Пенсия — это ежемесячная долгосрочная выплата, которая назначается за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, за выслугу лет, по инвалидности, потерявшим кормильца.
Система пенсионного обеспечения большинства стран мира предполагает самостоятельное накопление гражданами основной доли своей пенсии. Роль государства заключается в том, чтобы законодательно определить условия, обеспечивающие возможность накопления гражданами будущей пенсии, способной обеспечить сохранение привычного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности. Начиная трудовую деятельность, люди там уже знают, что их будущее материальное благополучие находится в их собственных руках, а чтобы его обеспечить, надо заранее накапливать деньги на свою пенсию.
Пенсионный фонд осуществляет следующие основные функции:
- получение от плательщиков страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий;
- организацию банка данных по плательщикам страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- индивидуальный учёт поступающих в Пенсионный фонд РФ от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличение размеров государственных пенсий за счёт вносимых гражданами средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
С вступлением в силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Финансовая устойчивость системы обязательного пенсионного страхования будет обеспечиваться за счет создания Пенсионным фондом России резерва, гарантирующего выполнение обязательств по выплате пенсий гражданам.
Также с переходом на новую систему пенсионного обеспечения было принято решение об участии в пенсионной реформе негосударственных пенсионных фондов. Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации приведены в таблице 1.
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Численность пенсионеров: | |||||
всего, тыс. человек | 39706 | 40162 | 40573 | 41019 | 41456 |
в процентах к предыдущему году | 101,6 | 101,1 | 101,0 | 101,1 | 101,1 |
Численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения | 277,9 | 280,7 | 283,0 | 285,5 | 287,9 |
Численность занятых в экономике, приходящихся на одного пенсионера, человек | 1,72 | 1,70 | 1,68 | 1,66 | |
Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб. | 7476,3 | 8202,9 | 9040,5 | 9917,5 | 10786,0 |
Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. | 4521 | 5032 | 5123 | 5998 | 6617 |
в процентах к предыдущему году | 110,3 | 111,3 | 101,8 | 107,7 | 110,3 |
Соотношение среднего размера назначенных пенсий, процентов: | |||||
с величиной прожиточного минимума пенсионера | 165,4 | 163,0 | 176,5 | 165,4 | 163,0 |
со средним размером начисленной заработной платы | 35,7 | 35,1 | 33,9 | 33,3 | 33,2 |
Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году | 134,8 | 101,2 | 104,9 | 102,8 | 100,9 |
Мною была исследована динамика среднего размера назначенных пенсий в зависимости от пола в Российской Федерации.
2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | Место, занимаемое | |
Российская Федерация | 2538 | 7594 | 8273 | 9154 | 10030 | 10889 | |
Приволжский федеральный округ | 2414 | 7202 | 7839 | 8672 | 9497 | 10304 | 6 |
Республика Башкортостан | 2354 | 7115 | 7761 | 8611 | 9438 | 10266 | 50 |
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Российская Федерация | 7593,9 | 8272,7 | 9153,6 | 10029,7 | 10888,7 |
В т.ч. мужчины | 7899,2 | 8561,7 | 9534,4 | 10404,1 | 11346,5 |
женщины | 7444,4 | 8131,2 | 8967,2 | 9846,6 | 10663,7 |
По данным таблицы 3построим график размера назначенных пенсий в РФ за 5 лет, также составим прогноз на ближайшие 2 года.

На основе моих исследований можно сделать следующие выводы: в настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. С достаточной степенью доверенности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса, структурная перестройка экономики в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности.