Анализ таможенно-тарифного регулирования в РФ за 2014-2015 год

NovaInfo 46, с.234-239, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается одно из важных направлений внешнеэкономической деятельности РФ таможенное регулирование. Таможенное регулирование играет важную роль не только в экономическом но и политическом плане. Таможенное регулирование оказывает существенное воздействие на развитие отраслей и является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности государства.

Ключевые слова

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ, ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ, НАЛОГИ, ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ

Текст научной работы

Основными задачами таможенных органов Российской Федерации являются: взимание таможенных платежей в полном объеме и их перечисление в федеральный бюджет. Рассмотрим динамику поступления таможенных платежей в федеральный бюджет с 2013 по 2015 года по месяцам (таблица 1).

Таблица 1. Перечисление таможенных платежей в федеральный бюджет РФ 2013-2015 г

Месяц

2013

Млрд. руб.

2014

Млрд. руб.

2015

Млрд. руб.

Январь

410,76

482,23

446,31

Февраль

484,47

562,53

393,7

Март

536,25

603,53

373,3

Апрель

599,08

646,27

354,49

Май

528,9

568,00

308,0

Июнь

477,32

526,71

389,1

Июль

580,36

533,73

454,7

Август

540,83

535,12

451,9

Сентябрь

570,33

579,12

466,4

Октябрь

590,43

643,9

423,4

Ноябрь

566,04

578,8

420

Декабрь

659,95

748,2

429,4

Всего

6564,56

7008,14

4910,7

По данным, приведенным в таблице 1 видно, что за 2013 год таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 6564,56 млрд. рублей, что составило 101,6 процента от планового задания, установленного в размере 6460 млрд. рублей (Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). За 2014 год таможенными органами перечислено в федеральный бюджет 7008,14 млрд. рублей, что превышает сумму денежных средств, перечисленных ФТС России в 2013 году, более чем на 442,78 млрд. рублей или на 6,74%.

По данным ФТС России, на 30 декабря 2015 года сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности, равна 4 910,7 миллиардам рублей.

Данная сумма превысила запланированную на 2015 год суму денежных средств более чем на 30,3 миллиардов рублей, в свою очередь запланированная сумма ровнялась 4 880,0 миллиардам рублей.

На диаграмме наглядно показаны суммы администрируемых доходов от экспортных импортных и прочих платежей (рис 1).

Рисунок 1.

Такой сбор таможенных платежей был обеспечен благодаря системе целенаправленной работы Федеральной таможенной службы, которая включает в себя: оптимизацию применения системы управления рисками, использование форм контроля после выпуска товаров в сочетании с правоохранительной деятельностью развитие информационных технологий. Федеральной Таможенной Службой России эффективно совершенствуется администрирование таможенных платежей, внедряется система удаленной оплаты таможенных платежей, развиваются современные сервисы, для участников внешнеэкономической деятельности. Примером такого развития сервиса может послужить «личный» кабинет налогоплательщика. Сбор таможенных платежей так же был обеспечен за счет эффективно организованного администрирования платежей, уплачиваемых при ввозе товаров, в частности — по НДС, ввозным таможенным пошлинам, акцизам и таможенным пошлинам, уплачиваемым физическими лицами. Ежедневно в федеральный бюджет поступало таможенных платежей в среднем 25,6 млрд. рублей. В среднем, каждый таможенник обеспечивает поступление в федеральный бюджет более 90 млн. рублей.

Таможенные органы выполнили бюджетное задание на 2015 год. Фактически на 30 декабря 2015 года общая сумма доходов федерального бюджета от платежей, администрируемых таможенными органами, превысила 4,91 триллиона рублей.

Поступление таможенных платежей в 2015 году прогнозировалось в размере 4,88 триллиона рублей. Этот прогноз также учитывал перераспределение фискальной нагрузки между таможенными и налоговыми органами (налоговый маневр). В 2015 году акцент в налогообложении экспорта нефти и нефтепродуктов был смещён с внешних налогов (экспортные пошлины) на внутренние налоги. Упор сделан на налог на добычу полезных ископаемых, который администрируют налоговые органы. Таможенные органы в 2015 году в другом формате взимали экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а также цены на них были другими.

Что касается импортных платежей, то они примерно соответствуют уровню предыдущего года. Хотя в силу экономических условий в 2015 году наблюдалось падение объема импорта по отдельным группам товаров до 35%, свою роль сыграло изменение курса иностранных валют по отношению к рублю. В итоге импортные платежи составили 95,7% прошлогоднего уровня.

Одной из целей таможенного регулирования и контроля за перемещением товаров через границу является получение государством доходов от экспорта и импорта, доля которых в государственном бюджете является значительной. Получение соответствующих средств обеспечивается путем взимания таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей.

По методу исчисления различают адвалорные (ставки которых устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специальные (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров и их размер не зависит от товарных цен) и комбинированные (сочетают оба вида) таможенные платежи. Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК РФ к таможенным платежам.

Такими платежами являются:

  1. Внутренние налоги (подпункт 26 пункта 1 ст. 11 ТК РФ);
  2. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины (пункт 3 ст. 318 ТК РФ).

Внутренние налоги, а также специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины взимаются таможенными органами в порядке, установленном ТК РФ для взимания таможенных платежей (абзац 2 пункта 2, пункт 4 ст. 236 ТК РФ и пункт 3 ст. 318 ТК РФ).

В соответствии с ТК РФ (ст. 318) к таможенным платежам относятся:

  1. Ввозная таможенная пошлина;
  2. Вывозная таможенная пошлина;
  3. Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  4. Акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
  5. Таможенные сборы.

В зависимости от характера осуществляемых внешнеэкономических операций таможенные пошлины делятся на ввозные (импортные) и вывозные (экспортные). Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РФ, размер их дифференцируется с учетом состояния экономики и конкретных целей, поставленных в данный период. В соответствии со ст. 3 Закона «О таможенном тарифе», ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных этим Законом.

Как уже было отмечено, виды таможенных платежей указаны в статье 318 ТК РФ. Важнейший из них — таможенные пошлины.

В соответствии с Законом «О таможенном тарифе». Товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной.

В отдельную группу выделены так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов России. К ним относятся: специальные, антидемпинговые, компенсационные. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются.

С 1 февраля 1993 г. Товары и транспортные средства, ввозимые на российскую таможенную территорию, облагаются налогом на добавленную стоимость, который относится к категории косвенных налогов и представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости.

Ставки НДС не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную территорию РФ, видов сделок, страны происхождения ввозимых товаров и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Отдельные импортные товары, ввозимые на территорию России, облагаются акцизами, которые представляют собой косвенные налоги, включаемые в цену товара. Акциз имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость, но отличается от него своей привязкой к конкретным товарам. А так же к видам таможенных платежей относятся таможенные сборы. По своей природе они не являются налогами. Этим они отличаются от НДС и акцизов и взимаются в качестве платы за предоставляемые таможенными органами своим клиентам услуги.

И так на основании динамики поступления таможенных платежей в федеральный бюджет с 2013 по 2015 года можно сделать вывод о том что система таможенного регулирования в России эффективна и справляется с поставленными перед ней планами и задачами. Но система таможенного администрирования в России всё же нуждается в существенном улучшении так как таможенные процедуры по-прежнему сильно забюрокрачены, издержки и сроки таможенного оформления чрезмерно велики, что затрудняет товарообмен, особенно кооперационные поставки, и искажает экономическую эффективность внешнеторговых операций. Так же, в связи с присоединением России к ВТО, предстоит привести её в соответствие нормам и стандартам всемирной торговой организации.

Перед таможенными органами РФ стоят ответственные и масштабные задачи по формированию доходной части бюджета, обеспечению экономической безопасности и защите экономического суверенитета стран. В современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем — одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

Читайте также

Список литературы

  1. Официальный сайт ФТС России: http://www.customs.ru
  2. Таможенное дело. Молчанова О.В., Коган М.В. Издательство: "Феникс",2009 г.
  3. Таможенное право: учебник для ВУЗов/ Андриашин Х.А. Свинухов В.Г. - М.: Изд-во ЗАО Юстицинформ, 2009 г.
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ)-N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года) подпункт 26 пункта 1 ст. 11
  5. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ)-N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года) пункт 3 ст. 318
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ)-N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года) абзац 2 пункта 2, пункт 4 ст. 236 и пункт 3 ст. 318
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ)-N 61-ФЗ от 28 мая 2003 года ) статья 318

Цитировать

Никишина, Е.С. Анализ таможенно-тарифного регулирования в РФ за 2014-2015 год / Е.С. Никишина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 234-239. — URL: https://novainfo.ru/article/6417 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться