Дефицит бюджета

NovaInfo 46, с.154-156, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье освящаются основные понятия дефицита бюджета, предлагаются варианты регулирования дефицитного бюджета.

Ключевые слова

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТНОГО БЮДЖЕТА, ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА, ПРОФИЦИТ

Текст научной работы

Определяющую роль в формировании и развитии экономики любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита [1]. На современном этапе развития экономики, как России, так и большинства европейский стран, отмечается дефицит бюджета. Дефицит до 3%-4% от ВВП считается допустимым и никаких особо негативных последствий для экономики не несет. Но в большинстве случаев дефицитный бюджет несет за собой ряд негативных последствий:

  1. Повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям в новые рискованные программы и т. д., а также усилить социальную напряженность в обществе.
  2. Существование внешнего долга предполагает передачу (при погашении этого долга) части созданного внутри страны продукта за рубеж.
  3. Рост внешнего долга, безусловно, снижает международный авторитет страны. Страна в меньшей степени вызывает доверии со стороны других стран, зарубежных банковских систем.

Кредитный рейтинг государства снижается со всеми вытекающими последствиями. Например, консолидированный государственный бюджет в 2015 году оказался дефицитным в размере 848,7 млрд. руб. (что в процентном эквиваленте от ВВП составило 1,3%). Одной из причин можно отметить увеличение рас- ходов, которые в 2015 году составляют 37,4% от ВВП, в то время как налоговые доходы государства - всего 17% от валового внутреннего продукта. Дефицит федерального бюджета 2015 года составил 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2016 году прогнозное значение - 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2017 году - 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП). Отрицательная динамика состояния государственного бюджета символизирует о нерациональном использовании финансовых ресурсов государством.

Для наполнения федерального бюджета правительство рассматривает вопрос о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при стабильной процентной ставке налогов на прочие сектора экономики.

Можно выделить следующие источники финансирования дефицита бюджета:

  1. Регулирование налоговых ставок (акцизы, НДПИ, земельный налог), но следует учитывать негативные стороны данного явления, которые могут привлечь к более серьезному спаду финансовой активности, а в последствие к увеличению самого дефицита.
  2. Осуществление государственных внутренних заимствований, но в этом случае произойдёт увеличение долговой нагрузки на бюджет, а также повышение расходов по обслуживанию долга.
  3. Оптимизация бюджетных расходов. Этот метод является наилучшим, так как позволяет сократить нерациональные расходы, а также повысить эффективность существующих расходов.

Можно сделать вывод, что сокращение дефицита бюджета можно добиться путем разумного увеличения налогов, а также с помощью эффективного распределения финансовых средств по основным затратным статьям бюджета. России необходимо стремиться к такому положению, когда страна сможет минимизировать заемные средства, обеспечивая себя с помощью собственных средств.

Читайте также

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса [Текст] / Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации : Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2012. - С. 157-158.
  2. Медведев, Д.А. Заявления по важнейшим вопросам: о бюджетной политике/ Д. А. Медведев // Вопросы социального обеспечения. – 2015. – №11. – 3-4с.
  3. Сираева, Р.Р. Теоретические аспекты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей / Р.Р. Сираева, С.В. Волков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3. - С. 210-211.

Цитировать

Науширванова, Г.Р. Дефицит бюджета / Г.Р. Науширванова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 154-156. — URL: https://novainfo.ru/article/6195 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться