Особенности развития воображения в детском возрасте

NovaInfo 46, с.381-384, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассмотрен такой важный психический процесс как воображение. Его особенности развития в детском возрасте. Взаимосвязь с речью, сочетание с эмоциональными моментами .Рассмотрены основные этапы развития воображения.

Ключевые слова

ОСОБЕННОСТИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ЭМОЦИИ, ВООБРАЖЕНИЕ, ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ДЕТСТВО

Текст научной работы

Воображение в современном мире вновь стало вопросом пристального изучения. Многие исследователи отмечают его роль в художественном, литературном, научном творчестве, в других видах человеческой деятельности. Утверждается, что воображению принадлежит решающая роль в достижении человеком творческих успехов. Однако в отличие от многих психологических явлений подход к воображению остается неоднозначным. Актуальность данной темы определяется особой важностью воображения в развитии индивидуальности и личности ребенка, а позже подростка, юноши или девушки, взрослого человека; в развитии общества в государстве, в развитии каждого государства и мирового сообщества в целом. Тема воображения очень интересна и привлекательна. Воображение есть у всех, только у каждого оно развито в большей или меньшей степени. Феномен воображения до конца еще не изучен, и поэтому данная тема очень актуальна и представляет большой интерес и немалую ценность для общества.[8]

Воображение - это такой важный процесс, который необходимо развивать с детства. Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л. С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса.

Наблюдения за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как это установлено, знаменует собой и задержку развития воображения.

Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений, способствует формированию его представлений о предмете, она дает ребенку возможность представлять себе тот или иной предмет, которого он не видел, и мыслить о нем.

При помощи речи ребенок получает возможность освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их пределы. Ребенок может выражать словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов или соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться к сфере впечатлений, обозначаемых словами.[1,2]

Дальнейшие исследования показали, что не только речь, но и дальнейшие шаги жизни ребенка служат развитию его воображения; такую роль играет, например, школа, где ребенок может кропотливо обдумывать в воображаемой форме, прежде чем что-то сделать. Это, несомненно, лежит в основе того, что именно на протяжении школьного возраста закладываются первичные формы мечтательности в собственном смысле этого слова, т.е. возможности и способности более или менее сознательно отдаваться известным умственным построениям независимо от той функции, которая связана с реалистическим мышлением.

Л.С. Выготский пишет, что психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который в психологии получил название закона реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит фактическое наблюдение. С деятельностью воображения очень тесно связано движение наших чувств. Очень часто у нас то и другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они являются реальными в эмоциональном смысле.[1] Воображение является деятельностью, чрезвычайно богатой эмоциональными моментами.

Но стоит обратиться к другим двум моментам, для того чтобы увидеть, что сочетание с эмоциональными моментами не является или не составляет исключительной основы воображения и воображение не исчерпывается этой формой.

Реалистическое мышление человека, когда оно связано с важной для человека задачей, которая так или иначе укоренена в центре личности самого человека, вызывает к жизни и будит целый ряд эмоциональных переживаний, гораздо более значительного и подлинного характера, чем воображение и мечтательность. Существенным здесь оказывается иной способ соединения эмоциональных и мыслительных процессов. Если в мечтательном воображении своеобразие заключается в том, что мышление выступает в форме, обслуживающей эмоциональные интересы, то в случае реалистического мышления мы не имеем специфического господства логики чувств. В таком мышлении имеются сложные отношения отдельных функций между собой. Если взять ту форму воображения, которая связана с изобретением и воздействием на действительность, то видно, что здесь длительность воображения не подчинена субъективным капризам эмоциональной логики.[3,4]

Основные этапы развития воображения

Психологи выделяют 3 основных этапа развития воображения у детей:

  • Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное аффективное. Познавательное воображение обнаруживается в тех ситуациях, когда ребёнок с помощью игрушек (кукол) разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты. Аффективное воображение проявляется при проигрывании ребёнком своего переживания.
  • Второй этап в развитии воображения – возраст 4-5 лет. Ребёнок нацелен на освоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. У здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребёнка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Познавательное воображение ребёнка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Оно носит воспроизводящий характер, так как ребёнок нацелен на следование образцам.
  • Третий этап в развитии воображения – возраст 6-7 лет. Аффективное воображение ребёнка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. [5,7]

Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Творчество ребёнка часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения. В своих произведениях дети не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приёмы для этой передачи.

При правильном педагогическом руководстве аффективные и познавательные тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребёнка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности.

«Воображение, - как писала психолог О.М. Дьяченко, детально изучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент, овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнка нахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний».[6]

Читайте также

Список литературы

  1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 94 с.
  2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1970.
  3. Гурова, Л.Л. Воображение [Текст] / Л.Л. Гурова // Философская энциклопедия. - М., 1960. - Т. 1.
  4. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] /О.М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986.
  5. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - № 1.
  6. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. - 1980. - №2. - С. 107-114.
  7. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 1988. - №6.- с.52-59.
  8. Ильенков, Э.В. О воображении [Текст] / Э.В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - №3.

Цитировать

Кислых, А.А. Особенности развития воображения в детском возрасте / А.А. Кислых. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 381-384. — URL: https://novainfo.ru/article/6284 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться