Конституциональная характеристика студенток технического университета

NovaInfo 49, с.427-432
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Приведены результаты соматотипологического обследования студенток технического вуза в возрасте 17-20 лет, отнесенных к 1 и 2 функциональной группам здоровья, родившихся и постоянно проживающих в регионе Прибайкалья. По методике Р.Н. Дорохова, В.Г. Петрухина (1989) изучены характер и особенности возрастного распределения обследованных по габаритному и пропорциональному уровням варьирования признаков и варианту развития.

Ключевые слова

СОМАТОТИПИРОВАНИЕ, ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ, ГАБАРИТНЫЙ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ ВАРЬИРОВАНИЯ

Текст научной работы

Важным и актуальным разделом профилактического направления современного здравоохранения является мониторинг физического здоровья молодежи, проживающей в различных областях России [1, 2]. Такое наблюдение необходимо для построения региональных нормативов физического развития и физической подготовленности популяции моло-дежи, как трудового потенциала, а также для совершенствования системы здоровьесберегающих технологий при организации и проведении учебного процесса в образовательных учреждениях различного типа [4-6].

Юношеский возраст характеризуется завершением ростовых процессов и окончательным формированием морфофункциональных компонентов основных систем организма [7-8]. Поэтому данный период онтогенеза считается наиболее значимым в изучении конкретных морфологических критериев диагностики нормы и патологии [9-11]

Подобные исследования приобретают особую демографическую значимость, т.к от физического здоровья будущих родителей, зависит состояние генофонда последующих поколений [2,12].

Результаты регионального соматотипирования позволяют расширить общероссийскую систему мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи [4,13-16]. Наличие региональных данных о конституциональных особенностях моло-дого поколения является важным моментом планирования любых оздоро-вительных мероприятий в деятельности местных органов здравоохранения и образования, позволяют внести корректировку в учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию в образовательных учреждениях[17].

Однако в современной литературе не отражены вопросы, касающиеся изучения индивидуально-конституциональных характеристик девушек Прибайкалья.

Цель исследования. Дать возрастную соматотипологическую харак-теристику девушек Иркутского региона с учетом их медгруппы здоровья.

Материал и методы. Проведено обследование 1875 девушек 17-20 лет, обучающихся в Иркутском национальном исследовательском техническом университете, в том числе -1403, отнесенных к основной медицинской группе здоровья и 472 - к подготовительной группе. По общепринятой методике В.В. Бунака (1941) определялись антропометрические показатели с использованием ростомера, большого толстотного и скользящего циркулей, сантиметровой полотняной ленты, медицинских весов.

Для соматотипирования использовалась метрическая схема Р. Н. Дорохова и В. Г. Петрухина (1989) [3]: определялись габаритный уровень варьирования (ГУВ), вариант развития (ВР) и пропорциональный уровень варьирования (ПУВ). Оценку соматотипа по ГУВ проводили с учетом выделения трех основных соматических типов - макросомный (МаС), мезосомный (МеС), микросомный (МиС), двух крайних вариантов - наносомный (НаС) и мегалосомный (МегС), а так же переходных - микромезосомный (МиМеС) и мезомакросомный (МеМаС).

Результаты исследования. ГУВ девушек - студенток 17-20 лет ИРНИТУ, отнесенных к основной и подготовительной медицинским группам здоровья, представлен в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, среди девушек 17-20 лет, наиболее часто встречаются представительницы мезасомной (МеС) конституции: 31,81% в основной медицинской группе и 31,36% в подготовительной. Реже регистрируются представительницы микромезосомной (МимеС) - 26,39% (основная) и 24,79% (подготовительная), мезомакросомной конституции (МеМаС) - 21,9% и 23,73%, макросомной (МаС) -10,91% и 12,5% и микросомной (МиС) – 8,84% и 7,42% соответственно.

Таблица 1. Распределение по ГУВ контингента обследованных (в %)

Возраст

медгруппа

МегС

МаС

МеМаС

МеС

МиМеС

МиС

НаС

17 лет

основная

0,44

6,22

18,67

28,0

37,78

8,89

0

подготов.

0

9,84

24,59

27,87

32,79

4,92

0

18 лет

основная

0,19

12,52

23,15

33,97

23,53

6,64

0

подготов.

0

14,02

25,23

30,84

23,83

6,06

0

19 лет

основная

0

11,37

21,26

31,37

25,68

10,32

0

подготов.

0

13,29

21,68

32,17

22,38

10,49

0

20 лет

основная

0

10,86

24,0

31,43

22,29

11,43

0

подготов.

1,85

7,41

22,22

35,19

25,93

7,41

0

Всего

основная

0,14

10,91

21,9

31,81

26,39

8,84

0

подготов.

0,21

12,5

23,73

31,36

24,79

7,42

0

Девушки, относящиеся к МегС соматотипу, выявлены в 0,14% случаев (основная медицинская группа) и в 0,21% (подготовительная группа), а представительниц НаС типа ни в одном возрасте не зарегистрировано.

В группе девушек 17-ти лет чаще встречаются представительницы МиМеС типа конституции, как в основной медицинской группе (37,78%), так и в подготовительной (32,79%). С возрастом увеличивается число представительниц МеС и МеМаС соматотипов, одновременно уменьшается процент девушек, имеющих МиМеС тип телосложения.

