Государственная поддержка сельскохозяйственного страхования на примере Республики Башкортостан

NovaInfo 46, с.119-125, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Изучено развитие сельскохозяйственного страхования на примере Республики Башкортостан. Представлена динамика развития сельскохозяйственного страхования в регионе. Выявлены некоторые проблемы, характерные не только Республики, но и РФ в целом. Продемонстрированы пути их решения государством, а также предложения от автора.

Ключевые слова

СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ, АГРОСТРАХОВАНИЕ, ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ, ДОГОВОР СТРАХОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИЯ, СТРАХОВАТЕЛЬ

Текст научной работы

Сельское хозяйство РБ находится в зоне самых непредсказуемых и нерегулируемых природно-климатических условий, а с учетом использования устаревших технологий производства относится к наиболее рискованным отраслям народного хозяйства не только нашей республики, но и страны в целом. Ущерб, наносимый указанными факторами, существенным образом влияет на конечные результаты деятельности сельхозтоваропроизводителей, приводя многих из них в состояние убыточности. Правительство в случае возникновения неблагоприятных событий стремится поддержать сельское хозяйство, поскольку это – стратегический сектор экономики [10]. Однако размеры компенсационных выплат за счёт средств бюджета и специальных фондов зачастую оказываются гораздо ниже реальных размеров убытков. Кроме того, помощь государства зачастую доходит только до крупных и средних сельхозпредприятий, и малые формы аграрного бизнеса остаются один на один со своими проблемами. Дополнительной формой защиты интересов сельхозтоваропроизводителей выступает сельскохозяйственное страхование, которое позволяет наиболее целесообразным образом объединять интересы участников аграрного рынка. Вопросы повышения качества государственной поддержки страхования производственных рисков, выражающейся в эффективном использовании бюджетных средств на эти цели, применении перестрахования, дифференцированных страховых тарифов, осуществлении страховых выплат при наличии реального ущерба и в размере, предусмотренном условиями страхования, остаются нерешенными. Кроме того, проблемы развития рынка страхования тесно связаны с проблемами регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний. Инвестиционная политика страховых компаний не интегрирована в систему финансовых отношений сельхозпредприятий и не участвует в их экономике и бюджетном инвестиционном процессе. Поэтому поиск и обоснование мер совершенствования и развития государственной поддержки страхования производственных рисков в сельском хозяйстве являются актуальными.

На сегодняшний день в России действует Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», в котором устанавливается порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, требования к договору сельскохозяйственного страхования, план сельскохозяйственного страхования, объекты сельскохозяйственного страхования (в том числе сельскохозяйственные животные), сельскохозяйственные риски, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, компенсационные выплаты при сельскохозяйственном страховании.

Согласно данному закону страхователями в сельском хозяйстве являются:

  • сельскохозяйственный товаропроизводитель – организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, её первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в общем доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем 70% за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

  • граждане, ведущие личное подсобное хозяйство;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в т.ч. кредитные), снабженческие, заготовительные);
  • крестьянские (фермерские) хозяйства [1].

В Республике Башкортостан государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в страховании урожая сельскохозяйственных культур начала осуществляться с 2003 года путем выделения средств из регионального бюджета в составе комплексных мер по поддержке всего агропромышленного комплекса республики. Но отдельные хозяйства, в том числе и крестьянские (фермерские), начали заключать договоры страхования раньше, когда была введена 50% компенсация страховых премий из средств федерального бюджета. Но эти страховые операции носили не массовый, а скорее очаговый характер.

Определенный динамизм в развитии получило страхование в сфере сельского хозяйства после 2003 года с введением дополнительной 30 % компенсации из средств бюджета Республики Башкортостан.

Наиболее активно в указанный период заключали договоры агрострахования хозяйства Аскинского, Аургазинского, Бижбулякского, Ермекеевского, Гафурийского, Дюртюлинского, Миякинского, Чишминского районов, в пиковые годы в них вовлекались в страхование более 10 сельскохозяйственных организаций в каждом.

В то же время более одной трети районов республики практически не заключали договора страхования урожая.

Особенно тревожным является факт значительного отставания в деле агрострахования северных, северо-восточных и зауральских районов Республики Башкортостан, где посевы наиболее подвержены воздействию стихийных сил природы[5,8].

Таблица 1 Сводная информация в разрезе субъектов РФ по Приволжскому ФО о договорах страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой, принятых на субсидирование в 2014 году

Наименование республики, края, области

Количество хозяйств, заключивших договоры,ед.

Количество заключенных и принятых на субсидирование договоров страхования, ед.

Посевная площадь в 2014 году (без учета хозяйств населения), ед. тыс. га

Посевная (посадочная) площадь по договорам страхования, тыс. га в том числе:

Удельный вес застрахованных площадей, %*

Всего

озимых культур

однолетних культур (всего)

урожая и посадок многолетних насаждений

Приволжский федеральный округ

1448

1727

22643,9

3822,6

709,0

3 111,8

1,8

16,9

Республика Башкортостан

97

139

2 978,3

323,9

48,5

275,4

0,0

10,9

Республика Марий Эл

17

23

265,7

67,9

1,9

66,0

0,0

25,5

Республика Мордовия

31

51

692,5

108,4

42,5

65,8

0,0

15,7

Республика Татарстан

320

337

2 821,0

1050,7

313,8

736,9

0,0

37,2

Удмуртская Республика

59

64

985,1

100,9

10,6

90,3

0,0

10,2

Чувашская Республика

341

390

455,7

249,4

39,5

209,9

0,0

54,7

Пермский край

44

44

686,7

101,1

0,0

101,1

0,0

14,7

Кировская область

1

1

827,3

0,2

0,0

0,2

0,0

0,02

Нижегородская область

107

154

1 086,2

227,6

22,1

205,5

0,0

21,0

Оренбургская область

124

162

4 144,5

649,0

70,2

578,9

0,0

15,7

Пензенская область

78

79

1 136,6

178,1

0,2

177,3

0,6

15,7

Самарская область

56

100

1 960,3

435,9

100,2

334,5

1,2

22,2

Саратовская область

82

82

3 622,6

138,7

31,1

107,6

0,0

3,8

Ульяновская область

91

101

981,5

190,8

28,5

162,3

0,0

19,4

Согласно данным, которые представлены в таблице 1, всего лишь 10,9% всей посевной площади были застрахованы предприятиями. Хуже дела по этому показателю обстоят лишь в Удмуртской Республике и Кировской, Саратовских областях. Этот факт удручает, поскольку по экономическому и сельскохозяйственному потенциалу, на мой взгляд, Республика Башкортостан многократно превосходит своих соседей. Обладая огромными посевными площадями, сельскохозяйственные организаций республики не торопятся заключать договора страхования. Это при том, что ежегодно предприятия несут крупные убытки от потери урожая сельскохозяйственных культур.

Таблица 2 Динамика страхования урожая сельхозкультур с господдержкой в Республике Башкортостан в 2003-2015 годы

Годы

Количество хозяйств, заключивших договор страхования с господдержкой

Количество страховых компаний, допущенных к страхованию с господдержкой

Посевная площадь, застрахованных культур

Фактически оплаченная сумма страхового взноса, тыс. рублей

Субсидия из бюджета РБ, тыс. рублей

Субсидия за счет средств федерального бюджета, тыс. рублей

Всего сумма субсидии

Фактическая выплата страхового возмещения, тыс. рублей

тыс. га

% к общей посевной площади

2003г.

72

2

78,4

2,5

6369

2 449

2 298

4 747

17 970

2004г.

117

4

77,9

2,6

19291

9 443

9 645

19 088

12 908

2005г.

132

5

106,2

3,6

40626

12 187

20 227

32 414

23 080

2006г.

187

8

171,0

5,9

92175

27 650

46 087

73 737

34 226

2007г.

433

9

364,8

12,6

181004

18 100

72 327

90 427

79 055

2008г.

154

6

362,0

12,5

267000

26 700

103087

129787

44 466

2009г.

86

11

114,0

3,7

125279

27 579

34 676

62 255

55 434

2010г

25

5

56,8

1,9

71 949

9 281,4

26 693

35 974,4

н/д

2011г

65

43

141,5

4,7

209883

26235,4

78 706

104941,4

262 287

2012г

н/д

н/д

178,0

6,0

н/д

22 000

95 000

117000,0

204 400

2013г

94

54

269,0

8,5

203094

13 494

87 964

101 458

80 175

2014г

139

97

323,9

10,9

279858

25 187

114742

139 929

74 309

Если взглянуть на динамику развития сельскохозяйственного страхования, то можно выделить, что развитие сельскохозяйственного страхования в Республике Башкортостан до 2009 года происходило с возрастающим трендом. При этом темпы роста объема фактически оплаченной суммы страховых премий в отдельные годы достигали 66,9 %. Количество хозяйств, заключивших договоры страхования урожая сельхозкультур также неуклонно возрастало.

Однако начиная с 2009 года в агростраховании республики начинается спад. В своих трудах, Ефимов О.Н. отмечает, что вызвано оно было рядом причин, в числе которых сокращение размеров федеральных субсидий, неустойчивость законодательства в области сельскохозяйственного страхования с господдержкой, страховые мошенничества, подрывающие доверие страхователей к институту агрострахования[7,9].

Непопулярность страховых компаний в республике также можно объяснить несколькими причинами. Среди них – ненадежность отдельных страховых компаний, недостаточная информированность населения и руководителей о страховании, отсутствие страховой грамотности у населения, негативные примеры в практике страхования, недостаточная информация о финансовой устойчивости страховых компаний для потенциальных клиентов, отсутствие денег для оплаты полиса. И все это требует изменений и преобразований. Необходимо информировать население о всевозможных видах страхования. Предоставлять больше информации о истории страховой компании, о ее устойчивости [4,6].

Для устранения проблем, которые были изложены выше, Министерство хозяйства РФ приняла «Концепцию совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года». Реализация Концепции предполагает рост застрахованных посевных площадей и поэтапное увеличение сельскохозяйственных товаропроизводителей, охваченных сельскохозяйственным страхованием с государственной поддержкой [3]. Хотя данный документ был утвержден уже 28 октября 2010 года, ожидаемых результатов оно не приносит. Самые пессимистичные прогнозы концепции, которые продемонстрированы в таблице 3, несопоставимы с реальными показателями, как минимум по Республике Башкортостан.

Таблица 3 Ожидаемые результаты от реализации Концепции совершенствования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, на период до 2020 года

Ожидаемый результат от реализации Концепции

1 этап 2010 – 2011 годы

2 этап 2012 – 2017 годы

3 этап 2017 – 2020 годы

Оптимистичный прогноз

Пессимистичный прогноз

Оптимис тичный прогноз

Пессимистичный прогноз

Оптимистичный прогноз

Пессимистичный прогноз

Удельный вес застрахованных посевных (посадочных) площадей в общей посевной (посадочной) площади(в процентах)

45

40

60

50

80

70

Для примера, мною был выбран ожидаемый результат от реализации Концепции относительно застрахованных посевных площадей, данные по которым были приведены выше. Вместо пессимистичного прогноза в 50% застрахованных посевных площадей на втором этапе реализации Концепции, на деле мы имеем 10,9% по РБ и столь же неутешительные цифры по ПФО с цифрами в 16,9%.

Представленная таблица дает ясно понять, что принятых мер явно недостаточно, поэтому, на мой взгляд, сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой должно стать обязательным для всех сельскохозяйственных организаций и товаропроизводителей. Вместе с этим должна быть проведены мероприятия по обеспечению «прозрачности» заключаемых страхователями договоров, а также необходимо расширить ряд объектов, подлежащих страхованию с государственной поддержкой, включить сельскохозяйственную технику, которая важна для производства продукции растениеводства, оказывать государственную поддержку при утрате (потери) сельскохозяйственной техники товаропроизводителей или организаций в результате воздействия, таких событий как:

  1. стихийные бедствия (землетрясение, ураганный ветер, наводнение);
  2. пожар.

Остается надеяться, что когда система страхования с государственной поддержкой в сельском хозяйстве станет ясной и понятной, с существованием единого союза страховщиков, утверждающим единые правила для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда и пропадет непривлекательность агрострахования для страхователей.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 25 июля 2011 года № 260-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]. Система Консультант Плюс. URL: www.consultant.ru.
  2. Статистические данные по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой в 2010-2014гг. и состоянию однолетних культур, многолетних насаждений и сельскохозяйственных животных в Российской Федерации в 2009-2013 гг..:Информационно-практическая брошюра - М.: Минсельхоз России,ФГБУ «ФАГПССАП», 2015 г. - 180 с.: ил.
  3. Официальный сайт ФГБУ «ФАГПССАП» URL: http://www.fagps.ru/index.php/deyatelnost/kontseptsiya/kontseptsiyasovershenstvovaniya-selskokhozyajstvennogo-strakhovaniya
  4. Ефимов О.Н. Страховое дело [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные,— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 177 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23088.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  5. Ефимов, О.Н. Агрострахование. Научно-практические рекомендации / О.Н.Ефимов - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., напечатано в России, 2012, 517 стр.
  6. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  7. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  8. Ефимов О.Н. Страховое дело: Учебно-методический комплекс. - Уфа: БЭК, 2008.- 126 с
  9. Ефимов О.Н. Совершенствование системы агрострахования (статья) //Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. — 528 с
  10. Петрова, С. Ю. Эффективная система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой / С.Ю. Петрова - Вестник НГИЭИ - № 3 (34) – 2014.

Цитировать

Исламов, Р.И. Государственная поддержка сельскохозяйственного страхования на примере Республики Башкортостан / Р.И. Исламов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 119-125. — URL: https://novainfo.ru/article/5959 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться