Технология формирования субъектной позиции

№50-1,

Педагогические науки

В статье раскрыты основные принципы, закономерности теории субъекта деятельности как субъекта отношений В.В. Горшковой.Представлена технология формирования субъектной позиции с использованием приемов технологии развития критического мышления.

Похожие материалы

Все чаще педагоги задумываются: хочется ли ребёнку брать от учителя готовые знания без усилий? И все чаще приходят к выводу: “нет, не хочется”. Именно на таких уроках детям становится скучно и неинтересно. Ребята начинают отвлекаться, теряют интерес к учению. Вот почему на уроках нужно вовлекать детей в учебную деятельность, чтобы ребёнок мог сам участвовать в добывании знаний, т.е становился субъектом учебной деятельности. В условиях, когда современное начальное образование связано с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности, возникает противоречие между новой позицией ученика как субъекта учения и привычной позицией учителя, для которого ученик остается объектом обучения. Таким образом, проблема развития субъектности младшего школьника становится одной из главных задач.

В основе нашей технологии лежит теория субъекта деятельности как субъекта отношений В.В. Горшковой.

Под субъектом мы понимаем активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, противостоящий внешнему миру как объекту познания. Субъект — не нечто пассивное, только воспринимающее воздействия из вне и перерабатывающее их способом, производным от его «природы», а носитель активности.

Необходимо отметить, что основной характеристикой субъекта отношений является его активность, которая не только служит регулятором поведения, но и определяет весь характер деятельности человека.

Деятельность (активное отношение человека к окружающей действительности, содержанием которой является изменение и преобразование) - основа развития личности.

Активизация познавательной деятельности — преодоление стереотипов в преподавании и обучении.

Главный стереотип — субъект-объектные отношения между педагогом и обучающимся.

Преодоление стереотипа — формирование субъектной позиции обучающегося.

Закономерности

Субъектность представляет собой своеобразное свойство личности, а развитие личности – процесс, подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство непрерывности и прерывности обеспечивает целостность процесса развития личности, развития его субъектности как личностного свойства.

Учебная деятельность в студенческом возрасте приводит к изменениям в самом субъекте в том случае, когда он проявляет критическое мышление как неудовлетворенность способами познавательной деятельности.

Изменение психических свойств и поведения студентов находится в прямой зависимости от результатов собственных самостоятельных действий. Саморазвитию субъекта образовательной деятельности способствует учебная задача, являющаяся основной единицей учебной деятельности.

Принципы

  • Принцип вариативности. Феномен субъектности заключается в преобладании внутренних условий (мотивов, интересов, потребностей, ценностей) над внешними.
  • Принцип синергетичности. Самоорганизация как процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется сложная динамическая система субъектности, находит свое проявление, прежде всего в многоуровневости системы, которая включает в себя субъектную (смыслообразующую) активность, субъектную позицию, ценностное самоопределение, субъектный опыт и план.)

Наша технология имеет 3 этапа, на каждом этапе роль учителя и учащегося может быть различна.

На 1 этапе – репродуктивном уровне - отношения носят только односторонний характер и не зависят от индивидуального проявления уникальных свойств каждого из участников. Учащиеся выполняют задания по образцу. Преобладает низкий уровень познавательного интереса (локальный), инициатива в процессе обучения отсутствует (воспроизводящая активность), решают задания репродуктивного характера (воспроизводящий вид самостоятельной работы). Учащиеся не способны самостоятельно ставить цель и организовывать собственную деятельность.

На 2 этапе - частично-поисковом характер отношений приобретает черты двусторонней направленности. У учащихся возникает потребность в изучении конкретных ситуаций, их осмыслении без творческого решения (преобладает широкий познавательный интерес). Активность учащегося побуждается проблемной ситуацией, как правило, такая активность носит поисково-исполнительский характер, который побуждает учащегося к с частично-поисковой самостоятельной работе.

3 - исследовательский уровень реализуется в контексте свободы творчества и базируется на максимуме преодоления заданных целей, задач и определенных пределов в индивидуальном развитии участников. Учащиеся взаимодействуют с преподавателем. Преобладают потребность в самостоятельном, творческом поиске и решении проблемных задач. Развивается способность в оценке учебных действий. Учащиеся могут самостоятельно формулировать цель, организовывать деятельность, взять на себя ответственность за выдвинутое предложение.

На каждом этапе технологии мы предлагаем использовать приемы, активизации познавательной деятельности учащегося с использованием приемов технологии развития критического мышления чтения и письма.

Таблица 1. Технология формирования субъектной позиции

Этапы

Цель

Уровни

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Система отношений

Технологическое обеспечение

прием

Ситуация

Репродуктивный

Формирования познавательного интереса обучающихся к изучаемой проблеме

Локальный

Актуализация имеющихся знаний

Актуализация понятийного словаря

S O

Таблица

«Знаю — хочу знать — узнал»

Перед учащимися ставятся вопросы:

Что вы знаете об этом

Что узнали нового?

Что вы считаете нужным узнать?

Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.

Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Прием «Выглядит как… Звучит как…»

Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. Учащимся предлагается вписать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием.

Прием

«Корзина идей»

На стадии актуализации знаний обсуждаемой темы урока определить и выяснить содержание информации, которой обладают обучающиеся путём организации индивидуальной и групповой работы.

1. Сообщение учителем темы или проблемы.

2. Обучающимся предлагается выписать как можно больше слов, выражений, ассоциаций, связанных с изучаемой темой, проблемой.

3. Обмен информацией в парах или группах.

4. Группы обучающихся по кругу называют сведения не повторяя ранее сказанного.

5. Учитель записывает сведения в «корзине» (без комментариев), даже если они ошибочны.

6. В ходе урока записанные сведения систематизируются и связываются в логические цепи. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Широкий

Создание условий для формулирования учащимися проблемы

Выделение проблемы

O S

Прием прогнозирование

Данный приём развивает мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности детей, обучает учащихся работать с разными источниками информации, создаёт условия для саморазвития и самореализации каждого ученика. В основу этого приёма положены наводящие вопросы учителя. Приём прогнозирования применяется на всех стадиях урока.

Стержневой

Включение учащихся в процесс активного целеполагания

Определение цели занятия

S S

Прием «ассоциация»

Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и дальнейший план работы. Он дает возможность развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает.

Приём

“ Солнышко, или Понятийное колесо”

Свое название прием получил из-за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо: в центре – ключевое слово, понятие, тема, а вокруг него, соединенные лучами слова ассоциации, которые предлагают учащиеся. В некоторых случаях – вспомнить предыдущий материал и установить понятийные связи для лучшей систематизации знаний учащихся.

Вариации данного приёма включаю и в контрольные упражнения:

1.Подберите слова по смыслу (схожести или противоположности, а также принадлежащие к одному понятию).

2.Определите связь понятий или явлений (родственность, сходство, различие,).

Частично-поисковый

Развитие познавательной активности обучающихся

Репродуктивный

Организация работы обучающихся на этапе изучения новой информации

Ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое «чтение» материала

O S

«Инсерт»

Учитель предлагает учащимся прочитать текст, заполняя при этом таблицу:

V

+

-

?

Я это знал

Это для

меня было абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу узнать об этом побольше

Поисковый

Работа с различными источниками информации с целью установления причинно-следственных связей между компонентами материала

О S

«Работа с вопросником»

Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Результат работы учащиеся вписывают в таблицу.

Кто?

Что?

Когда

Где?

Почему?

Творческий

Выражение собственного взгляда на проблему

S S

«10 минутное эссе »

После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит, в течение 10 мнут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы и высказывание собственного мнения.

Исследовательский

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся

Репродуктивный

Создание условий, способствующих установлению субъект-субъектного взаимодействия между всеми участниками занятия

Работа по присвоению учащимися того интеллектуального инструментария, алгоритмов деятельности, форм взаимодействия и т.п., которые он осваивает на уроке для достижения основных целей-результатов урока.

S S

РАФТ

Прием, направленный на создание письменных текстов определенной тематики. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать предметы, содержание, проблемы, формулировать свои обоснованные выводы, выносить свои оценки.

Поисковый

Прием «Jigsaw»

(«Ажурная пила»)

Метод «Ажурная пила» - Jigsaw. Обучение учащихся умениям работать в группах, советоваться с товарищами, не нарушая общей рабочей тишины на уроке, умение распределить задания между членами группы таким образом, чтобы был учтён темп работы и возможности каждого воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела, формирование социальных качеств личности.

Схема самоанализа и взаимоанализа коммуникации

ФИ

Понятность изложения материала

Выразительность, эмоциональность выступления

Умение задавать вопросы

Комфортность работы в группе

самооценка

Критерии оценивания:

Понятность изложения материала

· 3– все понял, вопросов не возникло, речь четкая

· 2 – понятно, но кое-что вызвало вопросы, в речи есть неточности, ошибки

· 1 – многое не понятно, речь нечеткая, с ошибками

Выразительность, эмоциональность выступления:

· 3 – было интересно слушать, рассказ увлек, заинтересовал

· 2 – тема интересна, но рассказчик не очень интересно представил материал

· 1 – рассказ не вызвал интереса

Умение задавать вопросы:

§ 3 – вопросы четкие, конкретные

§ 2 – вопросы не совсем конкретные, не все отражают основную мысль

§ 1 – вопросы были заданы не к месту, не раскрывают главную мысль

Комфортность работы в группе:

· 3 – комфортно, работать понравилось

· 2 – понравилось работать, но в следующий раз кое-что изменил бы

· 1 – работать в группе не понравилось

Творческий

6 шляп Де Боно

Класс делится на группы. Каждая группа в зависимости от цвета доставшейся шляпы выполняет следущее:

«Красная шляпа» - интуитивный анализ информации, почему важно решить эту проблему?

«Белая шляпа» -перечисление фактов, известных по проблеме,без эмоций. Определение того, какой информации не хватает.

“Черная шляпа” - высказывание мнения о всех нерадужных перспективах, обозначение всех “подводных камней”.

“Желтая шляпа” - выделение преимуществ и достоинств.

“Заленая шляпа” - выдвегает новые, нестандартные варианты решения проблемы,

“Синяя шляпа” - организация рефлексии, фиксация результатов в виде синквейна.

Список литературы

  1. Горшкова, В. В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе Текст. / В. В. Горшкова//Автореф. дис. . док. пед. наук. СПб, 1992.
  2. Горшкова, В. В. Проблема субъекта в педагогике Текст. / В. В. Горшкова. М., 1991, -102 с.74.
  3. Заир-Бек, С.И. , Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2011.
  4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы//Директор школы. 2005. № 4. С. 66-72.
  5. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.