Тенденции развития и использования коучинга в образовательном пространстве

NovaInfo 46, с.311-315
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей возникновения коучинга и его применением в педагогическом процессе Республики Казахстан.

Ключевые слова

КОУЧИНГ, АКТИВИЗАЦИЯ, ОБУЧЕНИЕ

Текст научной работы

В Указе Президента Республики Казахстан «Об утверждении государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» говорится как важно на сегодняшний день для нашей экономики и республики в целом формировать конкурентоспособных специалистов, которых нужно качественно подготовить. А значит нужно повысить уровень учебно-профессиональной направленности студентов.

Знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Из Послания Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь – 2050», чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией [1].

В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Новое качество образования сегодня - это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.

Для развития высокой успеваемости, обеспечения учащихся разносторонними знаниями и развития всесторонне развитой личности, мы должны обратить внимание на применении новых технологий как средства повышения учебно-профессиональной направленности студентов с использованием методов коучинга. Коучинг – это инструмент для оптимизации человеческого потенциала и эффективной деятельности, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путём мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков.

Это процесс выявления целей человека и выработки оптимальных путей их достижения, помочь ему прийти к этому осознанно. Как пишут авторы книги Эрик Парслоу и Моника Рэй «Вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить её пить!» [2]. Глобальные изменения, происходящие в современном мире, требуют не только мотивации на стратегию социального успеха уже взрослых сформировавшихся людей, но и аналогичной работы в системе образования. Старая функциональная система образования, ориентированная на трансляцию узких специальных знаний, на сегодняшний день устарела. Современное же образование должно готовить социально-активных людей с креативным мышлением, ориентированных на стратегию социального успеха в жизни, учебе и работе. В нашей стране коучинг - еще нераскрытая тема, поэтому мы в написании данной статьи в основном рассматриваем зарубежные публикации и исследования.

Этимологически, английское слово «coach» является производным от названия транспортного средства, которое произошло от венгерского слова «kocsi». В переводе оно означает средство передвижения – экипаж или карету (на английском – coach) – которое в свою очередь происходит от названия деревни, где было впервые построено. (Американцы слово «coach» также используют для обозначения автобусов дальнего следования и самых дешевых мест на борту самолета).

Слово коучинг со значением «инструктор» или «тренер» впервые было использовано около 1830 года в жаргоне (сленге) Оксфордского университета: таким образом был обозначен процесс транспортировки людей из их данного местоположения в желаемое место. В 80-х годах 19 века термин «коучинг» означал особую форму психологической подготовки спортсменов, которые стремились к совершенству (в теннисе, гольфе). Тимоти Голви (Timothy Gallwey) – автор концепции внутренней игры, которая стала основой коучинга, впервые использовал термин коучинга в книге «The Inner Game of Tennis» [3].

Вдохновленные успехами спортсменов, бизнесмены, политики и общественные деятели тоже стали интересоваться коучингом как эффективным методом для достижения своих высоких целей.

Джон Уитмор (John Whitmore) – активно внедрял коучинг в бизнес, автор бестселлера «Coaching for Performance» [4]. Вскоре об эффективности коучинга стало известно во всем мире. Эта технология стала помогать, людям развиваться, осваивать новые навыки и добиваться больших успехов во всех сферах жизни. Томас Леонард (Thomas Leonard) – основатель Университета коучей (Coach University, 1992), Международной федерации коучей (ICF, 1994), Международной ассоциации сертифицированных коучей (IAC) и др. организаций.

Сегодня коучинг успешно применяется в сфере личностного и карьерного роста, педагогике, психологии, медицине и в других областях деятельности. В основе его популярности лежит осознание того, что люди как правило используют очень малую часть своих безграничных возможностей.

На первых этапах развития на коучинг влияли различные исследовательские области, такие как личностное развитие, образование взрослых, психология (клиническая, организационная, спортивная, социальная и промышленная), а также различные теории и практики лидерства. Начиная со середины 90-х лет 20-го века коучинг начал развиваться как самостоятельная дисциплина. Различные профессиональные ассоциации, такие как Международная федерация коучей, внесли свой вклад в создание стандартов обучения.

Доктор психологических наук и коуч Вики Брок в своей диссертации по истории коучинга делает три важных вывода:

  1. Коучинг появился одновременно из нескольких независимых источников и распространился в разные страны.
  2. Появлению коучинга способствовала растущая потребность в интерактивном взаимодействии с миром, в котором изменения происходили все быстрее и становились все более сложными.
  3. Коучинг появился как ответ на изменения в социальной среде, культуре и экономике .

Каждому нужна поддержка на учебе, работе и в повседневной жизни, и с этой точки зрения задача коучинга совпадает с менторством, где опытный представитель определенной области деятельности передает свои знания и опыт и дает советы начинающим (ученикам).

Среди типов коучинга мы выделили 3 основных как средства повышения учебно-профессиональной направленности студентов:

Есть три типа коучинга:

  • коучинг, связанный с навыками;
  • коучинг, связанный с выполнением работы;
  • коучинг, связанный с развитием.

Все эти виды коучинга можно эффективно использовать для развития социальной активности у обучаемых по методикам коучинга.

Нельзя не упомянуть также о важной роли развития навыков коммуникации в процессе появления и формирования коучинга. Благодаря исследованиям и открытиям НЛП (нейролингвистическое программирование), люди во всем мире получили возможность значительно развивать умение внимательного слушания, способности общаться так, чтобы привлекать и удерживать внимание слушателя. Сфера креативности привнесла в коучинг открытие новых перспектив возможностей, разрушение границ, тестирование разных возможностей, синергию, баланс между воображением и идеями, осознание специфических шагов для превращения идей в реальность, а также латеральное мышление.

В разных странах коучинг и различные его виды развивались по-разному. Как уже упоминалось, он начал свой путь в другие страны из США и Великобритании. Экономический подъем, а позже и глобализация «позаботились» о том, чтобы о коучинге узнал весь мир. В регионе постсоветского пространства коучинг появился уже в 1991 году, благодаря Международному колледжу Эриксона (Erickson College International) (Канада), созданному Мэрилин Аткинсон (Marilyn Atkinson) [5]. Особенно быстро он начал развиваться после первой конференции коучинга прошедшей в Москве и Санкт-Петербурге в 2002 году.

Первое знакомство с коучингом в Казахстане произошло в 2007 году. C открытием Международной компании «STEP&GROW» - ведущего эксперта в области подготовки и обучения профессиональных коучей, тренеров, управленцев по международным стандартам ICF на территории Казахстана, Центральной Азии и Кавказа. Являясь эксклюзивным представителем Erickson international (Канада) основанным в 1980 году представленным в более 40 странах мира. Компания предоставляет возможность международного профессионального сертификационного обучения коучей, управленцев, тренеров, фасилитаторов и перговорщиков.

Международная компания «STEP&GROW» обладает эксклюзивным правом обучения, подготовки и сертификации профессиональных коучей на территории Республики Казахстан, стран Центральной Азии и Кавказа по программам Erickson International (Канада) «Наука искусство трансформационного коучинга», «Коучинг эффективных команд», «Управленческий коучинг». Сертификаты аккредитованы по международным стандартам ICF и действительны в более чем 90 странах.

В современном образовании необходимо создать условия для освоения методов коучинга как средства повышения учебно-профессиональной направленности студентов. При использовании методов коучинга надо помнить, что личность всегда выступает действующим активным лицом, инициатором любого процесса собственного образования.

Известно, что коучинг – это совокупность способов достижения определенных целей, способы обеспечения личностного роста и развития субъективности в педагогическом процессе. В коучинге личностно-ориентированного образования главным признаком является – позиция субъекта для обучающегося. Но главным является необходимость включения мотивов, побуждающих человека, к деятельности, так как именно в развитии ценостнно-мотивационной сферы личности и заключается сущность воспитания. Актуальность связанна с тем, что сейчас многие студенты, заинтересованы в развитии своей карьеры, все чаще стали начинать работать во время учебы. Надо сказать, что это вполне адекватное решение, важно нарабатывать опыт, получать специфические знания и навыки, которые пригодятся в дальнейшем. Ведь работодатели при приеме на работу интересуются, что умеет человек, каким опытом обладает, что позволит ему решать встающие перед ним задачи. Поэтому во многих областях очень важно уже на выходе из втуза или колледжа иметь определенный багаж профессионального и социального опыта [6].

Итак, проблема повышения учебно-профессиональной направленности студентов должны лечь новые исследования в области психологической науки и практики, методологическое и методическое обеспечение образования в современной системе образования. От этого зависят судьбы будущих профессионалов, деятельность которых играет решающую роль в становлении нового общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана. – Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. // веб-сайтwww.strategy2050.kz
  2. Э. Парслоу, М. Рэй. Коучинг в обучении: практические методы и техники - СПб.: Питер, 2003. - 204 с.
  3. Тимоти Голви (Timothy Gallwey) «The Inner Game of Tennis»./Пер.с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2010.
  4. Дж.Уитмор Коучинг высокой эффективности. /Пер.с англ. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005.-С.168.
  5. Аткинсон М. Достижение целей: Пошаговая система: Альпина Паблишер; Москва. - 2013.
  6. Сайт международной компании «STEP&GROW»: http://step-grow.kz/

Цитировать

Таликова, Г.Т. Тенденции развития и использования коучинга в образовательном пространстве / Г.Т. Таликова, А.Ю. Хегай. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 311-315. — URL: https://novainfo.ru/article/6352 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться