Философские взгляды Томаса Куна

NovaInfo 46, с.255-257
Опубликовано
Раздел: Философские науки
Просмотров за месяц: 59
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается философия науки Томаса Куна. Особое внимание уделяется пояснению терминов «парадигма» и «научное сообщество».

Ключевые слова

ПАРАДИГМА, НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО, НАУКА

Текст научной работы

Большую роль в философии науки сыграл выход книги Т. Куна «Структура научных революций», в которой было показано, что в познании реальности ученые постоянно опираются на парадигмы. Парадигма, по Куну, способ действования в науке, образец решения исследовательских задач. Это то, что объединяет членов научного сообщества. Научные сообщества могут и должны быть выделены как объект без обращения к парадигме; последняя может быть обнаружена затем путем тщательного изучения поведения членов данного сообщества. Парадигма является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. Согласно Куну парадигма позволяет решить возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных[1].

Ключевым понятием в концепции Куна, однако, является не парадигма, как об этом часто пишут, а понятие научного сообщества. Введение понятия научного сообщества наряду с представлением о характере так называемой нормальной науки, является самым оригинальным в концепции Куна. На них держится вся его концепция. Научное сообщество в контексте его теории выступает как логический субъект научной деятельности. Ученый, согласно концепции Куна, может быть понят как ученый только по его принадлежности к научному сообществу, все члены которого придерживаются определенной парадигмы; последняя же в свою очередь характеризуется совокупностью знаний и особенностями подхода к решению научных проблем, принятых данным научным сообществом [2].

Третий основополагающий термин по Куну – «нормальная наука» – означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений – достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности [3; 4]. С понятием «нормальная наука» непосредственно связано понятие «парадигмы», так как нормальная наука, по Куну, это период безраздельного господства парадигмы. В связи с таким целенаправленным решением учеными в рамках парадигмы задач-головоломок, Кун считает, что нормальная наука в высшей степени кумулятивное предприятие, необычайно успешное в достижении своей цели, то есть в постоянном расширении пределов научного знания и в его уточнении. Поэтому такое понятие, как научный прогресс, по Куну, имеет смысл только для нормальной науки, где его критерием является количество решенных проблем-головоломок, то есть парадигма гарантирует, что решение существует, она же задает допустимые методы и средства решения этих проблем. Именно в этот период можно поставить вопрос об истинности научного знания [5; 6].

Кун показывает, что ученые, придерживаясь парадигмы, направляют свои усилия на решения только тех проблем, решение которых гарантирует парадигма: исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. То есть существование парадигмы заведомо предполагает, что проблема разрешима. Поэтому те задачи, которые решают ученые в рамках нормальной науки, Кун называет «головоломками». Однако.

Читайте также

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю., Хамзина Д.З. Соотношение понятий «мировоззрение», «картина мира», «онтология» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 156-159.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Семенова Э.Р. Традиционализм и либерализм в правовом и педагогическом пространстве // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 1 (12). С. 19-26.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Проблема объективности исторического знания в контексте эпистемологии Т. Куна // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов. Тамбов, 2015. С. 130-131.
  4. Рахматуллин Р.Ю. Историческое знание в контексте философии науки // Вестник ВЭГУ. 2015. № 3 (77). С. 129-137.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Истина как философская категория // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 332-335.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Истина как гносеологическая категория // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 156-157.

Цитировать

Белорусова, Л.В. Философские взгляды Томаса Куна / Л.В. Белорусова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 255-257. — URL: https://novainfo.ru/article/6246 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться