Internet ресурсы страховой тематики: обзор, анализ

NovaInfo 47, с.173-176
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

Со временем все большее число финансовых институтов используют возможности сети Интернет для предоставления своих услуг. Первыми были банки и другие инвестиционные посредники, теперь к ним присоединились страховые компании. В Сети представлено большое число страховых брокеров (страховые порталы), которые дают возможность клиенту подобрать необходимую компанию и купить у нее полис через Интернет.

Ключевые слова

ИНТЕРНЕТ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ, СТРАХОВАНИЕ

Со временем все большее число финансовых институтов используют возможности сети Интернет для предоставления своих услуг. Первыми были банки и другие инвестиционные посредники, теперь к ним присоединились страховые компании. В Сети представлено большое число страховых брокеров (страховые порталы), которые дают возможность клиенту подобрать необходимую компанию и купить у нее полис через Интернет.

Прежде чем говорить об Интернет-страховании, вспомним в общих чертах о том, что из себя представляет традиционное страхование.

Страхование - это общественно-экономические отношения по удовлетворению потребности лиц в сохранности получаемых благ от принадлежащих им ценностей посредством производства, обмена, распределения и потребления товара-услуги страховая защита [1].

Особо должно быть отмечено определение страхования итальянского экономиста Гобби (теория эвентуальной потребности). В основание своей теории Гобби кладет понятие потребности. Потребность, говорит Гобби не покрывается возможностью прямого имущественного вреда. Потребность рождается также при уменьшении имущества не только как капитала, но и как возможного дохода, имущества не только уже существующего, но и еще могущего образоваться. Устранение несоответствия между потребностями и средствами их удовлетворения и является задачей страхования. Выдвигая понятие эвентуальной потребности, понятие более широкое, нежели понятие вреда, Гобби избегает таким путем тех затруднений, которые возникают для приверженцев теории вреда (Вагнер и др.) в отношении личного страхования. Оперируя с понятием эвентуальной потребности, Гобби не оставляет без внимания и техническую сторону страхования, подчеркивая ту роль, которую играет для страхования начало взаимности. Но фундаментальной идеей Гобби является та мысль, что страхование имеет целью покрытие эвентуальной потребности: страхование является распределением между множеством лиц будущей, неизвестной и случайной потребности [8].

Интернет-страхование (в полном смысле этого слова) - это взаимодействия между страховой компанией и клиентом, возникающие при продаже страхового продукта и его обслуживании, но производимые с помощью сети Интернет.

В настоящее время более 105 российских страховых компаний представлено в Интернет. При этом Web-сайты большинства страховых компаний выполняют лишь информационные функции, размещая на своих страницах в основном только общую информацию о компании и предлагаемых продуктах страхования, иногда описание своей деятельности.

На данный момент основной задачей сайта российской страховой компании является донесение потенциальному клиенту информации о самой компании и предоставляемых ею услугах. Описание компании в лучшем случае включает в себя следующее:

В данном виде бизнеса очень важны доверительные отношения между продавцом и покупателем. Поэтому от того, насколько полно и убедительно представлены эти данные, зависит общее отношение клиента к компании и, в конечном итоге, решение клиента о покупке страховой услуги именно у данного страховщика. К настоящему моменту российские страховые компании осознали, что с помощью своего Web-сайта можно создать позитивное отношение клиента к компании и, соответственно, косвенно повлиять на объем продаж своих услуг. Теперь российские страховые агентства приходят к пониманию того, что на объем продаж с помощью сайта компании можно повлиять и непосредственно, т.е. с помощью продаж своих страховых продуктов через Интернет.

Естественно, что между созданием информационного Web-сайта компании и превращением его в полноценный виртуальный офис лежит глубокая пропасть. В первую очередь это связано с ограничениями, которые налагает сама страховая услуга. Оформление заказа на страхование, заключение договора обычно требуют интерактивного участия обоих сторон. Но все же, шаг за шагом, российские страховые агентства расширяют спектр услуг своих Интернет-представительств. Сначала появилась возможность онлайнового расчета страховой премии, потом возможность подавать заявления на покупку стандартных страховых продуктов, затем предоставление оплаты страховки непосредственно через Интернет и, как последняя стадия развития, использование курьерской службы доставки страховых полисов.

О том, что у Интернет-страхования большие перспективы, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, динамика роста числа пользователей Интернета. Согласно исследованию, проведённому Фондом «Общественное мнение», их количество достигло 84 миллиона россиян в возрасте от 16 лет и старше по данным Омнибуса GfK на 2015 год.

Во-вторых, общий рост благосостояния граждан и стабильность экономической ситуации в стране, где уже можно позволить себе не только приобретать полис страхования автомобиля, но и заботиться о сохранности квартиры, дачи, о здоровье и благосостоянии семьи. Люди все чаще решаются на страхование через Ведь покупка полиса таким способом отнимает гораздо меньше времени, чем визит в офис страховщика, минимизирует количество ошибок при заключении договора страхования. Рынок расширяется, но не такими темпами, как хотелось бы. Прежде всего мешает то, что в разных регионах информационные технологии находятся на разных уровнях развития. Эта проблема, наверное, более существенна, чем организация доставки документов страхователю — ведь курьерская служба существует практически в любом городе.

И все же понятно, что в Интернет идет далеко не каждый страховщик — ведь вместе со всеми выгодами Сеть как торговая площадка остаётся довольно высоко рискованным местом. Особенно не стоит забывать, что страховой бизнес в России даже в офлайне зачастую служит мишенью для мошенников, но если там способы противодействия злоумышленникам найдены, то непродуманное внедрение сетевых элементов в бизнес-процессы делает бизнесменов практически беззащитными. Безопасность финансовых и документных операций, как правило, достигается с помощью протокола SSL. Именно поэтому параллельно с полным переносом деятельности в онлайн, включающим такие процедуры, как самостоятельный расчет взносов калькулятором, онлайн-консультации, подача заявления и заключение страхового договора в электронной форме, взнос страховой премии, сопровождение договора и сообщение о наступлении страхового случая, страховщики применяют следующий альтернативный вариант.

Так называемое Интернет-агентство является законченным решением, информативные функции которого расширены, а интерактивные возможности усечены. При данном подходе клиент на сайте знакомится с условиями страхования, рассчитывает стоимость полиса и отправляет запрос на вызов агента, с которым заключает договор и расплачивается лично. Подобное решение является компромиссным: оно помогает как страховщикам, так и их клиентам соблюсти баланс между осторожностью и желанием сэкономить время или затраты на обслуживание. И вполне вероятно, что именно такая форма страхового онлайн-бизнеса имеет шансы получить массовое распространение в России.

Итак, несмотря на отдельные трудности с реализацией сетевых каналов продаж полисов, все предпосылки для роста рынка Интернет-страхования уже есть. Остается надеяться, что предпосылки таковыми не останутся и страхование в Интернете обретет значимость.

Читайте также

Список литературы

  1. Ефимов О.Н. Экономика страхования и анализ страховых операций [Электронный ресурс]: курс лекций/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 2G1 с.— Режим доступа: http://www.lprbookshop.ru/23092.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
  2. Ефимов О.Н. Несколько тезисов по поводу определения объекта и предмета страхования// Управление экономикой: методы, модели, технологии: Одиннадцатая международная конференция с элементами научной школы для молодежи: сб. науч. тр. / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: УГАТУ, 2011. – 373с.
  3. Ефимов О.Н. О базовых понятиях страхования// Взаимодействие государства и страховых организаций: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. страхового форума (8-9 июня 2011 г., г. Пермь) / гл. ред. И.Ю. Макарихин; отв. ред. М.Ю. Молчанова; Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2011. – С. 32-39
  4. Gobbi, U. L’assicurazione in generale [Text] / U. Gobbi: etc 1898. – 34p.
  5. Информационно-образовательный портал UDITORIUM.RU [Электронный ресурс] // Официальный сайт. Режим доступа: - http://ecsocman.hse.ru (дата обращения 20.02.2016)
  6. SYMIX_INS [Электронный ресурс] // Сайт для страховщиков и страхователей. Официальный сайт: - Режим доступа http://symixins.narod.ru (дата обращения 20.02.2016)
  7. Все для студента [Электронный ресурс] // Официальный сайт: - Режим доступа http://www.twirpx.com (дата обращения 20.02.2016)

Цитировать

Ахметшина, И.С. Internet ресурсы страховой тематики: обзор, анализ / И.С. Ахметшина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 173-176. — URL: https://novainfo.ru/article/6457 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться