Контроллинг инвестиционной деятельности коммерческих организаций

NovaInfo 46, с.144-151
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В условиях экономической неопределенности повышенное внимание уделяется качеству принимаемых решений, нацеленных на максимальное получение прибыли коммерческими организациями. Одним из направлений повышения эффективности системы управления является контроллинг. Важнейшей задачей контроллинга является формирование информационно-аналитической базы для принятия скоординированных и комплексных действий для решения правовых, нормативных, этических и других задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Ключевые слова

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОНТРОЛЛИНГ, СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ KPI, МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА, СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Текст научной работы

Успех в современной динамичной бизнес-среде требует от хозяйствующих субъектов интеграции, поддержки бизнес-процессов с точки зрения корпоративного управления. Проблемы управления рисками и внутреннего контроля требуют повышенного внимания в условиях стремительно меняющейся конъюнктуры, что обуславливает необходимость скоординированных и комплексных действий для решения правовых, нормативных, этических и других задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности [1-3].

Несмотря на широкое внедрение контроллинга, концептуальные дискуссии среди исследователей еще не исчерпаны, а их анализ показывает, что эта область экономико-управленческих знаний описана с разной степенью систематизации, что и определило актуальность данного исследования.

Обращение к внедрению системы контроллинга на предприятии чаще всего связано с рядом проблем: с потребностью у менеджеров компании в объективной информации необходимой для управления, потребностью в сокращении расходов в организации, отсутствием аналитической информации необходимой для адаптации предприятия к изменениям внешней среды.

Главной задачей контроллинга является такая поддержка управления, которая помогает удерживать здоровое развитие компании в будущем. Задача контроллинга, таким образом, состоит в сборе и оценке релевантной информации, которая определенным способом влияет на работу предприятия.

В современной научной и учебной литературе представлены различные теретико-методологические подходы к трактованию понятия контроллинг. Так, американской экономической школой контроллинг (в применяемой терминологии «управленческий учет») рассматривается в качестве инструмента для целенаправленного управления предприятием. Экономисты немецкой школы, рассматривают контроллинг как качественно новое явление теории и практики управления хозяйствующим субъектом. Поскольку отечественная терминология пока не устоялась, в России используют оба термина: и контроллинг, и управленческий учет.

В настоящем исследовании под контроллингом понимается концепция управления, определяющая координацию всех бизнес-процессов и ориентацию их на достижение заданных целей. Цель. контроллинга является информационно-аналитическая поддержка управленческих решений, нацеленная на повышение их качества, которое рассматривается в виде совокупности параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его осуществления.

С точки зрения системы управления функций контроллинга представляют собой обособление различных видов управленческой деятельности, имеющих четкое содержание, разработанные механизмы осуществления, последовательность действий и др.

Анализ научных работ отечественных и зарубежных авторов в области управления и контроллинга позволил выделить и систематизировать основные из них, представленные на рисунке 1.

Основные функции контроллинга
Рисунок 1. Основные функции контроллинга

Так, информационная функция контроллинга заключается в разработке и создании интегрированной информационной системы с целью сбора, обработки и предоставления руководству релевантной информации, а также в формировании оперативного взаимодействия руководителей структурных подразделений хозяйствующего субъекта и топ-менеджмента. Аналитическая функция контроллинга представляет собой поддержку формирования ориентированной на рынок производственной системы, направленной на достижение оптимизации материальных, трудовых и финансовых ресурсов, эффективности работы подразделений; выявление факторов, влияющих на изменение целевого показателя.

Необходимо отметить, что в процессе осуществления контроллинга наблюдается интеграция всех его функций, нацеленная на формирование устойчивой динамики развития субъекта хозяйствования, обеспечение эффективности взаимосвязи бизнес-процессов и рациональное распределение ресурсов между ними на основе сбалансированности операционных, инновационных и инвестиционных планов в рамках общего плана финансово-хозяйственной деятельности.

Достигнутый уровень развития теоретических и практических аспектов контроллинга позволяет рассматривать его как современную концепцию управления, направленную на повышение конкурентоспособности организации, ее адаптивности к изменениям внешней среды, реализация которой обеспечит устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

Современная экономическая наука располагает разнообразными методами и средствами, позволяющими выявить различные тенденции в развитии организации. Принятие эффективных управленческих решений, направленных на улучшение работы организации, повышение его работоспособности осуществляется посредством системного анализа состояния его ресурсов (финансовых, трудовых и др.) и результатов хозяйственной деятельности.

На эффективность функционирования коммерческой оказывает влияние большое количество факторов (природно- климатических, демографических, экономических, социальных, отраслевых и др.) разного уровня. [4-6].

К отраслевым факторам относятся, факторы, характеризующие месторасположение данной отрасли в сфере экономики, конъюнктуру рынка в этой отрасли, и т.д.

К факторам, обуславливающим функционирование коммерческой организации, относятся показатели степени использования производственных ресурсов, соблюдения режима экономии в затратах на производство и продажу продукции, рациональности организации снабженческо-сбытовой деятельности, инвестиционной и ценовой политики др.

Следует отметить, что для отражения реалистичной картины деятельности рассматриваемого объекта, достигнутые уровни соответственных показателей анализируются в динамике и сопоставляются с показателями аналогичных предприятий.

В данной работе проведен анализ деятельности закрытого акционерного общества «Смоленская чулочная фабрика». Предприятие произвела первый выпуск чулочно-носочных изделий в июне 1953 года. В 1991 году в результате приватизации было преобразовано в коллективное предприятие, а 5 июля 2001 года организация зарегистрирована как ЗАО «Смоленская чулочная фабрика».

Номенклатура выпускаемой ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» продукции представлена более чем 150-ю артикулами, которые призваны наиболее полно удовлетворить требования максимального числа потребителей.

На рисунке 2 представлена структура выпускаемой продукции по наиболее крупным ассортиментным группам.

Структура выпускаемой продукции по ассортиментным группам
Рисунок 2. Структура выпускаемой продукции по ассортиментным группам

Предприятие активно действует на Российском рынке (рис.3) и в небольших объемах на рынках ближнего зарубежья. В основном используют тип рынка с монополистической конкуренцией, при котором основным фактором, влияющим на долю рынка является соотношение «цена-качество».

Доля рынка основных конкурентов ЗАО «Смоленская чулочная фабрика»
Рисунок 3. Доля рынка основных конкурентов ЗАО «Смоленская чулочная фабрика». Источник: составлено автором по данным Росстата [Электронный ресурс] www.gks.ru

Проведенный анализ системы мотивации труда в ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» показал, что она нуждается в серьезном изменении, так как, во-первых, мотивация труда еще не превратилась в одну из основных функций управления персоналом; во-вторых, в организации доминируют материальные стимулы, которые, в свою очередь, нуждаются в оптимизации; в-третьих, практически не проработана модель морального стимулирования работников.

Для повышения эффективности мотивационного управления на данном предприятии применяется система коэффициентов трудового участия, что способствует повышению заинтересованности персонала в конечном результате своего труда, поскольку премирование учитывало бы личный вклад каждого работника. Внесено предложение об использовании различных социальных выплат на данном предприятии, что в современных условиях было бы достаточно актуальным.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» за период 2013- 2015гг. позволил сделать вывод о том, что в целом наблюдается тенденция к снижению финансовой устойчивости объекта исследования., что обусловлено влиянием таких факторов, как:

  • предприятие не располагало достаточным размером собственных оборотных средств, необходимых для финансовой устойчивости;
  • размер кредиторской задолженности вырос несмотря на то, что доля собственных оборотных средств увеличилась;
  • возможность погашения предприятием краткосрочных обязательств понизилась.

Указанные факторы указывают на снижение инвестиционной активности ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» и повышение рисков в процессе привлечения инвестиций.

В специализированной русскоязычной литературе наиболее распространенным приводится перевод контроллинга в виде ключевого показателя эффективности. По нашему мнению данное утверждение является не вполне корректным: поскольку показатели KPI характеризуют не только достигнутый уровень эффективности, отражающий соотношение между достигнутым результатом и затраченными ресурсами, но и с их можно отслеживания эффективности и результативности деятельности руководства компании. Разработка системы показателей KPI осуществляется комплексно для всей компании в целом и состоит из этапов, представленных на рис.4.

Этапы разработки системы показателей KPI
Рисунок 4. Этапы разработки системы показателей KPI

В результате выполнения этапа «Разработка методологии» является проработанная концепция с разработанными показателями KPI и регламентирующими документами.

На заключительном этапе «Разработка системы KPI» формируется единая система KPI, обеспечивающая единое хранилище управленческих показателей, сбор и анализ KPI по компании.

Академическое и практическое изучение проблемы оценки эффективности деятельности компании привело к созданию целого ряда аналитических показателей (EBITDA), позволяющих оценить эффективность пост-фактум и комплексных управленческих систем (BSC). В результате действий, направленных на упорядочивание операционных процессов, выявление и установление взаимосвязи между различными уровнями управлениями и качественными показателями, характеризующими достижение различных целей, осуществляется контроль и корректировка оперативных задач, увязываемых с общей стратегией. Однако, как показывает практика, приведенные выше системы управления не получили должного распространения в качестве основы корпоративного управления, так как их применение зависит от заранее разработанной стратегии, что не позволяет оперативно реагировать на изменение внешней среды управления и не включает в себя неопределенности по отношению к будущему результату.

Таким образом, компании сталкиваются с необходимостью поиска такого способа интеграции риск-менеджмента в корпоративное управление, которое бы, в первую очередь не было обременительно в исполнении для самой компании, не провоцировала бы излишнюю бюрократизация, было бы понятно и прозрачно для всех пользователей системы, а так же соответствовало установленным в компании правилам ведения дел.

С целью снижения корпоративных рисков менеджменту компании необходимо выбирать наиболее оптимальный компромиссный вариант соотношения «риск-доходность» и выбор этот обусловлен конкретными стратегиями компании.

По мнению специалистов, в развитии компании выделяются стадии, которые можно представить в виде:

  • традиционной работы с рисками;
  • осознания необходимости внесения изменений в действующую систему менеджмента компании;
  • мониторинга рисков;
  • оценки и прогнозирования рисков;
  • интеграции риск-менеджмента в действующую систему менеджмента компании.

В результате применения системы контроллинга предприятие получает возможность трансформировать миссию и стратегию компании в систему четко поставленных задач и показателей и построить на базе уже применяемой системы стратегического управления, модель управления риском, полностью вовлечённую в ее повседневную деятельность.

Читайте также

Список литературы

  1. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях. Коллективная монография. Москва, 2016. –150с.
  2. Земляк С.В., Развитие малого бизнеса приграничных регионов: инновационный аспект//Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 3. С. 29.
  3. Шеломенцева М.В. Позиционирование региональных экономических систем по уровню инвестиционной отдачи// Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. Коллективная монография. Смоленск, 2016
  4. Земляк С.В. Структуризация и сегментация пространства российско-белорусского приграничья//Экономика. Налоги. Право. – 2015. - №6. - С. 78-86
  5. Кожевникова Г.П. Экономико - статистический анализ формирования и перспектив развития трудовых ресурсов региона // Отчет о НИР № 6.5748.2011 от 25.11.2011 (Правительство РФ)
  6. Земляк С.В. Развитие социального маркетинга в бизнес-среде// Маркетинг и современность. - Москва, 2013. - С. 83-86.

Цитировать

Трощенкова, А.А. Контроллинг инвестиционной деятельности коммерческих организаций / А.А. Трощенкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 144-151. — URL: https://novainfo.ru/article/6371 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться