Некоторые особенности современных яхт

№50-1,

Экономические науки

Президентом РФ дано поручение Правительству о развитии яхтенного туризма в Республике Крым. Данное поручение требует комплексного решения ряда вопросов, связанных с обслуживанием круизных и спортивных яхт. Однако данное поручение выполняется медленно и не обеспечивает комплекса поставленных задач. О необходимости учета особенностей яхт различного класса идет речь в статье.

Похожие материалы

Президентом РФ было дано поручение Правительству РФ о поддержке и развитии яхтинга и морского туризма в Республике Крым. При этом основными вопросами, требующими решения, стали: установление на территории РК и Севастополя режима, определяющего входы и выходы яхт из порта; правила прибрежного морского судоходства между портами для яхт под иностранными флагами, а также порядок пребывания иностранных граждан, прибывающих на борту яхт; упрощение процедуры постановки на учет некоммерческих маломерных судов и яхт. О некоторых проблемах, связанных с комплексным решением поставленных задач, неоднократно говорилось специалистами в области круизного судоходства [1,2,5]. Однако, комплексное их решение требует также понимание общей тенденции развития яхтенного туризма и знание технических особенностей современных прогулочных яхт, обслуживанием которых в ближайшей перспективе должны будут заниматься специалисты морехозяйственного комплекса Республики Крым.

После второй мировой войны яхтинг приобрел новый уровень популярности. До 50-х годов прошлого века яхты в основном строились из деревянных досок, но затем стали применяться новые материалы: стеклопластик, сталь, алюминий и даже армоцемент. Это позволило снизить стоимость строительства.

Современные яхты обладают большой парусностью, а косые паруса позволяют им идти против ветра. В целях безопасности все парусные яхты сегодня оснащены двигателем. Создается большое количество моторных яхт - катеров, а также яхт смешанного типа - парусно-моторных, которые могут двигаться как с помощью паруса, так и двигателя. Запускать двигатель можно в штиль и при заходе на сложную стоянку, а в остальное время наслаждаться спокойным ходом под парусом.

В общем, современный яхтинг, пройдя длинную историю формирования, стал популярным видом спорта, как одиночным, так и командным, а также получил свое развитие в виде прекрасного и незабываемого вида отдыха [5].

На сегодняшний день существует большое разнообразие яхт, которые классифицируют по различным признакам и параметрам [3]:

  1. По способу приведения яхты в движение:
    • Моторные яхты - яхты, которые движутся, как правило, за счет одного или двух двигателей внутреннего сгорания, работающих на дизельном топливе. Моторная яхта подходит для морских прогулок на небольшие расстояния и на достаточно высокой скорости. В среднем скорость составляет 15-25 узлов (морских миль / час.). Организация движения яхты не зависит от силы ветра.
    • Парусные яхты - яхты, приводимые в движение парусами за счет силы ветра и предназначенные как для коротких прогулок в прибрежных водах, гонок так и для многодневных длительных чартеров. Современные правила безопасности требуют обязательной установки аварийного двигателя даже на парусных яхтах, поэтому они обязательно оснащены маломощным двигателем мощностью от 10 до 100 л.с. в зависимости от размера яхты. Средняя крейсерская скорость составляет 4-15 узлов.
    • Моторно-парусные яхты - наиболее распространенный тип яхт, которые могут двигаться как с помощью паруса, так и двигателя. Запускать двигатель можно в штиль и при заходе на стоянку с сложным фарватером, а в остальное время наслаждаться спокойным ходом под парусом.
  2. По назначению:
    • Прогулочные яхты - предназначенные для небольших водных прогулок при спокойной погоде.
    • Гоночные яхты - ориентированные на участие в спортивных соревнованиях в прибрежных водах, закрытых водоемах или реках. Их основное преимущество скорость.
    • Крейсерские яхты - предназначенные для плавания на большие расстояния в открытом море. Яхты этого типа имеют высокие показатели прочности, имеют повышенный уровень безопасности и оборудованы для длительного пребывания на них экипажа.
    • Крейсерско-гоночные яхты - предназначенные как для длительного плавания, так и для гонок в открытом море. В них сделана попытка объединить лучшие свойства гоночных и крейсерских яхт. Крейсерско-гоночные яхты, как правило, оборудованы, вспомогательным двигателем и навигационным оборудованием.
  3. В зависимости от количества корпусов:
    • Однокорпусные - яхты, имеющие один корпус.
    • Катамараны - яхты, имеющие два одинаковых узких длинных корпуса, благодаря чему они способны развивать большую скорость и имеют большую устойчивость, чем яхты с одним корпусом.
    • Тримаран - яхты, имеющие три корпуса. Средний корпус шире, чем у катамаранов, но уже чем у яхт с одним корпусом. Два дополнительных корпуса очень узкие и фактически выполняют функции поплавков.
  4. В зависимости от размеров:
    • Мини яхты, имеют длину до 10 метров (30 футов) и используются для однодневных прогулок на небольшие расстояния с небольшими каютами.
    • Малые яхты, имеют длину от 10 до 18 метров (30-56 футов) и используются для путешествий на большие расстояния с выходом в открытое море. Считается, что эти яхты имеют оптимальный уровень комфорта.
    • Средние яхты, имеют длину от 18 до 24 метров (56-70 футов) и, как правило, повышенный уровень комфорта. Для управления такой яхтой нужна профессиональная команда.
    • Большие яхты, имеющие длину более 24 метров (более 70 футов). На борту больших мега яхт обязательно присутствует обслуживающий персонал, уделяется повышенное внимание комфорту.
  5. По количеству мачт:
    • Одномачтовые.
    • Двухмачтовые.
    • Многомачтовые.
  6. По конструктивным и техническим характеристикам:
    • Килевые яхты - тип яхт, в которых днище переходит в глубокий плавник (киль). В нижней части киля для сопротивления дрейфу яхты и понижению центра тяжести крепится свинцовый или чугунный груз (фальшкиль). Такой вид яхт обладает высокой степенью остойчивости. Яхты такого типа предназначены для плавания по морям и озерам с глубокой водой, сильными ветрами и волнением.
    • Швертботы - тип яхт, которые имеют относительно широкий корпус, оснащены одним или двумя швертами - металлическими или деревянными выдвижными килями, которые можно поднимать при необходимости и тем самым уменьшать осадку яхты. Этими яхтами легко управлять. Остойчивость швертбота намного меньше, чем килевой яхты, поэтому он менее безопасен при плавании в море и открытых водоемах.
    • Компромисс - вид яхт, для которых характерны промежуточные между килевыми яхтами и швертботами конструктивные решения.
  7. В зависимости от внешнего вида:
    • Классические (традиционные).
    • Современные.
  8. По материалу корпуса яхты делятся на:
    • Деревянные (гулеты).
    • Пластиковые (композитные).
    • Стальные.
    • Другие.

Распределение яхт по типам по основным классификационным признакам представлено на рис. 1.

Как видно из приведенной классификации, для обслуживания разных типов круизных и спортивных яхт требуются глубокие знания их технических характеристик. Различные типы яхт различаются по осадке, высоте борта (мачты), ширине, маневренности, типам двигателей и электрооборудования, количеству членов экипажа и пассажиров, требованиям к техническому и другим видам снабжения и др. Все эти вопросы необходимо учитывать при создании яхтенных стоянок и марин для обеспечения безопасной стоянки плавсредств, качественного обслуживания пассажиров и экипажа, надлежащего технического обеспечения, имущественного и продовольственного снабжения. Если комплексное решение вышеперечисленных проблем не будет обеспечено в ближайшее время, то порты Крыма еще долгие годы не будут востребованы международным яхтенным сообществом.

Классификация яхт по типам.
Рисунок 1. Классификация яхт по типам.

Список литературы

  1. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.- 296 с.
  2. Селиванов В.В. Агентирование круизных судов и яхт (монография0 / В.В. Селиванов. – Одесса: ЧП «Феникс», 2010. – 240 с.
  3. Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю. Яхтенный туризм и особенности экскурсионного сервиса: монография / В.В. Селиванов, Е.Ю. Лукьянова. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2016. – 168 с.
  4. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: монография / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  5. Селиванов В.В. Яхтенный туризм на Черном море: возможности и ограничения развития / В.В. Селиванов // Крымский научный вестник. – 2016. – № 2(8). – С. 225–231. – [электронный ресурс]. – Режим доступа http://krvestnik.ru/pub/2016/03/Selivanov.pdf