В таблице 2 представлено распределение контингента обследованных основной и подготовительной медгруппах здоровья по варианту развития. Как видно из таблицы 2, во всех возрастах и медицинских группах превалирует банальный тип ВР. Акселерированный (укороченный) тип ВР регистрируется у 22,82% (основная группа) и у 21,61% (подготовительная) от общего количества обследуемых.

Таблица 2. Распределение контингента обследованных по ВР (в %)

Возраст

медгруппа

Акселерированный

тип

Банальный

тип

Ретардированный тип

17 лет

основная

18,67

59,11

22,22

подготовит.

18,03

62,3

19,67

18 лет

основная

24,48

51,8

23,72

подготовит.

22,9

55,14

21,96

19 лет

основная

22,11

52,21

25,68

подготовит.

19,58

58,04

22,38

20 лет

основная

25,14

49,71

25,14

подготовит.

25,93

46,3

27,78

Всего

основная

22,82

52,85

24,32

подготовит.

21,61

55,93

22,46

При этом данный тип ВР чаще встречается у 20-летних студенток как в подготовительной группе (25,93%), так и в основной - 25,14%. Банальный (обычный) ВР выявлен у девушек основной группы в 52,85% и у 55,93% в подготовительной. Наибольшее количество обследованных студенток, имеющих банальный тип (62,3%) - это 17-летние студентки подготовительной группы. Реже этот же тип развития девушек встречается у 20-летних студенток подготовительной группы (46,3%).

Обратная картина наблюдается в этих же возрастах и медицинских группах при выделении ретардированного (растянутого) типа ВР.

С учетом значений сигмальных отклонений проведено распределение студенток по пропорциональности уровня варьирования (ПУВ), таблица 3. Как видно из табл. 3, у 50,9% студенток основной медицинской группы здоровья и у 58,4% подготовительной ПУВ находится в интервале среднего сигмального отклонения (М±0,67σ). Наибольший ПУВ (61,6%) в этом сигмальном интервале наблюдается у 18-летних девушек подготовительной группы, а наименьший (49,1%) у 20-летних студенток основной группы.

Таблица 3. Распределение контингента обследованных по ПУВ (в %)

Возраст

медгруппа

М-1,34σ и <

М-(0,67σ -1,34σ)

М± 0,67σ

М+(0,67σ-1,34σ)

М+1,34σ и >

17 лет

основная

9,33

14,67

57,78

6,67

11,56

подготов.

11,48

14,75

52,46

11,48

9,84

18 лет

основная

9,87

13,47

51,8

16,51

8,35

подготов.

5,61

11,68

61,68

17,76

3,27

19 лет

основная

8,0

17,26

49,26

16,63

8,84

подготов.

10,49

13,29

60,14

4,2

11,89

20 лет

основная

8,57

18,29

49,14

10,86

13,14

подготов.

9,26

14,81

50,0

16,67

9,26

Всего

основная

10,41

14,41

50,93

15,83

8,42

подготов.

6,78

15,68

58,47

13,14

5,93

Таким образом, полученные данные скринингового исследования позволили определить соматотипы 17-20 летних девушек Иркутской области, а также скорректировать учебную программу по физической культуре в ИРНИТУ для студенток двух медицинских групп здоровья и составить индивидуальные образовательные маршруты. Результаты этого наблюдения и других дальнейших исследований позволят приступить к формированию регионального информационного фонда состояния физического здоровья детей, подростков и молодежи.

Читайте также

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
  2. Брегель Л.В., Городиский Б.В., Забродина Л.В., Колесникова Л.И., Колокольцев М.М., Мериакри В.С., Поляков В.М., Протопопова Н.В., Ремарчук А.А., Старшинова Е.О., Селиверстов В.М. Cостояние здоровья детского населения в Иркутской области. Иркутск. 1991.
  3. Дорохов Р. Н., Петрухин В. Г. // Медико-педагогические аспекты подготовки юных спортсменов. - Смоленск, 1989. - С. 4-14.
  4. Епифанова М.Г., Грицай Е.Н., Койпышева Е.А., Колокольцев М.М., Матросова Е.Н., Рыбина Л.Д., Лебединский В.Ю. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студенток НИ ИРГТУ. - Иркутск, 2014.
  5. Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2(61) – С. 226-231.
  6. Колокольцев М.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) / Колокольцев М.М., Лумпова О.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
  7. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции / Колокольцев М.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4(99). С. 287-292.
  8. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 18-20.
  9. Колокольцев М.М., Рыбина Л.Д., Шикота И.И., Демидов А.Г., Власов Е.А., Епифанова М.Г., Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе. Иркутск, 2013.
  10. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры, 2015, 7, с. 35-37.
  11. Колокольцев М.М. Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок М.М.Колокольцев, А.Ю.Баженов // Вестник ИрГТУ 2014, №2 (85).- С.250-255/
  12. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник ИрГТУ 2014, №1 (84). – С.210-215.
  13. Колокольцев М.М. Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды / М.М.Колокольцев, Р.А.Амбарцумян // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 10 (81). С. 399-404.
  14. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. – С. 320-324.
  15. Лумпова О.М. Сравнительная конституцианальная характеристика соматотипов у девушек 17-20 лет с учетом медицинской группы здоровья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев //Вестник ИрГТУ 2013, №9(80).- С.269-274.
  16. Шпорин Э.Г. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 8 (55). С. 332-337.
  17. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 274-282.

Цитировать

Илькун, А.В. Конституциональная характеристика студенток технического университета / А.В. Илькун. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 49. — С. 427-432. — URL: https://novainfo.ru/article/7242 (дата обращения: 22.01.2022).

Поделиться