, теорию, методику способы оптимизации (совершенствования) потоков всех видов, которые сопровождают маркетинговую деятельность;
  2. совокупность методов, с помощью которых в системе маркетинга осуществляются синтез, анализ и оптимизация потоков всех видов, сопровождающих товар или услугу от производителя до конкретного покупателя, а также коммуникации субъектов маркетинговой системыв процессе их взаимодействия.

По мнению А.И. Семененко: «маркетинговая логистика означает, что речь идет о таком объекте, как маркетинговая система какой-либо экономической, относительно независимой структуры и к ней прилагается логистический подход как средство ее (системы) целостной оптимизации» [5]. Позднее в 2006 г. под маркетинговой логистикой было предложено понимать: оперативное планирование, управление и контроль физических потоков материалов и готовых продуктов, начиная с мест возникновения потоков исходного сырья, комплектующих деталей и т.п. и заканчивая доведением конечных продуктов до потребителей, в целях наиболее эффективного удовлетворения их запросов. По мнению П. И. Вахрина, маркетинговая логистика представляет собой науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего [4, 2].

Т.Н. Пономарева определяет маркетинговую логистику как совокупность мероприятий отделов сбыта и сбытовых посредников по перемещению товаров по избранным каналам сбыта к покупателям или конечным потребителям [6].

По мнению Е. В. Петровой, маркетинговая логистика позволяет решать целый ряд задач: ассортиментная загрузка производства на основе сформированного маркетинговыми службами портфеля заказов, определение технологии оптимального перемещения ресурсов и продуктов, выработка стандартные требований к упаковке, качеству продуктов, выявление центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений.

Наиболее универсальным принято считать определение, данное П.Н. Соколовым. По его мнению, маркетинговая логистика представляет собой анализ, планирование, организацию и контролирование всех операций по перемещению и складированию, связанных с потоком готовой продукции от конца производственной линии до прибытия продукции на рынок, а также связанных с ними каналов распределения, требующихся для организации и обеспечения взаимодействия между компанией и ее рынками.

Можно выбрать несколько вариантов, каким образом следует трактовать обслуживание потребителей: как сферу деятельности; как набор количественных показателей хозяйственной активности; как философию управления. Понимание обслуживания потребителей, как сферы деятельности предполагает возможность управления этой деятельностью. Восприятие маркетинговой логистики в обслуживании заказчиков через количественные показатели подходит в случае точного измерения [7,8].

Таким образом, в результате выполненного обзора публикаций установлено, что маркетинговая логистика сочетает черты логистики и маркетинга. Маркетинг – это концепция управления, ориентированная на требования рынка, а логистика ориентирована на материальный поток. При правильном сочетании логистики и маркетинга при реализации товарно-материальных ценностей, возможно, достичь качественного и своевременного удовлетворения спроса конечного потребителя.

Читайте также

Список литературы

  1. Багиев, Г.Л. Маркетинг: словарь и библиография. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 74с.
  2. Белых В.И., Терентьев А.В. Моделирование процесса стратегического планирования предпринимательских структур. Современные проблемы менеджмента и маркетинга в развитии экономики региона. Материалы всеросс. научно-практической конференции. – Омск: Изд-во «Прогресс» ОЭИ, 2007. – 331 с.
  3. Бокарева Ю.Н., Терентьев А.В. Концептуальные аспекты маркетинговой логистики обслуживания потребителей //Техника и технологии строительства. 2015. № 3 (3). С. 60-64.
  4. Лисневская А.А., Терентьев А.В., Бокарева Ю.Н. Современное состояние отечественной теории и практики маркетинговой логистики // Техника и технологии строительства. 2015. № 3 (3). С. 65-69.
  5. Пономарева, Т.Н. Маркетинговая логистика: учеб. пособие / Т.Н. Пономарева, М.С. Старикова. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2014. – 151с.
  6. Семененко, А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 2010. – 349 с.27.
  7. Шамис В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности // Учебное пособие / Омск, 2010.
  8. Шамис В.А., Метелев И.С. Маркетинг. Практикум. // Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080507 "Менеджмент организации" / Омск, 2010.
  9. Шамис В.А. Маркетинг услуг // Учебное пособие / Омск, 2009.

Цитировать

Бокарева, Ю.Н. Аспекты формирования маркетинговой логистики в условиях современной экономики / Ю.Н. Бокарева, А.В. Терентьев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 216-219. — URL: https://novainfo.ru/article/6007 (дата обращения: 25.06.2022).

Поделиться