Жизненные приоритеты и ценности современной молодежи

NovaInfo 47, с.360-363, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме современной молодежи. Проблематика их жизненных приоритетов и ценностей, порожденные потребностями современного трансформирующегося общества.

Ключевые слова

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ, ЦЕННОСТИ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ, СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Текст научной работы

Система жизненных ценностей и целей определяет личность человека. Она составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой. Жизненные цели и ценности составляют опору человека, без которой он просто не может полноценно жить, взаимодействовать с миром.

Реформы, проводимые современным российским обществом в достаточно короткий промежуток времени, привели к трансформации социальных институтов, норм, ценностей и установок людей. Резкий переход к принципиально иной модели общественного развития, трудности переходного периода актуализируют необходимость проведения взвешенной государственной политики по отношению к молодому поколению с целью помощи в адаптации к изменившимся условиям жизни, интеграции в новую систему социальных отношений [1; 2].

Молодежь как социальная группа постоянно находится под наблюдением психологов, социологов, поскольку именно она является основным индикатором происходящих перемен и определяет потенциал развития общества. Неизбежная, в условиях ломки сложившихся устоев, переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Исследование духовных ориентаций, жизненных приоритетов современного студенчества весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень его адаптации к новым социальным условиям. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у молодого поколения, во многом зависит будущее состояние общества [3; 4].

Н. Смелзер утверждает, что ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться [5]. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Проблемы российской молодёжи, по своей сути, представляют собой проблемы не только современного молодого поколения, но и всего общества в целом, от решения которых зависит не только сегодняшний, но и завтрашний день нашего общества. Эти проблемы, с одной стороны взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире – процессов глобализации, информатизации, урбанизации и т.д. С другой стороны они имеют свою специфику, опосредованную современной российской действительностью и проводимой в отношении молодёжи молодёжной политикой [6; 7].

Наиболее актуальными проблемами для современной российской молодёжи, являются проблемы связанные с духовно-нравственной сферой бытия. Процесс становления современной российской молодёжи происходил и протекает в условиях ломки «старых» ценностей советского периода и формирования новой системы ценностей и новых социальных отношений. В условиях системного кризиса современного российского общества и его основных институтов, затронувшего все сферы жизнедеятельности, институтов социализации (семьи и семейного воспитания, системы образования и воспитания, институтов труда и трудовой деятельности, армии), самого государства [8].

Характеризуя молодёжное сознание и систему ценностей современной российской молодёжи, социологи выделяют:

  • преимущественно развлекательно-рекреативную направленность её жизненных ценностей и интересов;
  • вестернизацию культурных потребностей и интересов, вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения и символами;
  • приоритет потребительских ориентаций над творческими, созидательными;
  • слабую индивидуализированность и избирательность культуры, связанную с диктатом групповых стереотипов;
  • внеинституциональная культурная самореализация;
  • отсутствие этнокультурной самоидентификации [9].

Можно еще привести самые актуальные проблемы, связанные с молодежью: трудоустройства молодежи и наличия жилья. Конечно же, такие проблемы требуют много времени для нахождения оптимального решения и реализации. Многие молодые люди, перед тем как обзавестись семьей, хотят получить хорошее образование и работу высокооплачиваемую, а потом только планируют семью. Но у многих так идеально все не получается. Может даже они получают хорошее образование, но устроиться на работу, сейчас очень тяжело [10].

Проблема же нашего государства заключается в том, что оно мало времени уделяет детям, подросткам и молодым людям. Создается такое впечатление, что они правительству просто не нужны. Если будут мотивировать молодежь, то тогда можно будет говорить о решении других острых проблем. Сейчас ведь даже заводов не осталось, где молодежь могла бы проявить свои навыки и знания. Кроме того, даже у маленьких детей ныне бытует стереотип о том, что «инженер – это затертый человечек в коричневом пиджачке, в очках и без денег в карманах». Что же говорить об абитуриентах, например, для которых главным критерием в выборе профессии является ее доходность. Государство создало условия для развития одной сферы (например, маркетинга), но убило другую (производство). Что тут можно сделать? Развивать промышленность и как следствие – технические специальности [11].

Вообще современным студентам присущи следующие черты: лень и пассивность. А также среди молодежи существует стереотип «выгоды» – неготовность делать «за просто так».

Исходя из выше перечисленных проблем, можно сказать, что приоритеты и ценность у современной молодёжи развивается. Им просто не хватает мотивации, какого-то толчка со стороны старших. У них есть огромное желание добиваться поставленных целей, но они желаемого хотят получить все быстро и без каких-либо потерь. Труд, терпение, качество для них не имеет значения, а без таких значений невозможно развивать страну.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач [12].

Читайте также

Список литературы

  1. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социол. исследования. 2008. - №2.
  2. Игебаева Ф.А. Жизненные приоритеты современной молодежи.//В сборнике: Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2010. С. 94-96.
  3. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации современной молодежи // В сборнике: Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество материалы региональной научно-практической конференции. 2010. С. 80-83.
  4. Смелзер Н. Социология. – М., 1997.
  5. Игебаева Ф.А. Современная молодежь в условиях трансформации российского общества // В сборнике: Инновационное образование, гуманизм и система ценностных ориентиров современного российского общества: проблемы и перспективы сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Центр прикладных научных исследований. 2010. С. 39-42.
  6. Игебаева Ф.А. Влияние семьи на ценностные ориентации молодежи В книге: Творчество и развитие образовательных систем. Тезисы докладов. 1997. С. 68-71.
  7. Игебаева Ф.А. Образование в иерархии ценностей современной студенческой семьи. В сборнике: Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве XI Международная научно-практическая конференция (зимняя сессия): сборник статей. 2008. С. 25-27.
  8. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме // В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. 2014. С. 47-48.
  9. Социология молодёжи. М.: Гардарики, 2007, С. 190-193/ Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи. СПб: ИД «Петрополис». 2008. С. 80.
  10. Игебаева Ф.А. Потенциал молодежи - важнейший ресурс устойчивого развития Башкортостана. В сборнике: Личность и общество: проблемы философии, психологии и социологии сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза. 2010. С. 164-166.
  11. Игебаева Ф.А. Социализирующая функция семьи в формировании личностных качеств ребенка //Актуальные вопросы технических, экономических и гуманитарных наук. Сб. статей Международной научно-практической конференции. – Георгиевск, 2011. – С.135 – 138.
  12. Игебаева Ф.А., Рахимова А.Ф. Проблемы молодежи на рынке труда в Республике Башкортостан // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. Часть 3; Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. С. 62 – 63.

Цитировать

Джамаев, М.Н. Жизненные приоритеты и ценности современной молодежи / М.Н. Джамаев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 360-363. — URL: https://novainfo.ru/article/6625 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться