Активная и пассивная коррупция. Отличительные черты

№50-2,

Юридические науки

Коррупция в данной статье рассматривается в двух подходах. Не смотря на тяжесть обоих подходов, с основного понятия как коррупция не снимается ответственность за совершение противоправных деяний. Предполагаемая вина отличается от участия лица в данном процессе. Статья не несет в себе каких либо юридических норм, но в тоже время раскрывает по какому пути могут развиваться коррупционные связи.

Похожие материалы

По форме коррупцию различают как пассивную и активную. Пассивной коррупцией считается преднамеренное вымогательство или получение государственным служащим непосредственно или через третьих лиц любых преимуществ для себя или третьего лица, принятие обещания таких преимуществ за выполнение им или воздержание от выполнения, вопреки его должностным обязанностям, какого – либо действия в пределах возложенных на него функций или при их исполнении. Слово коррупция имеет несколько значений: «растлевать»; «губить свободу»; «обольщать женщин»; «развращать молодежь»; «искажать смысл»; «фальсифицировать результаты», «унижать достоинство», «повреждать желудок плохой пищей»; «портить воду в закрытой таре»; «расстраивать дела»; «расточать состояние»; «приводить в упадок нравы»; «упускать возможности»; «истощать источник»; «истреблять насекомых»; «поджигать имущество», тем самым, общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц.

В последнее время, некоторые правоведы стали разделять данное понятие на два самостоятельных факта, которые не исключают друг друга по смыслу, а переходят из одного состояния в другое, как показывает практика. В эти два понятия входят два состояния и рассматриваются они как активная коррупция, так и пассивная коррупция. По смыслу и активная коррупция и пассивная коррупция считаются тяжкими преступлениями, и наносит большой ущерб в любой отрасли, где такие составляющие проявляются. Данное проявление не возникает на пустом месте. Для создания не правомерных условий необходим как говорится «человеческий фактор», который идет на это осознано, самый негативный подход, и складывается из разных обстоятельств, которые предшествовали данному моменту. Трудно переоценить два понятия халатность и добросовестное отношение к своим обязанностям. В обоих случаях подходы крещению возникшей проблемы изначально различный. В большинстве случаев при выявлении коррупционных признаков применяется уголовная ответственность, в зависимости от тяжести вины. Даже подозрение в коррупционных связях не должны оставаться без последствий. Коррупция – в современном её понимании, как социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения.

Рассмотрим активную коррупцию как негативный фактор. Активная коррупционная схема может на первый взгляд не выдавать себя ни каким образом. Примером может служить предложение вашей личной выгоды, обещание обогатиться Вам например за счет организатора предоставления услуг. На начальном этапе Вам предложат купить вещь на особо выгодных условиях, но в итоге все будет на оборот. Предметом обогащения в большей мере выступают денежные средства. Предметом активной коррупции могут выступать предоставления услуг, посредничество, партнерство путем предоставления материальных ценностей, государственные служащие, служащие, персонал путем предоставление тех или иных услуг входящие в услугу от представляемого. Не смотря на то, что в некоторых странах коррупция возведена в ранг закона. В некоторых странах нормой являются платежи государственным служащим с целью ускорения выполнения должностных действий, право требования которых заявителем предусмотрено законом например, таможенного оформления запасных частей, ввезенных на законных основаниях. Эти так называемые платежи за ускорение в большинстве случаев незаконны в государствах,, в которых запрещены такие действия законодательно, при подписании договора пользуются законодательной базой своей страны. Сделки с контрагентами при определенных обстоятельствах могут вызывать подозрения на активную или пассивную коррупцию, например в следующих случаях: отсутствует письменный и подписанный договор; отсутствует конкретное определение услуги, предоставляемой контрагентом; услуга, оказываемая контрагентом, не приносит компании очевидной пользы; оплата осуществляется наличными без предусмотренной законодательством квитанции; контрагент указал счет, владелец которого не совпадает с поставщиком услуги. В процессе сотрудничества с контрагентами сотрудники больших компаний, государственных органов, которые борются за свою репутацию, всегда четко указывают на то, действуют с соблюдением действующего законодательства, не допуская коррупционного или иного незаконного поведения и при выявлении случаев коррупции или иного незаконного поведения сотрудничество с данным контрагентом будет прекращено, раз и на всегда. При наличии каких – либо признаков коррупционного поведения или других тяжких правонарушений со стороны контрагента сотрудники должны уведомить об этом службу безопасности, руководителя или самостоятельно обратиться в правоохранительные органы. К активно коррупции следует отнести следующие факторы как осуществление незаконных платежей сотрудникам или представителям других компаний, как напрямую, так и через третьих лиц. Даже если такие платежи в некоторых странах являются нормой, они незаконны. То же самое касается случаев, когда платеж декларируется как «оплата консультационных услуг» сотрудника или приближенных к нему лиц. Все платежи контрагентам должны документироваться таким образом, чтобы в случае проведения государственными органами расследований компания, или иная государственное учреждение могло представить доказательства того, что платежи были переведены на законных основаниях. К проявлению активной коррупции следует отнести и приглашения в рестораны, на спортивные мероприятия, угощение, оплата личных дорожных расходов, подарки и другие личные выгоды сотрудника или представителям других компаний допускаются, согласно от стоимости подарка не должна превышать сумму, установленную государством. Общая стоимость и конкретные обстоятельства предоставления не должны производить впечатление ожидаемого встречного удовлетворения. В этом отношении необходимо проверять каждый отдельный случай, например, на основании следующих параметров: стоимость выгоды, принцип вытянутой руки; частота предоставления возможной выгоды; положение получателя в рамках его предприятия, включает в себя иерархию, функцию, отношения; социальная уместность.

Для противодействию активной коррупции необходимо определить, как поступить без ущерба для предприятия, государственного органа, и каким образом следует поступить, приглашения и подарки должны всегда направляться на официальный юридический адрес получателя, а не на его личный адрес. То же самое должно применяться в отношении выгод для супруга и супруги, близких родственников или приближенных к ним лиц. Ни в коем случае не должно допускается предоставление в подарок наличных денежных средств или их эквивалентов, таки как, банковских чеков. Существует множество конкретных форм коррупции: взяточничество, непотизм (кумовство), вымогательство, фаворитизм, протекционизм, лоббизм, предоставление льготных кредитов, заказов, использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам. Непотизм, что означает кумовство, и представляет собой особый вид конфликта интересов. Несмотря на наличие тенденции, употреблять это выражение нужно в более широком контексте, оно строго применяется к ситуации, в которой то или иное лицо использует имеющуюся у него государственную власть для получения услуги - очень часто работы – для одного из членов своей семьи. Фаворитизм, производное слово от favor – милость, несправедливое, пристрастное покровительство любимцам на службе в ущерб делу. Протекционизм представляет собой более широкое понятие, чем непотизм, и относится к таким положениям, в которых отдается предпочтение друзьям независимо от того, подходят ли они для работы на определенной должности. Скорее всего, протекция может иметь место при назначениях на должности; однако вероятность ее проявления существует и в любом из случаев, связанных с предстоящим осуществлением дискреционных полномочий. В постсоветских странах хорошо развит протекционизм в форме землячества, когда должностное лицо с приходом к власти вокруг себя собирает своих земляков, или в форме кланизма, когда клуб старых друзей или одноклассников захватывает власть. Лоббизм, производное слово от английского lobby – кулуары , где депутаты парламента могли общаться с посторонними, этакий специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций – политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов, так называемых групп давления на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего, лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах. Лоббизм , как понятие, возникло впервые в Соединенных штатах америки, где лоббистская деятельность с 1946 года регулируется федеральным законом. Опасность лоббирования заключается в последствиях, в нанесении ущерба государственным и общественным интересам. Трайбализм , происходит от слова tribalism, от tribe, что означает племя, в науке конституционного права термин, применяющийся для обозначения племенной разобщенности в странах тропической Африки, Океании и других регионов мира. Практика трайбализма заключается в предоставлении привилегий выходцам из одной этнической группы (при подборе и расстановке кадров в государственном аппарате) и, соответственно, дискриминации остальных. Трайбализм фактически сводит на нет принцип равноправия граждан и провоцирует гражданские войны, в таких странах как в Руанде, Сомали, Либерии.

Для борьбы с активной коррупцией в некоторых странах, полностью запрещают своим сотрудникам или представителям принимать приглашения или подарки, и предусматривают предельные значения стоимости, которые должны соблюдаться сотрудниками и представителями предприятий. Прежде чем передать приглашение или подарок, сотрудник должен убедиться в том, что получатель имеет законное право принять такое приглашение или подарок. Антикоррупционное законодательство многих стран запрещает предоставлять личные выгоды отечественным и иностранным должностным лицам в лице чиновника, депутата выборных органов, военным или другим государственным служащим, даже если такие личные выгоды имеют невысокую стоимость. В таком случае сотрудники и должностные лица компании не имеют права предоставлять государственным должностным лицам выгоды, имеющие экономическую ценность, принимать приглашения или подарки. Однако в большинстве стран из числа таких выгод исключаются угощения при переговорах. Таким образом, активную корруцию, на мой взгляд, следует отнести к даче взятки. Активной коррупцией считается преднамеренное обещание или предоставление любым лицом непосредственно или через третьих лиц любых преимуществ государственному служащему, ему лично или третьему лицу, за выполнение им или воздержание от выполнения, вопреки его должностным обязанностям, какого – либо действия в пределах возложенных на него функций или при их исполнении

Пассивная коррупция заключается в том, что сотрудники и должностные лица компании, государственного органа не имеют права требовать или принимать какие – либо выгоды от своих нынешних или потенциальных контрагентов для себя или приближенных к себе лиц супруга или супруги, близких родственников, друзей. Этот запрет должен действовать даже в том случае, когда такая выгода никак не влияет на ход ведения дел. В частности, запрет пассивной коррупции должна распространяется и на случаи получения встречного удовлетворения за размещение заказов или другое выгодное для поставщика поведение, таким следует считается отказ от заявления в отношении поставщика требований о возмещении убытков. Следует обратить внимание на легализацию доходов добытых преступным путем, то есть сокрытие происхождения преступных доходов, придание им в любых формах видимости законного происхождения. В международном праве легализация преступных доходов, считается преступление международного характера согласно Страсбургской конвенции 1990 года о розыске, получении и конфискации незаконных средств, полученных преступным путем.

Примерами применения антикоррупционных мер могут послужить: прекращением карьеры; ликвидируется бизнеса; несение уголовной ответственности.

Провидение проверок на коррупционность в отношении: чиновников от районного до министерского уровня, а также руководителей госкорпораций, в последнее время дают положительный результат; родственников и ближайшего окружения чиновника; коммерческих структур, в которых может быть потенциальный интерес чиновника; криминальных связей чиновника.

В проверках по борьбе с коррупцией чаще должны принимать участие: Генеральная прокуратура Российской Федерации; Следственный комитет Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство внутреннихд ел Российской Федерации; Федеральная налоговая служба Российской Федерации; Интерпол; Европол.

Таким образом, коррупционная составляющая присутствует и в активной и пассивной фазе не законных правоотношений. Разделить два этих понятия возможно только по степени применения закона. В уголовном кодексе присутствуют послабления в виду того, если взяткодатель поставит в известность правоохранительные органы в известность о запрашиваемой сумме и месте передачи денежных средств. В последнее время большое значение наша правоохранительная система уделяет выявлению фактов коррупционной направленности. И тем не менее моменты коррупции, которые освещенные в средствах массовой информации, остаются без внимания. В данной статье рассмотрены общетеоретические положения понятия коррупции, так как в современном мире она является одним из опаснейших социальных явлений, напрямую затрагивающих интересы общества и государства. Авторитетная неправительственная международная организация Transparency International, целью которой является противодействие коррупции в государственных органах, публикует Индексы восприятия коррупции. Страны ранжируются в зависимости от степени представлений о коррупции среди государственных служащих и политиков на основе данных 17 опросов и исследований, проводимых 13 независимыми организациями среди предпринимателей и местных аналитиков.

Список литературы

  1. Бошно С.В., Ефремов А.А., Цирин А.М. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: становление, опыт, перспективы. М., 2014.
  2. Бошно С.В. Институт антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в системе правотворчества / В сборнике: Институционализация в праве сборник научных статей. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации; под общ. ред. Г. В. Мальцева; отв. ред. Е. Ю. Догадайло. Москва, 2010. С. 132-143.
  3. Бошно С.В. Теория права и государства. Учебник. Сер. Российское юридическое образование (2-е изд., перераб. и доп.). М., 2011.
  4. Магомедов Н.Н. Понятие коррупции в России // Российский следователь. 2013. № 3. С. 25-28.
  5. Зинуров Р.Н. Законодательство о коррупции – проблемы и пробелы // Правовое государство: теория и практика. 2012. № 4 (30). С. 29-36.
  6. Левакин И.В., Шишова Ж.А. Измерение уровня коррупции: межстрановые и национальные методики // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 3. С. 37-42.