Сегодня становится все более очевидным, что человечество движется по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости разных стран, народов и культур, живущих в одном глобальном мировом пространстве. Менеджеру 21 века приходится работать в новых экономических, политических, культурных реалиях в условиях глобализации бизнеса. Эти условия предполагают процесс формирования единого общемирового финансово-информационного пространства. При всех очевидных преимуществах глобализация, тем не менее, превращается в глобальную проблему для современных управленцев, поскольку обуславливает процесс ведения бизнеса, не связанный с конкретной страной и ее культурой (2). Это означает, что контекст бизнеса становится международным и мультикультурным.
Реформы российского общества стали катализатором интеграции нашей страны в процесс глобализации и привели к существенному расширению торгово-экономических отношений между российскими и зарубежными компаниями. Разнообразные международные контакты стали приметой времени не только для столичных, но и для провинциальных руководителей.
Так, среди партнеров предприятий Нижегородской области в 2013-2015 г.г. насчитывались представители более, чем из 70 стран ближнего и дальнего зарубежья, среди которых Белоруссия, Казахстан, Дания, Франция, Финляндия, Германия, Эстония, Иран, Великобритания и многие другие. Однако не всегда эти контакты эффективны. Выход на международную арену подчас сопровождается подчас непониманием и разногласиями, в основе которых лежат не экономические, а культурные противоречия: особенности мышления и поведения, особенности межличностных коммуникаций, социальные нормы и правила каждой страны. Существенно затрудняет общение и языковой барьер. Руководители оренбургских компаний начинают на собственном опыте понимать, что в современных экономических условиях от менеджера требуются особые навыки и высокий уровень компетентности, в том числе в области межкультурных коммуникаций.
Новые требования к подготовке менеджера связаны с глобальными стратегиями и подходами к управлению персонала. Например, нельзя исходить из предположения, что мотивационный подход, методы проектирования профессиональной деятельности и системы оценки результативности будут одинаково эффективны в разных странах (1). Постепенно приходит осознание того факта, что культурные различия играют важную роль в деловых отношениях и могут значительно воздействовать на предельную эффективность совместного бизнеса.
Какими же навыками должен обладать современный менеджер? Мы считаем, что одно из важнейших его характеристик должна стать межкультурная компетентность. Под последней мы понимаем совокупность следующих профессиональных качеств менеджера:
- знания о национальных культурах и моделях управления (межкультурные параметры, стереотипы поведения и восприятия, типы национальных и корпоративных культур и т.д.);
- психологические свойства личности (открытость, гибкость, терпимость, коммуникабельность, готовность работать с представителями других культур и др.);
- практические навыки эффективных межкультурных коммуникаций, в том числе знание иностранных языков).
Очевидно, что межкультурная компетентность не формируется сама по себе, а является результатом воспитательного и образовательного процесса. Было бы ошибкой считать, что для ее созидания достаточно обучить будущих управленцев иностранному языку или познакомить их с особенностями национального этикета. Поскольку причины неудач межкультурных контактов и вытекающих из этого конфликтных ситуаций лежат гораздо глубже: в особенностях восприятия мира, в мироощущении, в отсутствии психологической готовности принимать и понимать иную психологию и ментальность (3). Именно поэтому и проблему воспитания межкультурной компетентности необходимо решать по-другому, комплексно и системно.
Изучая соответствующий опыт российских вузов, необходимо отметить, что воспитание межкультурной компетентности возможно за счет введения в учебный план обучения студентов второго и третьего иностранного языка, таких учебных курсов, как «Социология межличностных отношений», «Сравнительный менеджмент», «Основы межкультурной коммуникации», «Деловая этика» и др.
Освоение данных дисциплин комплексно и системно формирует у студентов представление о том, сколь важное влияние оказывают культурные факторы на деловые отношения и управление организацией. Сравнительный анализ позволит будущим менеджерам выявить особенности национальных моделей управления в разных странах и регионах мира.
Будущие менеджеры получают теоретические знания и практические навыки и умения анализировать сложные ситуации общения, причины конфликтов между партнерами – представителями разных народов и ищут пути их конструктивного разрешения. Одним из важнейших моментов обучения является умение устанавливать эффективные межличностные отношения с партнерами с учетом их культурно-этнической принадлежности. Опыт показывает, что большая часть проблем в общении с представителями других культур возникает из-за недопонимания особенностей поведения друг друга, когда люди в определенной ситуации ждут некой установленной модели поведения, а не дождавшись, делают ложные выводы и совершают ошибки, ведущие к нарушению деловых коммуникаций. В результате страдает бизнес.
Как наиболее эффективные, в обучении должны применяться интерактивные методы обучения. Так, с целью формирования определенных психологических свойств: самоконтроля в конфликтных ситуациях и ситуациях стресса, эмоциональной открытости, адаптивности, эмпатии как умения понять и принять чужую точку зрения, толерантности – обучение студентов менеджеров уже на первых курсах начинается с социально-психологического тренинга. Дальнейший процесс обучения должен включать многочисленные деловые игры, решение кейсов, отработка решений практических ситуаций. Например, в ходе последних преподаватель предлагает участникам рассмотреть различные конкретные ситуации, которые решаются с позиций разных культур и разного менталитета, и фиксируется внимание на стереотипах и нормах родной культуры.
Также необходимо реализовать в процессе обучения возможность отработки студентами практических навыков межкультурных коммуникаций в ходе реальных деловых контактов в периоды прохождения практик и участия в программах межкультурного обмена студентами вузов разных стран.
Такое обучение позволяет последовательно решать следующие задачи: ознакомление студентов с характерными особенностями чужой культуры, выработка умения замечать межкультурные различия, воспитание готовности признавать свои ошибки в нарушении формальных или неформальных норм поведения и т.д. В процессе обучения будущий управленец усваивает главное: нет культур хороших или плохих. Их трудно изучать, подчас трудно понять, но если менеджер хочет добиться успеха в условиях единого мирового экономического пространства, он должен обладать межкультурной компетентностью, не теряя своей национальной идентичности.
Таким образом, сегодня межкультурная компетентность становится важнейшей качественной характеристикой современного эффективного менеджера, а ее воспитание – приоритетной задачей вузовского обучения. Именно система вузовского образования должна взять на себя задачу воспитания менеджера нового типа, избавленного от устаревших этноцентрических взглядов, соответствующего новым реалиям единого экономического пространства, в котором мы живем.