Бедность всегда являлась актуальной проблемой. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи и др.
В статье хотелось бы показать, насколько сложна по своей структуре бедность, и сколько имеется различных подходов к ее измерению. Важно также определить пути решения данной проблемы.
Наша страна обладает огромными природными богатствами, бескрайней территорией. Однако при этом многие жители России живут очень бедно.
Для того чтобы оценить уровень бедности в России воспользуемся официальными данными Росстата.
Сначала посмотрим, сколько наших сограждан проживало на доход ниже прожиточного минимума за период с 2004 по 2015 годы.
Годы | Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: | Величина прожиточного минимума1) рублей в месяц; до 1998 г. — тыс. руб. | |
млн. человек | в процентах от общей численности населения | ||
2004 | 25,2 | 17,6 | 2376 |
2005 | 25,4 | 17,8 | 3018 |
2006 | 21,6 | 15,2 | 3422 |
2007 | 18,8 | 13,3 | 3847 |
2008 | 19,0 | 13,4 | 4593 |
2009 | 18,4 | 13,0 | 5153 |
2010 | 17,7 | 12,5 | 5688 |
2011 | 17,9 | 12,7 | 6369 |
2012 | 15,4 | 10,7 | 6510 |
2013 | 15,5 | 10,8 | 7306 |
2014 | 16,1 | 11,2 | 8050 |
2015 | 19,1 | 13,3 | 9701 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума определяется на основе данных о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов и является результатом их соизмерения с величиной прожиточного минимума.
Как видно из таблицы, количество людей с доходами ниже прожиточного минимума за последние годы постепенно снижается (за исключением 2015 года), однако их все еще очень много.
Далее можно посмотреть, сколько же денег понадобиться, чтобы довести доход всех граждан России хотя бы до прожиточного минимума.
Годы | Дефицит денежного дохода | |
млрд. руб. | в процентах от общего объема денежных доходов населения | |
2004 | 225,7 | 2,1 |
2005 | 288,7 | 2,1 |
2006 | 277,1 | 1,6 |
2007 | 272,1 | 1,3 |
2008 | 326,7 | 1,3 |
2009 | 354,8 | 1,2 |
2010 | 375,0 | 1,2 |
2011 | 424,1 | 1,2 |
2012 | 370,5 | 0,9 |
2013 | 417,9 | 0,9 |
2014 | 478,6 | 1,0 |
2015 | 684.92) | 1,32) |
Дефицит денежных доходов малоимущего населения определяется как сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума.
По итогам выборочного обследования бюджетов домохозяйств. Среднедушевые располагаемые ресурсы исчисляются делением совокупности денежных доходов домохозяйств, сумм, израсходованных накоплений и привлеченных (заемных) средств и стоимости натуральных поступлений на численность малоимущего населения.
По результату представленных здесь данных можно сказать, что хоть уровень нищеты сокращается, но остается все еще очень высоким в нашей стране. Тем более с учетом нашего прожиточного минимума, людей кто его получает тоже можно отнести к беднякам. Печально, но надеюсь постепенно ситуация выправится.
В дореволюционной России бедность рассматривалась как горе, в котором виновно скорее общество, чем конкретный индивид. Эта трактовка бедности как порождения несправедливого социального строя способствовала широкому распространению социалистических воззрений. В советские времена понятие «бедность» практически не применялось. На смену ему пришло понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а население делится на тех, кто обеспечен в большей или меньшей степени. В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992 году, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90% населения России. Подобного рода цифры, однако, трудно признать достоверными, поскольку для оценки бедности в России применялись критерии, которые используются в развитых странах. Однако и официальная российская статистика тоже отмечала в 1990-е высокий уровень бедности, хотя и не более 35% . Первый скачок уровня бедности был связан с либерализацией цен в 1992, другой произошел после дефолта 1998. Однако в целом уровень бедности в России, по официальным данным, имеет тенденцию снижаться — от 30-35% в начале 1990-х до 15-25% в начале 2000-х [3
Резкие расхождения между данными Госкомстата и цифрами, получаемыми отдельными исследователями, во многом зависят от используемого определения бедности. Госкомстат исходит из определения бедности через прожиточный минимум, измеряя абсолютную бедность. Те же исследователи, которые дают более высокие цифры бедности, обычно измеряют относительную бедность. Разные регионы России сильно различаются по уровню бедного населения. Самая низкая доля бедных в середине 2000-х насчитывалась в Тюменской области (менее 18%), самая высокая — в Республике Ингушетия (около 90%).
Регион | Все население | в том числе по интервальным группам соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума (ПМ) | В процентах к общей численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума | ||||||
до 0,5 ПМ | от 0,5 ПМ до 1,0 ПМ | от 1,0 ПМ до 1,5 ПМ | от 1,5 ПМ до 2,0 ПМ | от 2,0 ПМ до 3,0 ПМ | от 3,0 ПМ до 6,0 ПМ | свыше 6,0 ПМ | |||
Российская Федерация | 100 | 2,2 | 11,1 | 14,7 | 13,8 | 20,9 | 26,4 | 10,9 | 100 |
Республика Башкортостан | 100 | 2,0 | 10,6 | 14,3 | 13,6 | 20,8 | 27,0 | 11,6 | 2,7 |
Республика Марий Эл | 100 | 4,0 | 19,7 | 21,8 | 16,8 | 19,7 | 15,4 | 2,6 | 0,9 |
Республика Мордовия | 100 | 2,9 | 17,2 | 21,3 | 17,4 | 21,2 | 17,1 | 2,9 | 0,9 |
Республика Татарстан | 100 | 1,0 | 6,6 | 10,6 | 11,4 | 19,9 | 31,7 | 18,8 | 1,5 |
Удмуртская Республика | 100 | 1,4 | 10,4 | 15,8 | 15,4 | 23,1 | 26,2 | 7,7 | 0,9 |
Чувашская Республика | 100 | 2,4 | 15,7 | 20,6 | 17,5 | 22,1 | 18,5 | 3,2 | 1,2 |
Пермский край | 100 | 2,1 | 10,2 | 13,5 | 12,9 | 20,2 | 27,5 | 13,6 | 1,7 |
Кировская область | 100 | 1,7 | 13,1 | 18,9 | 17,2 | 23,2 | 21,6 | 4,3 | 1,0 |
Нижегородская область | 100 | 1,3 | 8,3 | 12,7 | 13,0 | 21,3 | 29,7 | 13,6 | 1,6 |
Оренбургская область | 100 | 1,9 | 11,7 | 16,4 | 15,4 | 22,3 | 24,8 | 7,4 | 1,4 |
Пензенская область | 100 | 2,1 | 13,0 | 17,6 | 15,9 | 22,2 | 23,0 | 6,1 | 1,1 |
Самарская область | 100 | 2,4 | 11,8 | 15,1 | 13,9 | 20,7 | 25,6 | 10,4 | 2,4 |
Саратовская область | 100 | 2,4 | 14,4 | 18,8 | 16,5 | 22,0 | 21,1 | 4,8 | 2,2 |
Ульяновская область | 100 | 1,9 | 12,8 | 17,8 | 16,3 | 22,6 | 22,9 | 5,6 | 1,0 |
Бедность в России обладает специфической чертой, типичной для развивающихся стран: если в развитых странах мира бедность, как правило, связана с безработицей, в России же бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях, т.е. существует некий специфический феномен, работающие бедные. Феномен, невиданный в развитых странах. Во всех нормально развивающихся странах наличие работы, не всегда являются гарантом процветания, высокого дохода, но от нищеты спасает. В России же даже работая можно пребывать в бедности.
В 1996 году в статистическом сборнике «Уровень жизни населения в России» впервые фактические среднедушевые доходы на душу населения были названы основным индикатором уровня жизни. Сейчас в России понятия бедности и социальной стабильности «просчитываются» вместе. То есть, чем больше бедных, тем выше «индекс социальной напряжённости». В результате реформ в РФ возникла структурная бедность — постоянное состояние значительной части населения. Это — социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями людей. ВЦИОМ фиксирует: «В обществе определились устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность, углубление бедности». По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут, теоретически, повысить свой доход за счет повышения своей трудовой активности.
Кстати, самым «бедным» годом в новейшей истории России считается 1994-й. В этом году была отмечена наиболее «острая и глубокая» массовая бедность. Причём тогда бедняки даже не надеялись когда-нибудь выбраться из финансовой пропасти. Нашествие бедности напоминало настоящее нашествие, с человеческими жертвами: за год в России 62 тысячи человек покончили жизнь самоубийством, 69 тысяч умерли от алкоголизма. И большинство из них имели доходы ниже прожиточного минимума или были безработными.
Если во всех странах с развитой рыночной экономике расширятся рынок труда путём создания дополнительных рабочих мест, за счет развития малого бизнеса, то в России это не происходит. Это всё усложняет борьбу с бедностью. По оценкам специалистов, масштабы российской бедности колеблются в размере 70%. Не правда, страшная цифра. Социологии проверили опросы по самоощущению людей. И выявилось, что в России действительно 70% людей позиционируют себя как бедные. Пребывание в состоянии бедности уже оказало сильное влияние на экономическое поведение. Например, бедность порождает теневую экономику и придает ей высокую устойчивость тем, что она выгодна и работникам, и работодателям. Но теневая экономика в свою очередь воспроизводит бедность, в результате чего замыкается порочный круг. Тем не менее, если верить статистике, бедных в России со временем становится меньше. Если в 92-м, в первый год экономических реформ, каждый третий россиянин имел доходы ниже «черты бедности», в 2008 году — только каждый пятый.
Министерство финансов РФ выступило с предложением об увеличении прожиточного минимума для пенсионеров в среднем до 10755 рублей. В том случае, если оно будет принято и индексация в указанном размере будет произведена, средний размер надбавки составит 3500 рублей. Для других категорий граждан размер прожиточного минимума на федеральном уровне пока не установлен — 30.11.2015 года Д. Медведев подписал Постановление Правительства № 1291, которое устанавливает размер прожиточного минимума за III квартал 2015 года. Согласно тексту Постановления, его значение для трудоспособного населения равно 10 436 рублям, для пенсионеров — 7951 рублям, для детей — 9369 рублям. В среднем на душу населения его размер составил 9 673 рубля.
Несмотря на то, что официальных сведений об уровне прожиточного минимума на первый квартал 2016 года от Правительства РФ пока не поступало, власти ряда регионов уже обнародовали установленные на 2016 год значения данного показателя для пенсионеров, с целью расчета размера доплат до социальной пенсии нуждающимся в ней гражданам: в Свердловской области: 7955 рублей; в Башкирии: 7842 рубля; в Воронежской области: 8680 рублей; в Мордовии: 7468 рублей; в Москве: 11428 рублей; на Камчатке: 15560 рублей; в Крыму: 8048 рублей и т.д.
