Гуманитарные технологии социального и психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом

№50-1,

Педагогические науки

В статье рассмотрены гуманитарные технологии сопровождения несовершенннолетних.

Похожие материалы

Формирование противоправного поведения несовершеннолетних, как правило, обусловлено социальными факторами: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей, жестокое обращение с детьми, безнадзорность, вовлечение подростка в преступную деятельность со стороны взрослых. Самые разнообразные причины могут спровоцировать подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации к конфликту с законом, но независимо от тяжести совершенного им преступления он человек, нуждающийся в особом социальном и психолого-педагогическом сопровождении.

Для работы с несовершеннолетними, состоящими на учете или отбывающим наказание по решению суда, трудно найти подходящую технологию, позволяющую гарантировать положительный результат. Те практические материалы, которые успешно используются психологами и педагогами в социальных учреждениях с «домашними детьми», не всегда подходят для подростка с сильной педагогической запущенностью и девиантностью [10, 17].

Как показали исследования и практика работы, педагогическая запущенность и девиантность несовершеннолетнего характеризуется проявлениями агрессивности, склонности к асоциальному поведению и межличностным конфликтам, упрямством, неумением подчиняться элементарным правилам распорядка дня социального учреждения. Трудности социальной адаптации сочетаются с мощным механизмом психологической защиты, проекциями своих собственных проблем, чувств, эмоций на окружающих; пренебрежением к морально-этическим нормам, обычаям, правилам, стойкой реализацией такой тенденции на фоне нарушенных социальных связей и пр.

Перечисленные проблемы требуют большой и кропотливой работы по реализации комплекса организационно-управленческих, социально-психологических, медицинских и психолого - педагогических мер, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций, дефекта, социального отклонения у детей и подростков, находящихся в конфликте с законом.

Существует несколько определений понятия «гуманитарные технологии» и их функциональных характеристик.

Направленность гуманитарных технологий на всестороннее прогрессивное развитие личности подчеркивает Н.А. Кузнецова: «Если исходить из названия, то гуманитарные технологии – это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого…». «Сама идея гуманитарных технологий — это попытка разобраться в процессах, формирующих наше профессиональное сознание, понять — откуда мы знаем, что надо действовать так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся для принятия решений» [2,4,5].

Силантьева М.В. полагает, что гуманитарные технологии следует рассматривать как «приемы, методы и средства трансляции и реализации управленческих решений, опирающиеся на ценностный пласт сознания индивидов и групп. При этом следует особенно подчеркнуть тот факт, что «ценностный пласт сознания» представляет собой сложную систему, где в равной мере представлены рациональный и эмоциональный элементы; а также сознательный и бессознательный уровни психики» [18].

В контексте нашего исследования гуманитарные технологии — это система научно - гуманитарных знаний, использование которых позволит специалисту проектировать условия, средства и способы реабилитации и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, для достижения естественной поведенческой реакции ребенка, скорее, благодаря привлекательности, чем посредством принуждения [9,12, 16].

Исходя из вышесказанного, принципиальным является вопрос «Как сделать, чтобы гуманитарные технологии использовались педагогом, психологом, психотерапевтом и другими специалистами только во благо участников технологического процесса?» То есть, как обеспечить соблюдение принципа гуманизации.

Разработка каждой гуманитарной технологии нуждается в огромном объёме информации, специальном её отборе, использовании результатов новейших научных исследований. Ошибки на теоретическом уровне необходимо свести до минимума, чтобы не нанести ущерба физическому и психическому здоровью подростка.

Таким образом, использование гуманитарных технологий с целью преодоления девиантного поведения, реабилитации и коррекции не может быть априори целесообразным. Целесообразность их использования возможна только с точки зрения достижения гуманистических целей, т.е. их гуманизации [8].

Рассмотрим некоторые задачи гуманитарных технологий (ГТ):

  • оптимальный выбор необходимых операций (действий) в области ГТ, обеспечивающих процесс развития самопознания подростка, его потребности и способности к самореализации;
  • определение (моделирование) возможных «социальных рисков», снижающих эффективность достижения технологического замысла по развитию у субъекта воздействия (взаимодействия) определенных качеств личности и норм поведения и пр.;
  • нахождение оптимальных форм, методов и средств адаптации и гармонизации личностного ресурса несовершеннолетнего и его самоценной активности (с самим собой и ближайшим окружением; во времени и пространстве: вчера – сегодня – завтра);
  • определение границ оптимально эффективных и ошибочных действий и операций специалиста, организующего технологический процесс;
  • создание постоянных информационных потоков о субъектах технологического процесса;
  • определение алгоритма необходимых действий, создающих устойчивость технологического эффекта на разных его уровнях;
  • наращивание сложности и развития возможностей субъекта в процессе освоения гуманитарной технологии.

Гуманитарные технологии условно делятся на:

  • педагогические гуманитарные технологии;
  • психологические гуманитарные технологии;
  • управленческо-гуманитарные (человековедческие) технологии.

Важной особенностью педагогической гуманитарной технологии является диалогичность, открытость целей работы с ребенком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога:

  • прояснение ребятам смысла совместных или индивидуальных действий;
  • коллегиальность в формировании и выборе цели совместной или индивидуальной деятельности;
  • предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам – участникам технологического процесса (в том числе участие ближайшего окружения ребенка);
  • возможность коррекции цели, изначально заложенную в алгоритм технологии [10,18.20] .

Гуманитарность педагогической технологии проявляется в том, что у ребенка формируются новые потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы, определяющие динамику личностной системы в целом [8,11,13].

Особенности применения гуманитарных технологий:

  1. гуманитарные технологии не могут существовать сами по себе. Они используются как инструменты повышения эффективности уже существующих и реализующихся методик обучения, воспитания и развития занимающихся;
  2. основной задачей и смыслом применения гуманитарных технологий является нахождение резервов в осуществляемой коррекционной и реабилитационной деятельности, подбор и использование соответствующих средств для реализации этих резервов;
  3. для эффективного применения гуманитарных технологий специалисту необходимо освоить знания из различных областей науки и уметь применять их в конкретной педагогической ситуации;
  4. специфика применения гуманитарных технологий состоит в том, что для получения результата, в них используются нематериальные составляющие, такие как информация, авторитет педагога, интерес занимающихся и т.п. [17,19].

Проведенный нами анализ практики работы с несовершеннолетними с девиантным и асоциальным поведением в России показал, что использование в работе с ними новейших технологий реабилитации и коррекции является в современных условиях наиболее перспективным направлением, так как на их базе наиболее целостно решаются проблемы коррекционно-реабилитационной работы. Приведем в качестве примера некоторые технологии:

Программа коррекционно-воспитательной работы для работы с девиантными подростками (Ю.А. Клейнберг), включает педагогические методы: методы общественного влияния, коррекцию волевых дефектов, страхов, метод игнорирования, культуры здорового смеха, коррекцию навязчивых мыслей и действия, бродяжничества, самокоррекцию; специальные методы – коррекцию недостатков поведения детей, нервного характера; коррекции через труд; путем рациональной организации детского коллектива; психотерапевтические методы – внушение и самовнушение, гипноз, метод убеждения, психоанализ [14,19].

Коррекция поведения учащихся (по А.И. Невскому) подразумевает под собой систему следующих правил: нельзя подавлять отличные от общепринятых реакции детей; важно умение донести нравственные нормы поведения; вовлекать детей в занятия, сопряженные с риском (спорт); при психогенных расстройствах особое внимание следует уделять отношениям в семье, контролю за поведением; созданию системы ситуации успехов к разным занятиям, организации социальной активности учащихся [3,6,7].

Психокоррекционная программа помощи несовершеннолетним с девиантным поведением (И.С. Ганишина) осуществляется в зависимости от формы отклоняющегося поведения и включает в себя два блока: профилактический и коррекционный [1].

Эффективные гуманитарные технологии обеспечиваются совместными усилиями многих специалистов и многих организаций, базируются на хорошем знании методов социальной, социально - психологической, педагогической работы (индивидуальной, групповой, работы в микросоциальной среде и т.д.). Их разработка должна базироваться на глубоком знании как сущности проблемы девиантного (деликвентного и криминального) поведения подростков, так и личностных особенностях несовершеннолетнего. Специалист в области ГТ должен владеть умениями найти и соответствующие подходы в каждом конкретном случае.

Список литературы

  1. Арт-терапия как индивидуальная форма психокоррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В., Зимаков В.В. Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 72-79.
  2. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения в исправительно-трудовых учреждениях. Л., 1963. С. 53–54.
  3. Возможность применения эмоционально-образной психотерапии в работе с осужденными в местах лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В. Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 89-96.
  4. Гуманистическая направленность личности осужденных молодежного возраста Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 1. № 31. с. 239-243.
  5. Кузнецова Н. А. Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября.
  6. Некоторые социально-психологические характеристики несовершеннолетних осужденных Литвишков В.М., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 190-194.
  7. Особенности психологического сопровождения осужденных, состоящих на профилактическом учете, распространяющие экстремистскую идеологию Пестриков Д.В., Сеник И.В. Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 74-82.
  8. Особенности психологической подготовки осужденных к освобождению Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 404-408.
  9. Особенности работы пенитенциарных психологов с осужденными Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 352-356.
  10. Особенности ролевого поведения осужденных Датий А.В., Пестриков Д.В. Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 67-70.
  11. Поведение несовершеннолетних осужденных в процессе отбывания наказания в ВК Пименов В.В., Пестриков Д.В., Шмаев И.В. Экономика и социум. 2014. № 4-4 (13). С. 400-403.
  12. Практикум по правовой превентивной психологии Пестриков Д.В. курс лекций / Д. В. Пестриков, И. В. Михалева, Г. К. Корнеева ; Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и упр.. Рязань, 2010.
  13. Применение арт-терапии в работе с осужденными Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 393-396.
  14. Психологические особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными Лисник Ю.С., Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 1. № 30. с. 329-333.
  15. Психологические особенности и меры профилактики суицидального поведения осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы Пестриков Д.В., Сеник И.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 396-400.
  16. Психологические особенности смысловой сферы личности ВИЧ-инфицированных осужденных Корнеева Г.К., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 316-320.
  17. Психологическое обеспечение профилактики правонарушений несовершеннолетних осужденных Шмаев И.В., Пестриков Д.В., Пименов В.В. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 474-477.
  18. Силантьева М.В. Современные «гуманитарные технологии» в контексте российской действительности / М.В. Силантьева // Славянский мир в третьем тысячелетии. Россия и славянские народы во времени и пространстве. - М., 2009. - С. 406-418.
  19. Социально-психологические особенности взаимоотношений несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях Литвишков В.М., Пестриков Д.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 319-324.
  20. Уровень агрессивности и конфликтность личности (на примере несовершеннолетних осужденных женского пола) Лисник Ю.С., Полянин Н.А. novainfo.ru. 2015. т. 2. № 30. с. 340-345.